Новости – Общество
Общество
Православной культуре пока нет места в старших классах
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Патриарх Кирилл опять и не в первый раз призвал Минобр расширить курс «Основ религиозных культур и светской этики»
28 января, 2016 12:30
11 мин
В конце 1980-х, когда КПСС еще играла «руководящую и направляющую роль» и являлась «ядром политической системы СССР», в школах можно иногда было увидеть живого священника. Как правило, объяснением его появления было отмеченное в высоком перестроечном духе, широко и с размахом 1000-летие крещения Руси.
Когда же СССР пал окончательно, началось движение снизу по поводу каких-то более или менее систематических встреч, уроков православия. Инициаторами выступали и учителя, и родители, причем в то время, на волне «всеобщей демократизации», как-то особо не думалось о духовном характере подобных мероприятий. Вот есть такое явление, как Церковь, в нашем обществе, да еще сумевшее пережить гонения, это наша история, наши традиции. Вот об этом и спрашивали тогда еще экзотичных людей в рясах. Священноначалию в ту пору было не до этого. Имелось множество дел более насущных: элементарно не было, где служить, — паства увеличивалась в каждом храме ежедневно на десятки человек.
История преподавания «Основ православной культуры» имеет те же давние корни. Началось движение за внедрение, а правильнее было бы сказать, за возрождение уроков православной культуры тоже снизу, и это весьма показательно. В отдельных школах, районах с первой половины 1990-х начались экспериментальные занятия. Очень важно учесть, что тогда уже никто не помышлял о полноценных уроках закона Божьего в классическом, дореволюционном виде.
К тому времени кому надо успели напомнить: у нас государство светское и многоконфессиональное. Собственно, с этим никто и не спорил. Священники постепенно стали исчезать из школ, их заменяли учителя или воцерковленные родители. Здесь был только рассказ, без участия детей в религиозной практике, и, соответственно, никак не контролировалось мировоззрение школьника. На этих же позициях Церковь в преподавании основ православия стоит и сейчас. Но когда за дело воспитания детей в азах православной культуры, и, отметим, без всякого религиозного аспекта, взялось Министерство образования, инициированный снизу процесс растянулся почти на четверть века.
Не будем пересказывать перипетии, происходившие с уроками православной культуры. Об этом можно написать исследовательский труд, который историки будущего напишут непременно, ибо в нем очень отчетливо будет видно, как быстро оправились и перегруппировались противники веры Христовой. Тем не менее в нулевые были написаны методические рекомендации, стали готовить светских специалистов, появились полные учебно-методические комплекты, то есть учебник для детей, пособие для учителей и т.д., по которым можно вести нормальное преподавание предмета в урочной форме.
В Белгородской области, например, основы православной культуры преподавались со 2-го по 10-й класс за счет регионального компонента. А одно время был такой порядок: большинство предметов входило в федеральный компонент, а часть определяли регионы и сами школы. Результат был потрясающим: более 80% учеников и родителей были абсолютно согласны и с самим предметом, и со сроками его преподавания. Особо отметим, что, когда в 1990-е и нулевые между Русской православной церковью и Министерством образования велись дискуссии по поводу общероссийского содержания предмета «Основы православной культуры», само собой подразумевалось, что обучение продлится несколько лет. Но позже это благополучно чиновниками забылось.
Но самое главное — в либеральной прессе все чаще стали звучать возгласы, что у нас светское государство, свобода совести, много разных конфессий. И вообще, на дворе XXI век, а вы о каком-то устаревшем православии, когда весь мир зачитывается Гуманистическим манифестом — тремя похожими документами, написанными в разные годы, и под каждым из них в свое время поставили подписи не только выдающиеся ученые, но и общественные деятели, чьи мнения согласуются с основными принципами, изложенными в этих текстах.
На уроке религиоведения. Фото: Мудрац Александра/ТАСС
Если отбросить разглагольствования и софистические обороты, то манифест можно свести к следующим тезисам: эвтаназия, клонирование, подчинение морали человека «существующим реальностям», реально — идеологам секулярного глобализма, разрушение семьи, семейного воспитания, свобода педерастии и других сексуальных извращений, нигилизм к национальной культуре, самобытности и культуре народов, пропаганда нарушений гражданского равноправия верующих в сфере образования и других сферах, отказ от государственного суверенитета, агрессивный космополитизм, «мировое правительство», политический глобализм — реально в интересах США. Ну а в нашем случае — обязательный агрессивный атеизм.
В любом случае, эта глобалистская «гуманитарная» настроенность общественности, допущенной до принятия решений в вопросах воспитания и образования, формировала просто гражданина мира. Сейчас ситуация меняется, по крайней мере в последние года три. Но у нас еще с 1990-х по-прежнему не в приоритете история Отечества, на этот мировоззренческий предмет отпущено в три раза меньше часов, чем на иностранный язык. То есть вот эта «гуманитарная» тенденция сверху столкнулась с тенденцией снизу в виде православной культуры. Началось разделение или даже разрывание народного образования на две части, что привело к тому, что мы сейчас имеем. Потому что снизу очевидно есть заказ на то, чтобы воспитывать у детей идентичность национальную, культурную, конечно, по выбору их семей. А сверху глобалистская тенденция, тоже свою динамику сохраняющая. И вот в этом столкновении мы и находимся. Очевидно: сверху существует тенденция сдерживания преподавания православной культуры.
Возникают порой фантастические оправдания недопущения религиозного образования. Например, а вдруг слушатели разных модулей — православного и мусульманского — поссорятся или еще чего сделают? Простите, но уже по меньшей мере сто лет мусульмане и православные россияне ходят в одни и те же школы и каких-то особых проблем не наблюдалось. То есть выходит, что если дети в школе не могут изучать по выбору религиозную культуру, тогда вообще получается никакого мировоззренческого разнообразия, надо все запретить: любые различия как бы возбуждают рознь. Так для того школа и нужна, чтобы эти различия учитывать. Кажется, что озвучивающим такие аргументы хочется, чтобы никто из детей религиозное образование не получал вообще.
После жарких споров 17 декабря 2010 года Минобрнауки утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Сначала предмет вводился экспериментально в 19 регионах. Он состоит из шести модулей, которые могут выбрать родители: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
В рамках того же эксперимента новый проект стали изучать в 4 и 5 классах, а потом «запихали» все православие в один 4-й. Это как раз тот случай, когда нет ничего более постоянного, чем временное. Три года ведутся бои за распространение преподавания ОРКСЭ на старшие классы. Но тут прогрессивная общественность и мудрое руководство Минобра, дабы не брать ответственность на себя, передало решение вопроса на благоусмотрение Общественного совета при министерстве. Вроде и гласное, коллегиальное обсуждение будет, и решение примут не чиновники, а общественность. Заметим, правда, что Общественный совет назначается министром, но это так, ерунда. 3 апреля 2015 года состоялось знаковое заседание Общественного совета при Минобрнауки, главным вопросом которого стали проблемы и перспективы преподавания в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики».
На нем случилось худшее из того, что может случиться на разного рода общественных слушаниях, когда никто слушать никого не хочет. Вновь всплыли вопросы, по которым консенсус между Минобром и РПЦ достигнут несколько лет назад. Возникли новые, порой фантастические препятствия для продления курса. Так, экс-главред «Огонька» Виктор Лошак договорился до следующего: «В священнике, переступающем порог школы, (учителя) сразу увидели потенциального инквизитора, превращающего детей в религиозных фанатиков». Начнем с того, что Виктор Григорьевич лжет. Уж ему, как члену Общественного совета, должно быть известно, что курс будут проводить светские учителя. А фразеология, достойная газеты «Правда» периода 1930-х, как-то плохо сочетается с его нынешним амплуа директора по стратегии ИД «КоммерсантЪ». В основном члены Общественного совета приходили к выводу, что внедрение разных модулей по основным традиционным религиям «разделяет школу». Господа! Это разделение произошло не в школе. Это результат исторического процесса, хотите вы этого или нет. Под этим ложным лозунгом вы лишаете человека возможности узнать от профессионала особенности культуры его вероисповедания и народа. Зато как нельзя кстати отсутствие этого «разделения» приводит к формированию «человека мира», иными словами, Ивана, родства не помнящего и готового принять любую чуждую идеологию. Вот уж точно: не надо танков и армий, нужна невнятная «идеология общечеловеков», и глазом не успеешь моргнуть, как окажешься под чужим владычеством.
Любопытный читатель может ознакомиться с протоколом этого явно тенденциозного обсуждения в интернете. Не будем тратить время на перечисление банальных, безосновательных, да и просто глупых аргументов, каждый может сам сделать выводы. Некоторая, особо прогрессивная пресса сладострастно писала по итогам Общественного совета о том, что «члены совета обвинили православную церковь в "экспансии и захвате школ", священники парировали, что верующие тоже имеют право влиять на школьную программу. Ожесточенную дискуссию прервал министр Дмитрий Ливанов, предложив вернуться к обсуждению вопроса через несколько лет». Вот так — быстро, сухо и технично.
25 января 2016 года патриарх Кирилл в приветственном слове к участникам Рождественских чтений основной упор сделал на решении проблемы продления ОРКСЭ: «Глубоко убежден в том, что для того, чтобы идти вперед, чтобы успешно развиваться дальше, нам прежде всего необходимо ясно понимать, что есть сердцевина традиционного начала в жизни нашего народа. Основой основ всей народной жизни всегда были и остаются ценности, проистекающие из Богозданной нравственной природы человека, опознаваемые совестью и рационально выражаемые в Божественном откровении. Именно на этих ценностях, несущих, по словам Николая Александровича Бердяева, отблеск Божественного света, и зиждется великая русская культура. Культура тесным и непосредственным образом связана с образованием, которое само по себе является одним из важнейших механизмов передачи традиции, ибо в процессе образования человек усваивает в том числе и значимые духовные и культурные ценности».
Остается добавить, что уже несколько лет Святейший с трибуны Рождественских чтений говорит об основах православия представителям высшей политической власти в надежде быть услышанным.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости