Прощание с великими державами
Агитационный плакат кандидата в президенты РФ Владимира Путина в Санкт-Петербурге. Фото: Вадим Жернов / РИА Новости

Агитационный плакат кандидата в президенты РФ Владимира Путина в Санкт-Петербурге. Фото: Вадим Жернов / РИА Новости

Ученые обсудили ресурсный потенциал современной России и перспективы развития страны

В Высшей школе экономики в Департаменте политической науки свою работу начала секция политической антропологии. Ее первое заседание в четверг 23 октября открылось докладом профессора, доктора политических наук Марка Урнова, который был посвящен анализу ресурсного потенциала России для поддержания статуса великой державы. «Русская планета» приводит основные положения этого доклада.

Мягкая и жесткая сила великих держав

«Когда читаешь некоторые работы, в которых автор рассуждает на тему будущего России в мировой системе, часто встречается сентенция: "Либо мы будем великой державой — либо нас не будет вообще". Такой публицист, как Александр Проханов, идет дальше и говорит: "Или Россия — великая держава — или пусть мир развалится". Еще часто встречается предложение — вообще не говорить о статусе великой державы. Будущее России видится как неизбежность великой державы или то, о чем не надо говорить», — начал свой доклад ученый. 

В сознании элит более 500 лет, меньше — в массовом сознании, доминирует парадигма о необходимости для России статуса великой державы. Этот вопрос имеет и важное психологическое значение. Человеку необходимы позитивные эмоции. «А когда ему говорят или он сам считает, что он житель великой державы, то он начинает к себе с большей теплотой относиться. Как говорил товарищ Сталин в 1938 году, "последний советский человек лучше любого высокого капиталистического чинуши"», — процитировал Урнов.

Марк Урнов. Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Марк Урнов. Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Что же такое великая держава? В теории международных отношений существует шкала: супердержава, великая держава, региональная держава, малая держава. Существуют страны, которые приближаются к более высокому статусу, а есть его теряющие. Великая держава — это страна, которая имеет возможность направленно по своей воле влиять на целые системы различных показателей в международных отношениях. «Речь идет именно о системе показателей, потому что обладание и влияние на один из них не дает права называться великой державой. У Северной Кореи есть атомная бомба, но о великодержавном статусе в случае Пхеньяна речи идти не может», — пояснил исследователь.

По мнению Урнова, приведенная формулировка хороша, но не позволяет анализировать динамику. Для этого существует несколько инструментов, позволяющих точнее определить статус страны.

Во-первых, это статус. «Это "звездочки на погонах", — и ничего больше. Он означает то, как о стране говорят на иерархической международной лестнице», — пояснил ученый. Во-вторых, это имидж — эмоционально-насыщенное видение страны на международной арене. Им подкрепляется статус. В-третьих, роль страны, которая означает то же самое, что и имидж, но с рациональных позиций — что ожидается от страны, называющейся великой державой.

«"Страна, поддерживающая международное освободительное движение" — это имидж. Роль — "страна, снабжающая оружием страны третьего мира"», — привел пример Урнов. В-четвертых, ресурсный потенциал — это не ресурсы в чистом виде, а возможности в сравнении с другими странами. «Население России — 140 миллионов человек. Это много или мало? Если сравнивать с Данией — много. Если с Китаем?», — пояснил ученый.

Ресурсный потенциал можно оценивать по-разному. Урнов сослался на американского исследователя Джозефа Ная, который ввел в 1980-е годы в политическую науку понятия «жесткой силы» и «мягкой силы». Потенциал «жесткой силы» — это способность принуждать действовать других согласно собственной воле. Потенциал «мягкой силы» — привлекать других действовать так, как хотелось бы нам. Под ресурсами «жесткой силы» подразумевается размер территории, количество населения, военный потенциал, обеспеченность общими ресурсами, экономическая и политическая стабильность. Ресурсы «мягкой силы» — это качественные характеристики: производительность труда, продолжительность жизни, качество самоуправления, уровень законности и так далее. «Это "кнут и пряник"», — прибегнул к метафоре Урнов. — «Благодаря "жесткой силе" ты всех заставляешь делать, как ты хочешь. "Мягкая сила" позволяет быть тебе ролевой моделью для других — с тебя берут пример».

В 2006 году президент России Владимир Путин заявил, что не стоит Россию называть больше великой державой, потому что этот термин устарел. Вместо этого стали использоваться разного рода эвфемизмы: «одна из сильнейших»; «одна из самых влиятельных»; «одна из лидеров». За этим стоит понимание того, что у России с хрущевских времен убывает ресурсный потенциал.

«Во всех официальных государственных доктринах и долгосрочных планах честно говорится о тех трудностях, в которых сейчас находится страна. Я решил взять целый ряд проблем, описанных в этих документах — прежде всего, те, которые не имеют быстрого решения. В моем докладе будут представлены три проблемы в "жесткой силе" и три проблемы в "мягкой силе", которые стоят сейчас перед Россией», — пояснил выступающий. Он подчеркнул, что использовал для доклада открытые и доступные всем статистические данные.

Потеря контроля

В качестве проблем в сфере «жесткой силы» ученый выбрал население, военный и энергетический потенциал, которые оценивались им по разным параметрам.

По всем прогнозам в России численность населения продолжит снижаться — этот процесс неостановимый.  По прогнозам ООН к 2050 году население страны составит чуть более 110 миллионов человек. При этом продолжит уменьшаться  и доля россиян в мировом населении. В начале XX века жители России — это 5,5% мирового населения, а в 2050 году — всего 1,3%.

Проблема плотности населения с геополитической точки зрения очень существенна. Сейчас она в России падает и растет очень неравномерно. Население покидает регионы Дальнего Востока. «Несмотря на все усилия властей по заселению соотечественниками этих регионов, туда приехали только три тысячи человек за семь лет, а уехала только в 2013 году 21 тысяча человек», — рассказал Урнов.

Население убывает в зоне, прилегающей к Китаю, где по ту сторону границы плотность наоборот растет. Сегодня Пекин спонсирует миграцию китайского населения в регионы российского Дальнего Востока. Китайская диаспора не доминирует в этих регионах только в рыболовецком бизнесе и военно-промышленном комплексе. Буддистское население естественным образом тяготеет к Китаю. «Из-за подобной динамики населения перед Россией встает угроза утери, если не юридического, то фактического контроля над многими территориями», — указал исследователь.

 Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Единственный военный атрибут великой державы у России — это ядерный запас. Но в нынешних условиях ядерный потенциал не служит для наступательных целей — это инструмент сохранения статуса кво. По данным SIPRI, США вкладывает в развитие своего военного потенциала 682 млрд долларов, а Россия — 91 млрд. В 7,5 раз больше России! Китай вкладывает в два раза больше России. Причем доля военных расходов в отечественном ВВП — 4,4%, тогда как у Китая — 2%. В науке существует параметр — когда военный бюджет превышает 5% ВВП, то начинается милитаризация экономики. «Американцы вкладывают также 4,4% ВВП в военные расходы, но российская экономика в несколько раз меньше американской — никакой гонки вооружений Россия сейчас выдержать не способна. Это утопия», — пояснил докладчик.

Далее исследователь перешел к энергетической сфере. «В 1973 году Организация стран экспортеров нефти в три-четыре раза подняла цены на нефть, и в Европе началась паника. Я в то время работал в Конъюнктурном институте внешней торговли и помню наши восторги. Убыточная на тот момент советская нефтяная промышленность начала резко расти и приносить прибыль. Почувствовался вкус не только нефтедолларов, но и появилась возможность влиять на политику с помощью вентиля, которая и поныне у нас сохраняется», — рассказал Урнов.

Но за эти в годы в мире произошла технологическая революция, главным итогом которой стало появление новых способов добычи энергии. Теперь рентабельно добывать нефть и газ в прежде труднодоступных месторождениях. Появились новые источники энергии. Возникла культура экономии потребления. В связи с этим на рынке появляются новые экспортеры, что позволяет Европе освободиться от зависимости от российских ресурсов. «Другими словами, мечты о превращении России в энергетическую сверхдержаву не сбудутся», — указал ученый.

Урнов уточнил, что ни одна из приведенных проблем в сфере «жесткой силы» не решаема ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе, что крайне осложняет использование этого ресурсного потенциала для поддержания или приобретения статуса великой державы.

Болеющая страна

Затем докладчик перешел к описанию ресурсного потенциала «мягкой силы».

Согласно рейтингу самых здоровых стран Bloomberg Россия находится на 97 месте. Показатель влияния болезней на продолжительность жизни и трудоспособность населения в России в два раза сильнее, чем в США. Смертность от туберкулеза в России в 18 раз больше чем в Европе. Количество больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в пять раз больше. Из-за культуры и качества потребления алкоголя на россиян он действует в восемь раз хуже, чем на европейцев.

Очень тревожен показатель самоубийств, который в России в среднем в два раз выше в сравнении со странами Запада. Молодежные самоубийства — самый высокий показатель в мире. И если количество взрослых суицидов уменьшается, то среди молодежи они продолжают расти — такое распределение не свойственно для развитых стран. «Как говорят хорошие специалисты, самоубийства на 90% обусловлены общим психическим здоровьем. Здоровый человек справляется с большинством жизненных невзгод и депрессий. Такой уровень самоубийств, особенно среди молодых людей, означает растущий уровень количества психических расстройств и заболеваний. Проще говоря, речь идет о деградации населения. По этому показателю мы не можем принадлежать к великим державам», — объяснил Урнов.

В 2000-е годы Россия осуществила беспрецедентный рост уровня трат на здравоохранение — с 6% до 12% ВВП. Но это не дало почти никакого результата — страна отстает от Запада по всем показателям, несмотря на отдельные незначительные улучшения некоторых из них.

Почему так происходит? Никакие инвестиции сразу эффекта не дают. Многое зависит от их структуры, которая в России неоптимальна. Многие болезни, от которых страдает население, имеют сложную психосоматическую природу, и именно ее необходимо лечить. Чтобы изменить эту ситуацию, нужны инвестиции не столько в медицину, сколько в образ жизни. Достичь западного уровня расходов на медицину сложно. Учитывая параметр ВВП, в России они должны составить 35% от него, чтобы сравниться с европейскими тратами на здравоохранение. «И по этому параметру догнать современные великие державы Россия не может», — сделал вывод докладчик.

Другой немаловажный ресурс «мягкой силы» — качество элит. Урнов привел в пример исследование политологов Валерии Касамары и Анны Сорокиной. Ученые задали одни и те же вопросы московским бездомным и депутатам Государственной думы. В результате исследовательницы получили идентичные словари и ответы в обоих случаях. Взгляды представителей политической элиты и обитателей социального дна на Россию, на ее прошлое и будущее не различаются.

«Что это означает? Наше общество ценностно очень однородно. Внутри общества нет референтной группы, которая демонстрировала бы образцы поведения и ставила цели, тянула бы за собой всех остальных. Значит, внутреннего импульса для развития нет. Его берут извне. А потом патриоты обижаются, почему у нас так много американских фильмов. Кто-то смотрит на Европу, кто-то на Китай, но не друг на друга. У нас нет группы-источника позитивных образов и целей — элиты», — объяснил результаты исследования Урнов.

В России величайший уровень недоверия к органам государственной власти, что сильно отличает наше общество от населения развитых стран. С середины 1980-х годов Урнов занимался исследованиями доверия. В одном американском исследовании той поры жители США высказывали наибольшее доверие священникам (80%), а наименьшее — профсоюзным активистам. В подобном опросе среди жителей СССР исследователь получил другие результаты: на первом месте стояли военнослужащие (им доверяли только 14% населения), а кончалось также профсоюзными активистами. Сейчас уровень доверия поднялся с 14% до 30%, но продолжает оставаться чрезвычайно низким для развитых стран.

Уровень коррупции в России также остается очень высоким. Согласно исследованиям Transparency International он выше, чем в Того, а разрыв с западным странами согласно индексу организации составляет несколько десятков пунктов. Опросы «Левады-центра» 2004 года показали — более 70% россиян уверены, что все чиновники — воры. При этом такое же количество настаивают, что экономические ресурсы должны находиться в руках у государства.

Участники акции «Россия без коррупции» в Санкт-Петербурге, 11 июня 2013 года. Фото: Игорь Руссак / РИА Новости

Участники акции «Россия без коррупции» в Санкт-Петербурге, 11 июня 2013 года. Фото: Игорь Руссак / РИА Новости

«Схожая ситуация и в экономике. Если мы из ВВП уберем рост цен на нефть, то выяснится, что экономика все эти годы оставалась на месте и стагнировала. Производительность труда в России составляет четверть от этих показателей в развитых странах. Представители бизнеса стабильно в течение многих лет называют главной проблемой не коррупцию, с которой они мирятся, а недостаток квалифицированных кадров», — рассказывает исследователь.

Сложность решения этих проблем усугубляется «утечкой мозгов». По подсчетам американских исследователей из России уехало 80% математиков и физиков мирового уровня. «С макросоциальной точки зрения утечка мозгов означает, что нация глупеет, снижается средний IQ», — объяснил Урнов.

Уровень иностранных инвестиций в Россию также оставляет желать лучшего — в 2013 году 0,5% от ВВП. Даже если бы он повышался, то вставал бы вопрос об изношенности фондов и о низком качестве рабочей силы во многих сферах. В пример Урнов привел бывшую ГДР, где был меньший объем экономики, высокий уровень культуры труда и был «старший брат» ФРГ, который целенаправленно помогал «младшему». При такой фантастически благоприятной ситуации бывшему ГДР понадобилось 20 лет, чтобы сравняться по основным показателям с остальным ФРГ. Российская ситуация далеко не такая благоприятная. Даже, если бы в стране был самый лучший инвестиционный климат в мире, то с учетом масштаба и проблем понадобилось бы не менее 40 лет, чтобы российская экономика стала технологически эффективной.

Как лечить?

После описания проблем ресурсного потенциала «жесткой» и «мягкой» российской силы Урнов предложил ряд мер, которые позволили бы снизить их остроту и фатальную нерешаемость многих из них.

России необходимо отказаться от мифологии великодержавности. В реальности Россия может быть или региональной державой, влияющей на окружающих соседей в пределах существующих границ, или превратиться в странную территорию с неясным статусом. «Что нужно, чтобы реализовался первый, лучший вариант? Огромное число компонентов: демифологизация идеологии великодержавности в массовом сознании, борьба с коррупцией, реформа судов, наличие культуры свободных СМИ, новые образовательные программы», — указал исследователь.

Наибольшую опасность он видит в растущем сепаратизме. «Жители Сибири все чаще себя называют сибиряками, противопоставляя себя остальной России. Влияние Китая на Дальнем Востоке, уже говорилось, очень высоко. А про Северный Кавказ не стоит напоминать. Странные процессы идут в волжских мусульманских анклавах. Социологические исследования фиксируют, что мусульманская и русская молодежь все больше в этих регионах отгораживаются друг от друга», — привел примеры Урнов.

Не меньшие сложности он видит и в восстановлении дружеских и партнерских отношений с ближайшими соседями, что необходимо для статуса региональной державы. В 40-миллионой Украине сегодня только 16% хотят сближения с Россией. Еще год назад соотношение сторонников пророссийского и прозападного курса было почти одинаковым.

«России нужно расстаться с мечтой о статусе великой державы», — закончил свой доклад Урнов.

Точка невозврата

После выступления началось обсуждение услышанного.

Первым слово взял экономист, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. Он подвергнул сомнению использование некоторых индексов докладчиком — например, рейтинг Bloomberg. «Например, они считают россиян полностью грамотными людьми, потому что в России получение образования является обязательным. Но они никак не оговаривают тот факт, что в России два миллиона детей совсем не ходит в школу», — указал Гонтмахер.

Евгений Гонтмахер. Фото: Сергей Карпов / ТАСС

Евгений Гонтмахер. Фото: Сергей Карпов / ТАСС

Огромные средства, вложенные в медицину, привели к ухудшению здоровья населения, потому что стало выявляться больше заболеваний. «Большие начальники меня спрашивали: "Мы вложили столько денег в медицину, а все стало только хуже". Я им ответил, что нужно еще целое поколение для того, чтобы выздоровели те, кто сейчас болеет», — рассказал комментатор. Он привел в пример снижение мужской смертности, которое произошло не из-за инвестиций в медицину, а из-за того, что во всех домах появились приборы для измерения давления: с ним больше шансов, что человек, страдающий сердечно-сосудистыми заболеваниями, вовремя примет лекарство.

На взгляд Гонтмахера, использованная докладчиком терминология о великой державе полностью устарела. Сейчас происходит формирование наднациональных общностей, из-за которых статус великой державы полностью пересматривается. Так в Европейском Союзе маленький Люксембург играет большую роль, чем многие более крупные страны. «Речь идет не о том, чтобы стать региональной державой, а о том, что необходимо быть частью какого-то цивилизационного объединения. И далее уже осознать свое место в этом объединении, потому что в нем можно находиться тоже в разных местах. Единственная альтернатива этому — failed state (неудавшееся государство — РП)», — объяснил Гонтмахер.

Он обратил внимание на важность понимания обществом и экспертным сообществом ответа на вопрос: прошла ли Россия точку невозврата в деградации человеческого капитала? «Негативный груз, который накоплен в человеческом капитале, начиная от психических заболеваний и заканчивая низким уровнем образованности, заставляет опасаться совсем за ближайшее будущее страны», — пояснил Гонтмахер. Он согласился с предложенными Урновым мерами по преодолению кризиса, но задался вопросом: кто этим будет заниматься, если в России нет элиты?

Следующим прокомментировал тезисы доклада Урнова профессор Высшей школы экономики Юлий Нисневич.

Он согласился с предыдущим комментатором, что терминология великих держав полностью устарела, и осталась в начале XX века. Большую проблему Нисневич видит в том, что подобная риторика используется людьми, определяющими повестку дня и внешнюю политику.

«Мы живем в эпоху цивилизационного слома. Речь идет даже не об объединениях стран, а об их попадании в тренд современности — либо ты в нем, либо нет, что означает конец», — прокомментировал Нисневич высказывание предыдущего выступающего.

По завершению дискуссии Урнов поблагодарил всех собравшихся за внимание и выразил надежду, что и другие мероприятия секции политической антропологии Департамента политической науки НИУ ВШЭ вызовут такой же интерес. 

Эмоциональный вопрос Далее в рубрике Эмоциональный вопросМолодежную просветительскую НКО вынуждают зарегистрироваться как «иностранного агента» из-за трех восклицательных знаков Читайте в рубрике «Общество» Олимпийский бойкот состоялсяЗападные СМИ проигнорируют достижения российских спортсменов в Рио независимо от решения МОК Олимпийский бойкот состоялся

Комментарии

26 октября 2014, 03:25
Такая страна как Россия может стать великой державой. Не за день, не за год. Понадобится пара десятилетий или даже больше. Теоретически всё просто. Практически, наверное, невозможно.

Правильно сказано, что в стране нет интеллектуальной и культурной элиты, которая могла бы оказывать влияние на людей, тянуть их за собой.
Ну, или, хотя бы объяснить людям, – в чём причина деградации народа, у которого, потенциально, такие хорошие мозги.
Причина деградации – проще некуда. Не развиваются разделы мозга, работающие с образами и эмоциями. Их просто некому развивать. Школа направлена на развитие у детей лобных долей, слова. В лучшем случае, родители подсуетятся… хоть воображение и фантазию у детей активируют. У маленьких детей. С подростками такой работы совсем не проводится.

С образами, эмоциями и словами работают три раздела коры, три системы мозга. Развивай и координируй все три системы – получишь умнейшего и талантливого человека. Но, на сегодняшний момент развитие детей происходит только через лобные доли. Две другие системы развиваются по минимуму, а от них зависит интеллект, Высшие чувства, талант.

Многие ли знают о научном факте, что речь – это работа двух систем мозга, где само слово – форма, а образы содержание?
Всего двадцать лет надо, чтобы вырастить новое поколение – мыслящих, талантливых людей, которые сумеют вывести страну в мировые лидеры. Проблема в том, что всё это можно объяснить детям. Они понимают на раз. Но, невозможно объяснить взрослым. И уж совершенно невозможно объяснить учёным, которые ныне занимаются проблемами мозга. Они образный раздел коры разумом не считают. У них всё сосредоточено на слове.

Мы погубим себя из-за собственной глупости.
26 октября 2014, 12:08
А может быть н мы погубим, а все же нас погубят? Хотя мне верится в то, что мы преодолеем все препятствия и будем жить хорошо. Кстати под хорошо я подразумеваю спокойно, а великой державой нам быть не обязательно. Не обязательно для того, что бы народ был счастлив и гордился страной и любил свою власть.
27 октября 2014, 16:52
Такие "эксперты-русофобы" вам могут наобещать только конец света!
26 октября 2014, 20:28
это все акутально для людей прошлого века, сейчас общество развивается по другим законам, и приоритеты другие, количество учебных заведений которые развивают мозг на правильный, современный ритм - огромно
27 октября 2014, 13:56
Да ладно, огромно? А много у вас там учится знакомых? Поспрашивайте, сейчас почти в каждом учебном заведении все зачеты и экзамены покупаются за деньги,а во многих вообще диплом сразу покупается!
28 октября 2014, 12:28
Коррупция в учебных заведениях начинается все же потом, когда учащийся начинает сознательно филонить, отлынивать от занятий, и недостаток ума компенсирует деньгами, не заметили? А стремление к образованию все же нужно закладывать в детях с малых лет. Тогда и взятки таскать не придется.
27 октября 2014, 18:42
Считаю что нам необходимо как раз-таки возвращаться к былому, как можно более широко использовать неоценимый советский опыт. А Не использовать его - настоящее преступление!
01 ноября 2014, 17:28
"...правильный, современный ритм..." глубоко и трагически ошибочен. Или вы слепы? Видите только то, что хотите видеть?
01 ноября 2014, 10:06
Проблемой Слова мощно занимался Борис Фёдорович Поршнев, написавший фундаментальный труд "О начале человеческой истории", где довольно убедительно доказал, что не труд создал человека из обезьяны, а именно Слово, т. е. речевые возможности. Это вполне библейская точка зрения: "В начале было Слово..."
Примечательно, что неандертальцы были практически лишены речевых возможностей из-за строения гортани.
05 ноября 2014, 16:33
в начале было не слово, а проявление сознания и соответствующих действий, которые привели к коллективному зарождению общества. Объясняться совсем необязательно словами, как и просто словами можно бред нести.
06 ноября 2014, 09:04
У обезьян есть "проявление сознания и соответствующих действий", но это почему-то не приводит их "к коллективному зарождению общества". Они даже трудиться умеют, правда - бессмысленно, типа наших думцев.
01 ноября 2014, 11:36
Татьяне Васильевой. Может вы скажете как на практике сделать чтобы лобные доли развивались так, как вы здесь аргументируете и второе, чтобы мы не погубили себя из-за собственной глупости. Подчёркиваю, НА ПРАКТИКЕ!
01 ноября 2014, 17:12
Здравствуйте, Виктор. На практике?

Человека, конечно же, сделало слово. Почему? Потому что у двух систем мозга больше возможностей, чем у одной.
Два больше, чем один.

Что такое слово? Это условная форма из лобных долей и образное содержание из сенсорно коры.
Аналогично – нота и звук, к которому она привязана. Карта и сама местность. Местность мы видим своими глазами. А с картой надо научиться работать.
Из карты мы получим приблизительное, схематичное представление о территории. Но, нам ещё придётся привязать картографические символы к конкретным строениям, дорогам, оврагам.

Мы можем прекрасно читать карту, владеть нотной грамотой, знать слова. Но, чтобы жить, нам нужна местность. А чтобы быть музыкантом, недостаточно иметь только нотную грамоту, надо владеть звуком.

Вот это и произошло в нашей стране. Нас учат второму сигналу. Условным словам. На первый сигнал – образ - обращается самый минимум внимания. С маленькими детьми мы разговариваем абстрактными словами… и сердимся, если до ребёнка не доходит смысл наших слов.
Дети великие лингвисты. Им помогает сама природа, которая, на первых порах, компенсирует человеческую глупость. Но, она не может компенсировать развитие мышления и интеллекта. Это человек должен делать сам и сознательно.
ПОНЯТЬ и ВЫУЧИТЬ – два физиологически разных процесса.

Когда я только осваивала компьютер, мальчик пытался мне показать как надо… он бегленько показывал – так, так, так…
А я только глазами лупала, не успевая сообразить.
Образам надо связаться друг с другом, создать последовательную цепочку, - что за чем следует и почему. Создать рефлекторные связи с двигательной корой, со вторыми сигналами.
Это более медленный процесс, чем просто выучить. Но, зато, если мы поняли… это навсегда.

Есть интенсивный, глубокий, качественный путь развития, а есть экстенсивный, когда берут не качеством, а количеством. Советская педагогика пошла по экстенсивному пути. В детей и студентов пихают примерно столько, сколько человек в состоянии выучить. А, каково будет понимание и усвоение… это дело самого студента, не так ли? Если в зачётке стоит отлично, значит, он отличник.
Причём, нет никакой научной литературы, которая объясняла бы, что такое образ.
Наверняка, вы в курсе существования воображения и фантазии. Чтобы развивать их у ребёнка, вы – родитель должны сами понимать, что это и как развивать. Идите, ищите. Пусть наука, которой вы так доверяете, объяснить вам – чем одно отличается от другого и что с этим надо делать.

Впрочем, можете не тратить время. Учёные этого не знают. Они не работают с образом.
А я работаю, потому что моя профессия – режиссёр.
Прежде чем понять практически, вы должны понять теоретически.

Образы – это чувственное восприятие и переработка нашим мозгом реального, материального мира во всех его формах.
Реалистичные образы бывают единично – конкретные. Наглядные или воображаемые. Или обобщённые в одну аналогичную группу под началом слова. Понятие.
Одна наглядная собака – это конкретный образ.
Представление образа этой собаки в её отсутствие – воображение.
Представление, что сбежавшая собака лежит на дороге, сбитая машиной, – это образ, измененный вашим мышлением – фантазия. Не реалистичный. Фантазийный, предполагаемый.
Представить расплывчатую фантазию вы ещё можете. У вас в памяти, наверное, есть образы сбитых собак. Но вообразить свою собаку сбитой – не сможете. Как не сможете вообразить человека мёртвым, если не видели его в гробу. Вы помните его живым.

Слово (второй сигнал) имеет рефлекторную связь с образом данной собаки… и с образами всех тех собак, которые хранятся в вашей памяти. А их сколько? Тысяч десять наберётся? Обобщённый образ. В сочетании со вторым сигналом – слово.

Вообразить можно только те образы, которые есть в памяти. От них создаётся фантазия.
Это крайне важный момент. На нём основано всё наше мышление.
Если вы мыслите реалистичными образами – вы материалист, реалист или прагматик.
Если умеете работать с обоими видами мышления – вы мыслитель, художник, учёный.
А если мыслите фантазийными образами. То вы фантазёр – идеалист, не умеющий понимать реальный мир. Вы придумываете собственную реальность… и очень страдаете, когда она однажды раскалывается о действительность.

Сегодняшний русский народ… как и советский… – это, в массе, народ фантазёров – идеалистов. И, боюсь, он не очнётся даже тогда, когда страна начнёт реально распадаться на части. Как это происходило в девяностые, как сегодня происходит в Украине.

Ну, что? Понятно как надо работать практически? Слово – это два сигнала, а не один. Надо развивать два сигнала, две системы мозга. И иметь в виду, что мысли это не слова, а цепочки образов. Которые формулируются словами.
Есть мысли – будут слова. Нет мыслей – будут формальные, ничего не значащие слова.
Или будем передавать своё эмоциональное состояние с помощью мата.
27 октября 2014, 15:45
Сегодняшней молодежи просто некуда стремиться - отсутствуют четко обозначенные идеалы. Культура потребления разрушает естественные человеческие ценности.
30 октября 2014, 12:04
Не только в России сейчас такая проблема - практически во всех странах мира молодежь испытывает недостаток правильных и светлых идей, оттого такие всплески радикализма, содомии и прочих "ценностей"
01 ноября 2014, 18:30
Идеалы ни причём.
Жизнь может сделать интересной только мышление. «Я мыслю, следовательно, существую».
Особенно творческое мышление. Это вообще сильнее всякого наркотика.
А мышление это у нас что? Как мы мыслим?

Вот идёт красивая девочка. Вы на какие части фигурки обратите особое внимание? Какие у вас, при этом, будут мысли?
О, ничего плохого… Понимание красивого это эстетическое чувство.
Но, вы можете описать эту девочку?
Описывать вы будете словами. Но, что вы будете описывать? Длинные ноги, круглую попку, тонкую талию? Ещё и руками покажете.
Это всё называется образы. Как и целостный образ девушки. И говорить вы будете, представляя этот образ или держа его в уме.
Вы, можете, даже нарисовать его… тогда вы вообще будете мыслить линиями и цветом. Можно написать музыку… юная, красивая девочка спешит к своему мальчику. Можно написать рассказ. Нафантазировав предстоящую встречу, ссору, расставание.
Это всё разная обработка образов. И это безумно увлекательно. За уши не оттащишь.
Книгами не увлекались? Всю ночь не читали, хотя знали, что вам утром на занятия? Стихи ночами не писали? Мотор не конструировали?

Это работа эмоционально – образных разделов коры, которые требуют в разы большего развития и обучения, чем простое усвоение пары сотен слов. К десяти годам дети усваивают основные слова. А с образами и эмоциями мы будем работать всю жизнь. Относительно поумнеем лишь к старости… и перед смертью скажем, что знаем только то, что ничего не знаем. А это уже мудрость.

Развитие эмоционально – образных систем коры требуют огромного внимания со стороны педагогов и самого ребёнка.
Это очень интересно, очень увлекательно и очень продуктивно.
Но этим занимаются только в творческих ВУЗАх и в кружках и секциях, где есть умные, талантливые руководители. В СССР была физико – математическая школа, где, по всей видимости, преподавали талантливые люди. Так что Россия снабдила физиками и математиками весь мир.

Но, в массе, люди… и у нас, и за рубежом… имеют крайне низкий уровень развития этих разделов мозга. Лягушачью лапу можно изучать всю жизнь и быть фанатом своего дела. А сегодняшние люди не вникают в суть вещей и процессов. Они скользят по поверхности, даже не подозревая, что под ними бездонная глубина. По русски это называется верхогляды. Внешнее увидел, а суть не заметил.

Нам интересны только новые впечатления. Старые быстро приедаются. Если мы записали в память образ, то, чего нам дальше обращать на него внимание? Нам нужен следующий. Отсюда игрушки, заброшенные на следующий день. Отсюда люди, меняющие партнёров, как перчатки. Отсюда набитые шкафы, притом, что «нечего надеть»…
А творческое мышление создаёт новые образы. И жизнь рассветает яркими красками. И это абсолютно в любом деле.
27 октября 2014, 16:52
"По всем прогнозам в России численность населения продолжит снижаться — этот процесс неостановимый. По прогнозам ООН к 2050 году население страны составит чуть более 110 миллионов человек".

Что за популизм? По каким это еще "всем" прогнозам? Во первых демографический уровень уже вышел на повышение, во вторых к нам скоро сбегут половина жителей постсоветского пространства СНГ, и Украина тому пример!!!
27 октября 2014, 20:32
Если экономическая ситуация в стране не улучшится, то бума рождаемости можно не ожидать. Народ предпочитает спокойную и бездетную жизнь.
05 ноября 2014, 16:39
если ты не заметил, то рождаемость в России превысила смертность, а продолжительность жизни стала дольше
28 октября 2014, 16:16
Ну так то, то что отрапортовали, что настал демографический подъем, так это кратковременный ожидаемый результат действия "материнского капитала". Зачем нам эмигранты, надо своих растить. А для этого нужна твердая политика государства
27 октября 2014, 18:38
Тяжел и тернист путь "сильного лидера", особенно когда страна такая Великая...
28 октября 2014, 13:51
хочу отметить,что глубокий пессимизм,который очень часто встречается у представителей так называемых социальных и гуманитрных наук ВШЭ, дурно влияет на их"теории" и "научные" выводы о судьбах страны, в которой они никогда не были своими по собственному выбору. Вся наукообразность "впечатляющих" выводов г-на Урнова от выбранной позиции "приговора России". Она определяет методологию, набор цифирек, которыми можно жонглировать так,чтобы поубедительнее получилось.
Да ,есть у нас беда в России: от "умников", которые протирают штаны за государственные зарплаты (ну и с грантов ,конечно перепадает?), они измусолили пальчики,чтобы обосновать очередной приговор стране в которой не живут, а проживают как на съемной квартире. Приезжайте в Новосибирск, я вам покажу людей которые живут и ни вымирать ,ни делить Россию ни с кем не собираются, а работают много : строят, кормят, обучают, изучают, и не сомневаются в том, что они отвечают за все на свой великой земле. Если вы умеете что-то исследовать, почему бы не заняться настоящей работой,чтобы так печалью от ваших трудов не тянуло? Например, доподлинно изучить динамику самоубийств и выделить то,что способствует снижению. Нельзя не заметить ,что самоубийств в России стало меньше в последние годы, потому что стал увереннее звучать голос тех,кто работает на страну и не перекладывает на чужие плечи решение задач по укреплению страны, а не тех,кто в очередной раз хоронит. Но вам это трудно заметить- методология не та, и прописка временная.
От обладателя русского сибирского характера всем столишным нытикам
30 октября 2014, 12:06
Каждый должен в первую очередь работать над собой, повышать свою культуру, образование, непрестанно совершенствоваться и совершенствовать свое окружение. Тогда и не будет возникать печальных стремлений и тоскливых тенденций.
01 ноября 2014, 10:19
Система научного поощрения (гранты, гонорары, синекура) в последние десятилетия была поставлена в столицах таким образом, что выдвигались только разрушители и нытики. В этой среде молчаливой травле подвергались даже настоящие научные гиганты, тот же Д.С. Лихачёв.
28 октября 2014, 14:58
ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ НЕ ГЛАСЯТ НА ВЕСЬ МИР о своем ВЕЛИЧИИ. В противном случае они уподобятся "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ" США, у которых и осталась, что одна исключительность в триллионных долгах, аналогов которым нет в мире. Также исключительность США состоит в том, что аналогов НЕТ в мире повсеместного военного участия США абсолютно во всех горячих точках мира причем без прогулов, где США являются доминантами, архитекторами, отцами, режиссерами, главными инициаторами, бесправными СУДЬЯМИ, ПАЛАЧАМИ и УБИЙЦАМИ суверенных и независимых НЕКОГДА богатейших стран, народов.... после НЕ прошенного посещения, США оставили посое себя хаос, разруху, нищету, море крови, море трупов стариков, женщин и детей с оторванными конечностями рук-ног, НЕ долюбивших, НЕ дорожавших, со слезами и немым вопросом в застывших детских невинных глазах "ЗА ЧТО"?????? Причем во всех странах США применяют под копирку один и тот же проект, который достался бедной и несчастной Украине.... Так что ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ США воистину НЕ ИМЕЕТ аналогов в мире. Пытаясь изолировать РОССИЮ от внешнего мира, США станут настоящими изгоями, отвергнутыми всеми цивилизациями, НЕ желающими НЕ иметь ничего общего с теми, кто рушит ДОМ, созданный Господом Богом.....
01 ноября 2014, 11:27
Генриэтте Осиповой. Спасибо за умный и дельный комментарий.
01 ноября 2014, 11:51
Генриэтте Осиповой. Германию за её деяния осудили на Нюрнбергском процессе. Надо ставить вопрос о предании международному суду США за организацию массовых убийств на планете земля. США государство преступник в гораздо большем масштабе, чем фашистская Германия. Мировое сообщество надо раскачивать и приучать к мысли, что США преступное государство , которое должно понести заслуженную кару. США должно стать государством ИЗГОЕМ с которым ни одно государство не должно поддерживать никаких отношений.
30 октября 2014, 08:26
Живу В Приморском крае.Какие китайцы?Их здесь почти нет.Как запретили торговать им несколько лет назад, так почти все выехали.У нас больше "друзей" из азиатских бывших республик.Этих ну очень много.Ну их много и в Москве. Что ж не говорят, что в Москве влияние азиатских "новых" стран? Вообще все притянуто за уши.
30 октября 2014, 12:18
Не совсем понял про демографию: на Дальнем Востоке актуально строительство перинатальных центров и детских садов - если идет убыль населения и миграция с ДВ, то почему количество очередей в детсады не уменьшается, а в роддомах - сокращают время пребывания для освобождения мест для следующих рожениц?
Массовой миграции китайцев на юге ДВ не наблюдаю, думается что на крайний севере они тоже не едут.
Зато наблюдаю вхождение китайского капитала, пока, правда, в "диких" формах.
Статья попахивает популизмом.
01 ноября 2014, 13:31
Да все правильно делает государство на ДВ, сам недавно с владика прилетел, на улицах пробки жизнь кипит а остром Русский вообще напомнил какую то Новую Зеландию , после Дарькина жизнь пошла нормальным чередом
31 октября 2014, 11:11
Скажу про Германию. Численность населения увеличивается только за счет эмигрантов и бежнцев из мусульманских стран, которые рожают без остановки. А коренные немцы и переселенцы из бывшего СССР, не спешат обзоводиться детьми, а многие осознанно отказываются от детей совсем, чтобы жить для себя. К тому же большое колличество сексменьшинств. Сыну в 5 классе выдали книжечку по половому воспитанию. Там написано геем быть это нормально. В Америке такая же ситуация с ростом населения.
01 ноября 2014, 13:33
Действительно начинаешь понимать что гомосексуализм в Европе - скорее дань моде, чем реальность, причем одни гомы вовлекают в гомосексуализм других.. А ведь еще 50 лет назад в той же Британии за гомосексуализм сажали в тюрьму
01 ноября 2014, 02:07
Запад не понимает и поэтому ненавидет за это РОССИЮ. Как говорится умом РОССИЮ не понять, и все эти разглагольствования о судьбе РОССИИ не более, чем выдать желаемое за действительное. РОССИЯ, ЭТО ПТИЦА ФЕНИКС. К ней не подходят стандартные рассуждения западных политологов.
03 ноября 2014, 16:40
Учёным нет большей заботы как посчитать иголки у ёжика.
05 ноября 2014, 15:59
Всё бы ничего, но, не знаю кем уважаемый профессор, наврал практически по всем темам. Естественный прирост населения в РФ продолжается 3 года. И темпы растут. Про Дальний Восток и китайской угрозе написано тоже очень давно. Да и писали об этом очень уж очень желтые СМИ. И китайцы не доминируют нигде. Очень забавляет заявление от человека, считающего себя экономистом, что 4,4% военного бюджета США выдержит, а те же 4,4% военного бюджета РФ - нет! На том основании, что наша экономика меньше.)) Так это ведь не абсолютные цифры, а относительные - т.е. и расходы меньше ровно во столько же раз!))) Я уж не говорю, что распил бюджета в Штатах превышает все самые радужные мечты наших коррупционеров!
И в энергетике, наш герой, специалист ещё тот! Какие бы технологии не появлялись - себестоимость энергии углеводородов до сих пор ниже в разы. Помимо этого, они все чаще используются в химии. Росатом - та самая альтернативная энергетика - не просто лидер в мире по строительству станций. Он строит реакторов намного больше, чем все остальные страны вместе взятые. И разрабатывает новейшие технологии. Никто и рядом не стоял! И тем не менее, ещё лет 50 без углеводородов - никуда не деться. Потребление энергии тоже растет!)))
Естественные прирост населения стал возможным не только из-за высокой рождаемости, но и благодаря снижению смертности. Никогда не попадались цифры по заболеваемости тем же туберкулезом в Европе, но у нас он уменьшился за последнее время - в 10 раз. Продолжительность жизни, особенно мужчин, выросла не несколько лет. Слушайте, это абсолютно открытые цифры, погуглите!
Но особенно мне нравятся выводы про исследования элит. Это шедевр! Оказывается, если БОМЖ и депутат думают одинаково, то это плохо! Нет, понимаешь, слоя, который ведет за собой общество. Представляете, если бы выяснилось, что у них разное мнение? Он бы заявил, что это ужасно, что общество расколото, что разные ценности и скоро война!))) С таким научным анализом из любой информации можно делать любые выводы! Это абсолютный инструмент научного познания!)))
ВШЭ - контора особая. Там крах российской экономики предсказывают каждую неделю. И уже много лет получают за это зарплату от государства и это их нисколько не смущает.)))
05 ноября 2014, 17:08
Марк Урнов то с гнильцом оказывается либо проплачен, т.к. его мнение сложно назвать независимым мнением умного человека. Даже интересно, откуда же он "черпает" такие познания? А ещё профессор, доктор политических наук Высшей школы экономики (ВШЭ). Как я понимаю, он эти учёные звания купил?
Если он искренне подобное заявляет и его мнение независимо, к примеру, от доллара, то мне настораживает качество подготовки специалистов в ВШЭ. Если также обучает студентов в ВШЭ, как тут "изливает душу", то специалисты после окончания этого учебного заведения будут никчёмными олухами.
Всё же, надеюсь, что в ВШЭ работают специалисты, а этот Марк - работает там кем-нибудь без доступа к преподаванию.
07 ноября 2014, 23:09
Да,с такими мыслями и багажом "знаний",нельзя допускать этого "ученого" к препоДаванию...
08 ноября 2014, 11:16
Татьяна Васильева! Согласен с вами. Андрей Никулин.... Не совсем с вами согласен.
12 ноября 2014, 15:10
Каждый считает себя философом и пишет такие посты , которые читать ... В не далёком будующем китайцы заселят ДВ . Их уже там до ... И что далее ? ? ?
16 ноября 2014, 16:46
Высшая школа экономики - оплот неолиберальной (чит. прозападной) интеллигенции. Факты, приведенные автором, интересны, и их надо знать, чтобы не расслабляться. Но выводы, сделанные автором и якобы его оппонентами, смешны своей однобокостью: "не мните о себе и присоединяйтесь к лиге евростран (во главе с США) в качестве мальчика на побегушках. И тогда мол заживете хорошо. А хорошо это как? Так, чтобы геи правили нашей страной? Чтобы детей из семей забирали и передавали на воспитание всяким транссексуалам? По мне так лучше одной картошкой да кашей питаться, но только без этого "передового" Садома с Гаморой.
19 ноября 2014, 13:08
Нет элиты? Такого быть не может. Просто она "размазана", не в могучей куче, не наверху. При советской власти считалось важным рекрутировать управленческий аппарат из народа. Такой же подход остался и при демократах. Только консерваторы во главе с Путиным начали формировать власть из профессионалов, собирать элиту воедино. Уважая анализ ситуации автором этого выступления, не могу согласиться с выводом. Россия была и остается великой державой. Недостаток в "мягкой" и "жесткой" силе всегда компенсировался силой духа русского народа. Такой силы духа нет ни у кого больше. Эта сила творила, творит и будет творить чудеса. Именно эта сила выдвигает нас в лидеры (ШОС, ЕАЭС, БРИКС). Именно этой силы боится Запад. А мы, при всех перечисленных недостатках, стойко ему противостоим, отстаиваем не только свои интересы, но и интересы развивающегося мира. А недостатки, еще раз спасибо автору за добротный анализ, устраним. Не завтра, конечно. С многими десятилетиями развития. Но устраним обязательно. Именно это стремление должно стать нашей национальной идеей. От сохи за 40 лет мы прыгнули к космической и ядерной державе. Это стоило нам невероятных усилий и лишений. Чего же нам теперь-то бояться?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»