Зал очень долгого ожидания
Самолет Су-34 на аэродроме Бельбек. Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

Самолет Су-34 на аэродроме Бельбек. Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

В реализации программы развития Севастополя возникла очередная проблема — на этот раз с аэропортом Бельбек

После воссоединения Крыма с Россией одной из приоритетных задач, поставленных правительством РФ, была обозначена скорейшая модернизация инфраструктурной сети полуострова, в том числе для обеспечения надежных межрегиональных связей. До завершения строительства Керченского моста в 2018 году массовый пассажиропоток с континентальной Россией обеспечивается паромной переправой «порт Крым — порт Кавказ». Единственной ему альтернативой выступает аэропорт Симферополя, который, несмотря на увеличение пропускной способности в 2–3 раза, не всегда способен справиться с повышенной популярностью направления, особенно в пик курортного сезона.

Как запасной аэродром — в прямом и переносном смысле — позиционируется расположенный вблизи Севастополя аэропорт Бельбек. Построенный еще в 1941 году в качестве военного аэродрома, последние 25 лет он откровенно простаивал. Активность украинских ВВС никогда не была высокой, а частные рейсы, теми или иными способами попадавшие в Севастополь напрямую, носили, как правило, спорадический и совершенно нерентабельный характер.

В декабре 2002 года аэропорт получил лицензию на международные авиаперевозки. С 2002-го по 2007-й Бельбек обслужил только около 50 тыс. пассажиров, затем Министерство обороны Украины отказалось продлить договор о совместном использовании аэродрома.

В апреле 2014 года министр транспорта РФ Максим Соколов констатировал, что в настоящее время инфраструктура Бельбека позволяет ему обслуживать не более 60 пассажиров в час — на такой объем рассчитан местный терминал. «Даже обычный большой туристический чартерный рейс в 200 человек будет обслуживаться там несколько часов», — подчеркнул министр.

Последним «доисторическим» владельцем гражданского терминала Бельбека был днепропетровский олигарх Игорь Коломойский. Губернатор Севастополя Меняйло в 2014 году заявил, что город берет объект в оперативное управление до завершения разбирательств: Коломойский долгое время не платил аренды, а документов собственности на аэровокзал не нашлось вообще.

Несмотря на то что Симферополь и, соответственно, его аэропорт, расположены с точки зрения симметрии идеально — в центре полуострова, равноудаленно ото всех его частей, — предложение использовать Бельбек в качестве новой воздушной гавани выглядит весьма разумно. Севастополь является крупнейшим по населению и по количеству привлекаемых туристов городом полуострова, а также центром дорожной сети запада Крыма. При этом добираться до него, пользуясь сначала переправой, а потом автотранспортом, достаточно долго.

28 октября 2014 года премьер Дмитрий Медведев распорядился внести в перечень аэродромов совместного базирования РФ изменение о базировании на аэродроме Бельбек воздушных судов государственного унитарного предприятия «Аэропорт Севастополь».

«Принятое решение расширит возможности ГУП "Аэропорт Севастополь" по обеспечению транспортного сообщения Республики Крым и города федерального значения Севастополя с другими регионами России», — говорится в сопроводительной справке.

Однако, несмотря на всецелую поддержку и одобрение, запустить Бельбек не получается уже третий год. И, по-видимому, не получится еще долго.

По графику летят только обещания

Согласно федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», на модернизацию Бельбека предусмотрено выделить 1,7764 млрд рублей в период с 2015 года. В прошлом и нынешнем году выделялись, соответственно, достаточно скромные 50 и 36,43 млн рублей, но в 2017-м по планам должен быть освоен миллиард. Кто и как его будет осваивать, неизвестно.

В июне 2014 года губернатор Севастополя сообщил, что первые гражданские рейсы Бельбек примет уже через месяц. Сергей Меняйло сообщил, что износ взлетно-посадочной полосы составляет допустимые 15% и обеспечивает безопасность приема самолетов, а также достигнута договоренность с двумя российскими авиакомпаниями об осуществлении полетов.

На брифинге в ноябре того же года градоначальник уведомил о том, что в следующем, 2015-м, полеты сразу начнутся на регулярной основе. «Я это планировал сделать в этом году, но не получилось по ряду объективных причин: это собственность, навигация, которую нужно устанавливать, это аэродромная техника, которой должен быть обеспечен аэропорт, для того чтобы быть сертифицированным», — объяснил Меняйло. Глава исполнительной власти города тогда добавил, что «уже сегодня идет диалог с Министерством обороны о подписании соответствующего договора».

Диалог, насколько можно судить, оказался непродуктивным. В марте 2015 года губернатор Севастополя уведомил о процессе рассмотрения Минобороны обращения по Бельбеку и переговорах с командиром расположенной на аэродроме дивизии ВКС РФ. Окончательно утрясти все формальности предполагалось к концу марта.

Пусть и не в марте, но к маю договор между правительством Севастополя и Минобороны все-таки был подписан. В июле 2015 года директор аэропорта Вадим Базыкин сообщил, что Бельбек начнет полноценно функционировать в апреле 2016 года. По его словам, до этого момента аэропорт будет подготовлен для приема деловой авиации — до 3 чартерных рейсов в сутки (самолетами SRG-200 на 50 пассажирских мест). Руководство Севастополя и аэропорта в очередной раз сообщило, что к апрелю 2016-го аэропорт начнет регулярно принимать и гражданские рейсы с полной загрузкой — «пассажирские лайнеры «Сухой Суперджет — 100», Ту-204 и др.

Как заявлял глава Севастополя, уже в 2015 году начнутся проектные работы для последующего строительства объектов инфраструктуры аэропорта. «К январю мы определимся с выбором одного инвестора из трех заявленных кандидатов. Объем инвестиций составит до 3 млрд рублей на два-три года», — сказал Меняйло.

Российские военные самолеты на территории аэропорта Бельбек

Российские военные самолеты на территории аэропорта Бельбек. Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

К октябрю выяснилось, что у Крыма другое мнение. Министр транспорта республики Андрей Безсалов сообщил, что аэропорт Бельбек останется военным, как и прочие аэродромы полуострова, кроме Симферополя. Губернатор Севастополя тут же опроверг это заявление, добавив, что Бельбек будет предоставлять еще и вертолетное сообщение до Симферополя. Стоимость билета в одну сторону может составить 600 рублей, сообщил губернатор, в очередной раз заявив о наличии некоего инвестора, желающего войти в бизнес с 16 единицами вертолетной техники.

Под конец года на очередном брифинге губернатор Севастополя сообщил, что в 2016 году лишь начнется проектирование гражданского сектора Бельбека. Само же строительство ожидается не ранее 2017 года, а вертолеты, о которых говорил градоначальник, полетят еще позже.

Стоит отметить, что активистами-общественниками Севастополя на фоне эпопеи с аэропортом Бельбек был запущен сетевой проект «Нам обещали», где коллекционируются и отслеживаются обещания правительства города. На данный момент обещание о приеме первого гражданского рейса в Бельбеке в 2015 году просрочено на 193 дня.

Пришли к тому, с чего начали

11 июля российские и зарубежные СМИ со ссылкой на «Коммерсант» сообщили о том, что сроки запуска сорваны в очередной раз и отодвинуты на неопределенный срок. По словам источника издания в руководстве Крыма, главной проблемой Бельбека являются «разногласия с потенциальным инвестором».

Частным инвестором, которого предполагалось привлечь к реконструкции и строительству аэровокзального комплекса, является компания «Аккорд-инвест», принадлежащая члену совета директоров банка РНКБ Олегу Жесткову. Сам банк РНКБ, по ряду сведений, является фактическим «лицом» избегающего антикрымских санкций ВТБ, хотя вслух этого, разумеется, не говорят. Несмотря на то что губернатор Севастополя прямо назвал ВТБ партнером по развитию севастопольского аэропорта на одном из брифингов, сам банк немедленно отрекся от такого подсанкционного товарищества.

Учитывая то, что АО «Международный аэропорт Симферополь» уже принадлежит «Аккорд-инвесту», одним из требований инвестора стала передача функций заказчика в рамках программы по развитию гражданского сектора «Аккорд-инвесту» же. Что подразумевает создание единого для федерального округа аэровоздушного хаба, объединяющего Симферополь и Севастополь.

Первая встреча властей Севастополя с представителями «Аккорд-инвеста» в апреле едва не завершилась скандалом. Компания декларировала, что не намерена развивать регулярные авиаперевозки и настаивает на обслуживании исключительно ВИП-клиентов. То есть вместо «дублера» аэропорта «Симферополь» получится реинкарнация ориентированного на ВИП-самолеты аэропорта украинского периода.

Таким образом, можно с полным основанием заявить — ключевой пункт программы развития транспортной инфраструктуры Крыма, который обозначен обязательным пунктом в списках президентских поручений, неизбежно будет сорван. Во всяком случае, он уже отстает от графика на два с половиной года и пока что нет оснований для оптимизма.

По-видимому, ситуация является одной из причин предстоящего на этой неделе визита вице-премьера Дмитрия Козака в Крым. Как сообщают источники РП в правительстве Севастополя, Козак «проведет совещание по привлечению частных инвестиций в строящиеся на полуострове объекты госсобственности согласно ФЦП». Можно не сомневаться, что атмосфера совещания будет весьма оживленной.

Детским омбудсменом станет женщина Далее в рубрике Детским омбудсменом станет женщинаПрезиденту предложены кандидатуры на пост уходящего в отставку Павла Астахова Читайте в рубрике «Политика» Плата за трусостьО чем не сказал Янукович по делу о Майдане Плата за трусость

Комментарии

12 июля 2016, 11:35
Да, с дорогой в Крым вообще засада. Может быть, с вводом моста немного разгрузится направление? А на сегодняшний день не то что по воздуху, а по земле замучаешься добираться, дорога на юг в ужасном состоянии, федеральные трассы забиты фурами и отдыхающими, везде пробки и психованные водятлы
Лучше бы они организовали вертолетное сообщение из Бельбека в Новороссийск. Кто с машинами - тот на пароме, кто просто с вещами - тот на вертолете)
13 июля 2016, 11:13
Неплохая мысль, кстати! Тем более что и пассажирские вертолеты у нас, слава богу, имеются, свои, отечественные (МИ-8п, МИ-172, новый Ми-38), качественные и надежные!
И отличная дополнительная поддержка для производителя была бы!
13 июля 2016, 12:41
В Ростове-на-Дону, кстати, предлагают восстановить маршрут еще советского периода - скоростные речные суда с маршрутом "Ростов-на-Дону - Керчь". Было бы неплохо.
12 июля 2016, 13:04
Естественно Севастополю необходим полноценный гражданский аэропорт, тут даже обсуждать нечего. Но черт побери - какие ещё частные инвесторы, ну к чему вся эта непонятная лавочка!? Опять деньги отмывать собрались через эту серую схему, или уже самостоятельно, без привлечения частников, государство уже ни на что не способно?!?
Государству проще выделить деньги. На реализацию. А так как государство - это чиновники, то и откатец получить ;-)
13 июля 2016, 11:03
И не только Севастополю, но и Ялте, раз уж на то пошло...!
И, кстати, а как обстоят дела с этим вопросом в Джанкое, кто-нибудь в курсе? Помнится, там тоже был гражданский аэропорт...
13 июля 2016, 12:46
Лучше бы они вложились в реконструкцию аэропорта Симферополя - построили бы дополнительную ВПП, устроили бы хорошую автомобильную инфраструктуру, решили бы проблемы с пассажирским транспортом. А то создали ажиотаж, а получается, что и аэропорт и город просто не выдерживают такого наплыва людей.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»