Новости – Общество
Общество
Пропавшие храмы
Небо часовни Сошествия Святого Духа д. Глазово XIX века. Фото: из фонда Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
В Поморье устанавливают происхождение иконы, подаренной Кенозерскому национальному парку
20 марта, 2016 15:00
8 мин
В начале марта музейный фонд Кенозерского национального парка пополнился новым экспонатом. В дар парку преподнесли старинную икону «Пастырь добрый Душу Свою полагает за овцы». Образ, написанный в середине XIX века, как позже определили искусствоведы, оказался уникален и типом письма, и резным картушем в стиле барокко, и редким сюжетом, отнюдь не свойственным большинству культовых изображений. «Русская планета» узнавала, какую историю может поведать старинная икона из храма, которого нет.
Икона «Пастырь добрый Душу Свою полагает за овцы»
Икона «Пастырь добрый Душу Свою полагает за овцы». Фото: Кенозерский национальный парк
«Проснулись — рядом церковь»
Икону в дар передал директор филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Архангельской области и НАО Станислав Дашкевич по просьбе своего коллеги и старейшего работника учреждения Виктора Корнейчука. Последний, будучи землеустроителем, нашел икону в экспедиции более 40 лет назад и все это время хранил у себя дома. Но недавно, оправившись от болезни, решил, что такой серьезный предмет оставлять дома больше нельзя.
Он попросил меня решить судьбу иконы, зная мой интерес к истории края, предметам старины,— рассказывает Станислав Дашкевич. — На следующий день я дал ему ответ: «Хранить у себя дома я не буду. Икона должна стать достоянием всех». По рассказам Виктора Васильевича я сориентировался, где он нашел икону, понял, что сейчас это земля национального парка, и связался с директором, которого я давно и хорошо знаю. Так вопрос был решен.
Удивительно в иконе оказалось все, начиная от того, как хорошо она сохранилась, до истории ее находки.
В то время землеустроители много ездили по экспедициям, — рассказывает Дашкевич. — В начале 1970-х Виктор Васильевич отправился с одной такой экспедицией в Каргополье для проведения работ по определению сельхозугодий. Дело было между деревней Ошевенской и Каргополем. И вот пришлось им заночевать под открытым небом где-то в лесу, а проснувшись, увидели они, что на ночлег расположились рядом с деревянной заброшенной церковью, на земле лежала икона, на деревьях вокруг были повязаны полотенца, а на одном из них была вырезана монументальная фигура Христа. Благодаря тому, что Виктор Васильевич забрал икону, она сохранилась до наших дней.
Впрочем, по тем временам именно благодаря экспедициям землеустроителей, проводивших межевание и другие земельные работы, были открыты многие, казалось бы, потерянные памятники истории и культуры.
В том, что место, найденное землеустроителем, было почитаемым, не сомневается и главный хранитель музейного фонда Кенозерского национального парка.
Старинное село Ошвенское известно тем, что там находился один из крупнейших монастырей Олонецкого края — мужской Александро-Ошвенский, — рассказывает главный хранитель музейного фонда Кенозерского национального парка Анна Анциферова. — Но говорить о том, что икона находилась в каком-то из храмов именно этого монастыря, сложно. С уверенностью можно сказать одно: в нашем фонде она нашла достойное место. У нас насчитывается 9,5 тысячи движимых памятников, 300 икон, предметы быта, этнографии. Чего только стоит коллекция расписных «небес» — потолочных перекрытий молельных залов деревянных кенозерских часовен. Большинство предметов нам передавали из разрушенных часовен и церквей, многое передано в дар местными жителями.
«Северные письма»
Если говорить об иконах Русского Севера, то есть в них свой неповторимый стиль и образ, по которому читается целый огромный пласт истории освоения Поморья. Места, где жила «чудь белоглазая» — местные коренные народы, стали осваивать ростовские и новгородские купцы. Соответственно, и христианскую культуру привнесли в эти районы. Так Север стал русским.
Согласно переписной книге Каргополя за 1648 год, только в нем одном уже насчитывалось 167 церквей. Потребность в живописцах была такая, что приезжих мастеров не хватало и искусству написания икон стали обучаться местные крестьяне. Для многих это становилось профессией на многие поколения. В той же переписной книге уже значатся два местных живописца: «Федька и Якунька Пронины».
Но учились мастера друг у друга «с руки», поэтому иконы Севера менее каноничны, им свойственны простота и лаконизм, даже незамысловатость. Но именно этот стиль придавал незнакомым лицам понятный и добрый, а то и требовательный облик. Душевная расположенность, сочетающаяся с твердой внутренней силой, стали особенностью поморской иконописи. Они и получили название не иконы, а «северные письма».
Что же касается иконы, подаренной Кенозерскому парку, то в ней нет ничего особо удивительного с этой точки зрения, — рассказывает завотделом древнерусского искусства ГБУК «Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"» Татьяна Кольцова. — Это часть иконостаса, которая находилась слева или справа от Царских ворот. Значит, была еще и другая сцена, связанная с чудесами Иисуса Христа. Чудеса в этот период времени были популярными сюжетами. Оформление иконы — картуш — выполнен в стиле барокко XVIII века, но живопись и форма произведения относятся к XIX веку. Иконописцем был мастер среднего уровня, но грамотный, знающий иконографию. Абы кого выполнять иконостас не приглашали.
Самый главный вопрос, который сейчас пытаются решить историки, — церковь, в которой могла находиться икона. Во время секуляризации церковных земель советской властью все храмы фактически были разрушены или приспособлены под производственные помещения. То, что сохранилось, можно пересчитать по пальцам.
Однозначно там церквей в начале 1970-х уже не было, — говорит ученый секретарь Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея Наталья Тормосова. — Оставались только пара часовен и остатки каменных церквей. Поэтому найти икону землеустроитель мог только в часовне.
В часовню она могла быть принесена из храма, — поясняет Татьяна Кольцова. — А уж гадать, из какого, все равно что пальцем в небо тыкать. Сегодня реальную, достоверную информацию мы можем получить только за послевоенный период, да и то к любым сведениям надо относиться критически.
Святой мученик Георгий Победоносец
Святой мученик Георгий Победоносец. Фото: из фонда Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
Таинственный храм
Впрочем, в этой истории есть кое-какие совпадения, которые дают надежду узнать происхождение таинственной иконы. Землеустроительные работы, участие в которых принимал Виктор Корнейчук, действительно проводились в то время в деревне Макарьевское, где в свое время находился Макарьевский монастырь. Жителей деревни насильно выселяли в связи с организацией лесозаготовительных работ и укрупнением хозяйств.
Там были выселки, традиционной деревни на тот момент там не было, — поясняет заместитель директора по науке Кенозерского национального парка Марина Мелютина. — Были только здания причта и стояла часовня. Но в Макарьевском монастыре было две церкви: Троицкая и Введенская. Обе церкви разрушены, но, если описание иконостаса Троицкой церкви нам известно очень хорошо, то об иконостасе Введенской мы ничего не знаем. Хотя предположение, что найденная икона именно оттуда, всего лишь одна из множества версий.
Сейчас иконой занимаются реставраторы. Несмотря на то, что более 40 лет она хранилась в домашних условиях, пострадали и изображение, и картуш.
Сейчас мы занимаемся научным описанием наших фондов, — уточняет Анна Анциферова. — И это только начало восстановления большой истории.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости