Новости – Общество
Общество
Автодилеров научат работать
Фото: Сергей Ермохин/ТАСС
Для автосалонов предлагают утвердить единый образец договора на предварительный заказ автомобиля
13 мая, 2016 13:00
5 мин
Депутат нижней палаты парламента Андрей Крутов подготовил обращение на имя федерального министра промышленности и торговли Дениса Мантурова с предложением разработать единый образец договора предварительного заказа автомобиля, который будут обязаны использовать при ведении бизнеса все автомобильные салоны в России. Как отметил законодатель, на сегодняшний день каждый отдельный автодилер, по сути, имеет свой оригинальный образец договора предзаказа. Общее у всех существующих образцов одно: абсолютно недопустимые правовые и финансовые преимущества продавца перед потенциальным покупателем.
В частности, как заметил парламентарий, сегодня автодилеры берут денежный залог за предзаказ. При этом в зависимости от продавца автомобиля залог может составлять как символические 15 тыс. руб., так и 10% от стоимости автомобиля, что в некоторых случаях составляет несколько сотен тысяч рублей. При этом многие из них просто не прописывают в договоре возможность вернуть залог.
А идея вернуть залог может возникнуть у заказчика достаточно быстро — на фоне того, что в существующих договорах предзаказа, как правило, нет и установленного срока поставки автомобиля. Человеку могут долго рассказывать, что автомобиль появится через две недели, и взять с него 10% от стоимости. В итоге оказывается, что и спустя два месяца автомобиль еще не пришел. Вернуть деньги за предзаказ проблематично, особенно если этот возврат в договоре будет оформлен как отказ от покупки с последующими штрафными санкциями в виде этих же 10%.
Более того, как указывают сами дилеры, цена автомобиля, указанная в договоре предварительного заказа, может в последующем не совпадать с итоговой, по которой автомобиль придется покупать. Естественно, она не уменьшится, а возрастет. Ссылаются дилеры обычно на то, что, пока они ждали автомобиль два месяца, официальное представительство автопроизводителя решило поднять цены. При этом возникает вполне резонный вопрос: почему они не оплатили стоимость автомобиля представительству в день заключения договора предзаказа?
Кроме вышеуказанных проблем, существуют и другие. Например, некоторые автодилеры в договор предварительного заказа включают пункты о том, что они готовы предоставить скидки по дополнительным опциям, страхованию и так далее после поступления автомобиля. Но, как только автомобиль поступил, дилеры заявляют о невозможности предоставления скидок.
В итоге, если покупатель окажется не готов к судебному разбирательству и все же согласится забрать автомобиль, цена на него может сильно отличаться от заявленной ранее. 150–200 тыс. руб. ему накинут из-за решения автопроизводителя поднять цены, еще 50 тыс. — на страхование без обещанной скидки, еще 100–150 тыс. руб. — за дополнительные опции без скидки или которые вообще были заявлены ранее как подарок от дилера. В итоге не урегулированный государством вопрос с четкими договорами предварительного заказа только одному автомобилисту наносит ущерб в несколько сотен тысяч рублей.
«У нас половина страны — это люди, которые любят и хотят ездить за рулем. Естественно, многие из них решаются на покупку нового автомобиля или уже покупали его. При этом многие граждане, желающие приобрести автомобиль определенной модели или комплектации, сталкиваются с договорами предзаказа. Это обычная практика не только в небольших салонах, но и у больших официальных дилеров, — говорит депутат Крутов. — Необычно в этих договорах только одно: они составлены во временном и денежном плане максимально удобно для самого продавца, в то время как сами покупатели, по сути, за свои же деньги загоняются в кабалу».
Законодатель предлагает ввести единый образец договора, в котором будут четко определены сроки поставки автомобиля и его стоимость или как минимум прописан процент, на который стоимость автомобиля может возрасти. Кроме этого, парламентарий предлагает и четко прописать условия возврата залога, а возможно, и денежной компенсации от автосалона, который не смог выполнить свои обязательства.
РП попыталась сама разобраться в деталях существующих договоров предварительного заказа на автомобиль и столкнулась с неожиданными трудностями. Так, некоторые автосалоны, как оказалось, просто не готовы заранее показать клиенту положения своего типового договора, который будет заключаться по предзаказу. В одном из салонов, между прочим, официального дилера популярной иностранной марки, вначале пообещали прислать образец договора на предзаказ автомобиля, но потом все же заявили, что предоставить его не могут и увидеть его можно только при заключении договора. Еще чуть позже они сообщили, что в принципе не имеют единого типового образца договора.
Вся существующая система покупки автомобилей явно далека от цивилизованных способов торговли и создает массу проблем — покупатели теряют время и деньги. Вероятно, что появление единого образца договора на предварительный заказ сможет несколько исправить эту ситуацию. Не исключено также, что появление такого образца заставит многих автодилеров просто отказаться от практики заключения подобных договоров, так как они традиционно привыкли фривольно относиться к своим обещаниям.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости