Прекращают баловаться после исповеди
Ученики воскресной школы села Конь-Колодезь. Фото: Юлия Скопич / «Русская планета»

Ученики воскресной школы села Конь-Колодезь. Фото: Юлия Скопич / «Русская планета»

Почему в воскресную школу села Конь-Колодезь Липецкой области приезжают дети из других деревень

Согласно данным отдела религиозного образования и катехизации Липецкой епархии, в Хлевенском районе пять воскресных школ. Самая новая находится в селе Введенка. Она открылась в 2014 году. Старейшая — в селе Конь-Колодезь. В сентябре нынешнего года ей исполнилось 10 лет.

«Переживает, что на службу опоздали»

Храм Иоанна Богослова, при котором работает школа в Конь-Колодезе, отличается от того, что мы привыкли понимать под словом «храм». К бело-голубому зданию, увенчанному куполом с крестом, ведет широкая асфальтированная дорога. Проходит она и по территории церкви. Рядом со зданием — старая водонапорная башня.

В здании слева от входа — народный музей адмирала Сенявина. Справа — кабинеты. Впереди лестница, около которой висит табличка с надписью «храм». Он находится на втором этаже, за тяжелой металлической дверью.

Местный краевед Анна Тамбовцева рассказывает, что, если бы все три учреждения не ужились под одной крышей, здание пришло бы в упадок еще лет пятнадцать назад.

– Храм действовал до начала 30-х годов прошлого века. В советские годы его разрушили, а потом и вовсе взорвали. А здание усадьбы в 1918 году передали сельскохозяйственному училищу, позже преобразованному в агротехникум. Он располагался здесь где-то до 90-х годов. Когда перекрытия стали разрушаться, техникум переехал в другое здание. А имение продолжило разваливаться. Только в начале 2000-х годов оно перешло во владение Липецкой и Задонской епархии, и владыка Никон направил для его восстановления отца Владимира из Воронежской области.

При храме батюшка решил организовать церковно-приходскую школу. Однако поначалу здание требовало ремонта, и желанию отца Владимира суждено было исполниться лишь в 2005 году. Основать школу взялась матушка Инна Силантьева, которая приехала в село вместе со священником.

Минут через пятнадцать после начала службы в храм заходят женщина с девочкой, на глазах у которой слезы.

– Что случилось? — тихонько подходит к ним служительница.

– Переживает, что на службу опоздали, — также тихо отвечает ей женщина.

Они скрываются в комнате с дверью «Вход для священнослужителей и воспитанников воскресной школы». Пока прихожане исповедуются, захожу внутрь и вижу детей, за которыми смотрит матушка Инна Силантьева.

– Матушка, что изучают дети в воскресной школе?

– Наша особенность в том, что дети могут посещать ее вместе с родителями. Самое главное для нас, чтобы они тоже участвовали в жизни храма. Поэтому к 8 утра ребята приходят на литургию. Одни поют, другие помогают в алтаре, третьи просто стоят службу. Затем у нас проходит общая трапеза для всех прихожан. А потом уже начинается учебный процесс. Занимаемся мы в трех кабинетах. Преподаватели, а их у нас шесть, рассказывают про закон Божий, о житиях святых, священной истории Ветхого и Нового заветов, истории христианской церкви, преподают основы церковного пения. Есть в школьной программе и такой предмет, как основы христианской нравственности. По нему даже издан специальный учебник.

– Есть ли в школе какие-то возрастные ограничения?

– У нас три группы. В первую ходят дети от 3 до 7 лет, во вторую — с 7 до 11, а третья считается основной, ее посещают ребята с 11 до 17 лет. То есть они ходят в церковно-приходскую школу до тех пор, пока учатся в общеобразовательной. Хотя, повторюсь, обычно дети присутствуют на занятиях с родителями. А сегодня на клиросе пели наши выпускники Аня и Илья. Они недавно окончили школу. Аня поступила в Воронежский медицинский университет имени Бурденко, а Илья — в православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве. Когда они приезжают на выходные домой, всегда стараются заглянуть в храм.

«Федя посещает школу с рождения»

В воскресную школу приходят дети не только из села Конь-Колодезь, но и из соседних — Дмитряшевки, Хлевного, Елецкого Маланина, Старого Дубового, Синдякина.

А каждое лето на протяжении шести лет на берегу реки Дон, на базе Иоанно-Богословского храма размещается православный палаточный лагерь. Руководит им Елена Санкевич, зампредседателя епархиального отдела религиозного образования. Собираются в лагере взрослые и дети со всего региона, главным образом воспитанники православных школ. Все три недели они живут по особому распорядку: посещают храм, молятся, закрепляя требования благочестивой жизни на практике.

Храм Иоанна Богослова в Хлевенском районе. Фото: Юлия Скопич / «Русская планета»

– Дети, соберите книги, — внезапно отвлекается от нашей беседы матушка. — Они не для того, чтобы с ними играться. Федечка, забери у взрослых ребят книги, пожалуйста. Саша, помоги ему.

Дети послушно подчиняются, а матушка продолжает:

– Хорошо, конечно, что у нас есть комната, где ребята могут немного пообщаться. Все-таки многим из них тяжело стоять всю службу.

– Федечка, наверное, самый младший из учеников?

– Да. Ему три года. Его мама ходила в храм, еще будучи беременной. Кстати, вот его брат Арсений.

– Арсений, вы с Федей посещаете воскресную школу с родителями? — обращаюсь я к мальчику.

– Да, и с бабушкой.

– А ты давно в нее ходишь?

– Где-то четыре года.

– И что же тебе больше всего нравится?

– Мы с Федей читаем книги, которые здесь есть. Точнее, я читаю, а Федя разглядывает картинки.

– Арсений очень хорошо рассказывает стихи, — вступает в разговор матушка. — Причем мы пока не пробовали, как он поет. Родители шутят, что хоть фамилия у них и музыкальная — Балалаевы, слуха в семье ни у кого нет. Мы и не настаиваем. Здесь каждый раскрывает свои таланты.

– То, что дети учатся в воскресной школе, как-то влияет на то, как они ведут себя в жизни?

– Конечно. Например, родители Арсения рассказывают, что иногда сын привирает насчет оценок и балуется на уроках. Однако после того как сходит на исповедь, исправляется. Он уже сейчас старается воспринимать свои поступки с точки зрения заповедей, но иногда бывает, что смотрит на поведение одноклассников и берет с них пример.

– Арсений, кто-то из твоих друзей ходит в воскресную школу? — снова обращаюсь я к мальчику.

– Дима пока не ходит, но в прошлом году он узнал, что я с бабушкой собираюсь идти крестным ходом до Хлевного, и попросился с нами. Его родители сначала не хотели пускать, но потом разрешили. Так что, может быть, со временем он тоже начнет посещать занятия.

– Мы помогаем пенсионерам, инвалидам. Например, регулярно выезжаем к монахине Антонии, помогаем ей с огородом и домом. Участвуем в концертах, даем открытые уроки. Главный помощник — Федечка. Он готов выполнить любую просьбу: и подержит, и уберет, что надо. Когда через наше село проходит крестный ход до Хлевного, тоже участвует. Вместе с мамой уже второй год подряд доходит от храма до дома, который находится на другом конце села, — рассказывает матушка.

– Еще мы помогаем убирать территорию храма от мусора, — вступает в разговор Арсений, но матушка поправляет его:

– Только двор. Территория на самом деле большая. Вокруг бывшей усадьбы раскинулся парк. Когда здесь находился техникум, за ним следили. Но за десять лет простоя все так заросло, что даже тропинок не было видно. А сейчас по ним ходят люди. Это при том, что вырубать деревья нам не разрешают, так как им по нескольку сотен лет. Мы убираем только поросль.

Служба закончилась. Прихожане разошлись. В комнату, где мы беседуем, заходит отец Владимир.

– Какие планы у прихода на будущее?

– У храма должна быть колокольня, а у нас ее нет, — подключается он к беседе. — Причем колокола есть, но они стоят в комнате. Когда в здании не было ни окон, ни дверей, их было слышно. Сейчас мы даже перестали в них звонить. Обратились к Михаилу Лисову, главе администрации Хлевенского района, чтобы он разрешил отремонтировать и использовать под колокольню водонапорную башню рядом с бывшей усадьбой. Он одобрил, но процесс затянулся. Мы думали просто оштукатурить ее, а из башни начали высыпаться кирпичи. Пришлось бетонировать.

В одном из свободных помещений самого здания матушка и отец Владимир хотят открыть духовный центр. Благо место позволяет, а желающих хоть отбавляй.

На информационном фронте без перемен Далее в рубрике На информационном фронте без переменРадикальных исламистов нельзя победить «гуманизмом государства»»

Комментарии

24 ноября 2015, 11:03
А правильно ли детей с таких малых лет заставлять так глубоко погружаться в религию?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»