Прощальная улыбка загадочных Айнов
Прощальная улыбка загадочных Айнов

Сегодня численность коренных народов Сахалинской области составляет около трех тысяч человек

Коренными народами Сахалина и Курильских островов были нивхи, айны и уйльта (ороки). Сегодня предметы их самобытных культур сохранились в основном лишь в музейных коллекциях, а традиции – в народной памяти.

Ученые разных стран ведут интенсивные исследования на темы заселения островных территорий и эволюции древних культур Дальнего востока.     Археологические раскопки свидетельствуют о том, что примерно 20 тыс. лет назад, в эпоху палеолита люди уже селились в этих местах у берегов Тихого океана.

История коренных народов была сложна и трагична. Об этом красноречиво говорит тот факт, что ныне курильские айны и их удивительная культура навсегда исчезли с лица земли…  

Айны

Загадочное племя, следы существования которого были обнаружены в местах неолитических стоянок на Японских островах, - Айны, - что в переводе с японского обозначает «настоящий человек» до сих пор вызывают неутихающие споры антропологов.

Сегодня факты относительно происхождения этноса, которыми мы располагаем в отношении Айнов, разнообразны, противоречивы, порой труднообъяснимы, а иногда необъяснимы вовсе.  

Своим внешним видом айны резко выделялись среди представителей всех соседних народностей.

Белолицые и широкоглазые, с большими носами и густой растительностью на теле, - мужчины Айны были официально признаны самым бородатыми в мире (!)

По оставшимся воспоминаниям, у них был настолько густой волосяной покров на лице, что порой приходилось использовать специальные палочки для придерживания усов во время еды.

Женщины тоже старались не отставать и делали знаменитые татуировки вокруг рта, изображавшие…улыбки. Сегодня бы мы это назвали «улыбкой Джокера»

Впервые рисунок наносился девочкам в семилетнем возрасте, и позже «улыбку» дорисовывали на протяжении нескольких лет, завершающий этап – в день вступления в брак.

Вокруг губ делались надрезы при помощи острого ножа «макири», которые потом заполнялись сажей. Отказ от татуировок был неприемлемым, поскольку считалось, что в таком случае девушка не сможет выйти замуж, а после смерти обрести покой в загробной жизни. Помимо «улыбки», волнистыми линиями татуировалась область вокруг бровей, а руки украшались узором, по которым можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей.  

Охотники и рыболовы, на протяжении веков почти не знавшие земледелия, айны тем не менее создали необычную и богатую культуру. Их орнамент, резьба и деревянная скульптура удивительны по красоте и выдумке. Именно здесь зародилась так называемая дзумонская культура, или, культура «веревочных узоров».

Исходным моментом айнских верований был первобытный анимизм, то есть признание существования души у любого существа или предмета.  Небольшие антропоморфные фигурки ясно указывают на веру в существование некоего божества в человеческом облике.

Поначалу это были очень простые изделия с четко означенной головой, телом и руками, но без признаков пола. По мере развития фигурки моделировались яснее, приобретали все более развитые формы, а грудь их указывала на то, что изображения принадлежат особе женского пола. Предполагают, что они символизировали мать богов.

Отличительной особенностью Айнов являлось принесение в жертву особой заструженной палочки – инау.

Эти палочки считались священным предметом, и могли исполнять двоякую роль – жертвенного подарка богам и посредника между человеком и духами.  Но наибольший интерес в айнской обрядности вызывает «медвежий праздник» - йоманте (церемония «отправки духа»)

Подобное событие случалось нечасто, и предназначенный для обряда медведь воспитывался с рождения в деревянной клетке и вскармливался грудью женщины.

Жертвоприношение совершалось особым образом – медведя удушали между двумя деревянными плахами. Затем тушу свежевали, приготовляли жаркое, и все принимались за трапезу.  

Происходила она очень торжественно, все присутствующие восславляли медведя и всячески извинялись перед ним… 

Обращаясь к богам, айны не забывали себя:

«Эту только сам я составил песню.

Когда бы то ни было, заставлял я слушать богов

Чтобы боги всегда обо мне помнили»

Именно таким «настоящие люди» Айны видели устройство мира. Искренне считая, что кроме той земли, где они живут и охотятся, другой земли нет на свете…

Олег Анофриев: «Я говорил с Богом» Далее в рубрике Олег Анофриев: «Я говорил с Богом»Скончался человек, голосом которого, словно сказкой, окутано детство

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»