Новости – Общество
Общество
Правила русского чаепития
Ольга Матвеева рассказывает посетителям музея о зарождении на Руси традиции чаепития. Фото: Марина Губина / «Русская планета»
В белгородском музее раскрывают формулу заваривания чая и рассказывают об исконно русском напитке, который наши предки пили еще в XII веке
14 ноября, 2015 10:00
11 мин
В Белгородском государственном музее народной культуры открылась выставка «Золотой век русского чаепития». В экспозиции размещено чуть больше 50 предметов, ее основа — это самовары, изготовленные в XIX веке и приобретенные музеем из частных коллекций. Здесь не удивляют размахом и уникальностью экспонатов, главная цель выставки — познакомить посетителей с исконно русскими традициями чаепития. Корреспондент РП узнала, для чего в Российской империи в чай стали класть лимон и как пить чай вдогонку.
Чай пришелся ко двору
В зале постоянной экспозиции посетителей музея народной культуры встречает накрытый стол, в его центре — горячий самовар. С традициями русского чаепития здесь знакомят не только в теории, но и на практике.
Официально «чайная» история в нашей стране начинается в XVII веке. В 1638 году китайские послы привезли царю Михаилу Романову несколько ящиков чая, который, что называется, пришелся ко двору, хотя поначалу его употребляли как лекарство. Уже в 1679 году с Китаем был заключен договор о регулярных поставках чая. Уже в середине XVIII века в Москве можно было без особых проблем купить около 10 различных сортов чая, еще через 100 лет в нынешней столице существовало более тысячи специализированных чайных магазинов. Но для большинства населения страны этот напиток долгое время оставался настоящим деликатесом.
Самовар — центральный предмет русского застолья
Самовар — центральный предмет русского застолья. Фото: Марина Губина / «Русская планета»
«К примеру, в 1730 году один английский фунт чая, а это 454 грамма, стоил в России от 2 до 6 рублей, — рассказывает Ольга Матвеева, заведующая научно-экспозиционным отделом. — Для сравнения: один пуд меда, это где-то 40 фунтов, стоил 3 рубля, 1 фунт икры (красной или черной. — РП) — 1,75 копейки. Так что чай многим был не по карману. А недобросовестные продавцы еще в него часто добавляли различные травы или, например, высушенную морковь, а то и вовсе окрашенные опилки или металлическую стружку, чтобы увеличить вес. Но с развитием российско-китайских отношений чай становился все более популярным и доступным. И уже в XIX веке Россию, точно так же, как и Англию, считали одной из самых "чаепьющих" держав».
Забытый «русский чай»
Есть сведения о том, что китайский напиток русские купцы попробовали еще в cредние века, а в летописях XII века не раз упоминается и о так называемом русском чае.
«Этот чай называли еще "чаем от 30 недугов", — говорит Галина Анкудинова, старший научный сотрудник отдела научно-методического и информационного обеспечения, — и изготавливали его наши предки на основе листьев иван-чая, или по-научному кипрея узколистного. В селе Копорье, сейчас это Ленинградская область, были огромные плантации этой травы, и именно там разработали рецепт русского копорского чая. Технология его приготовления, кстати, очень напоминает ту, по которой делают и китайский, и индийский напитки.
Доказано, что наши предки пили копорский чай регулярно, о его целебных свойствах до сих пор ходит множество легенд. Считается, что он помогает при простуде, аллергии, головной боли, эпилепсии, даже омолаживает кожу и повышает плодовитость. Напиток на основе кипрея узколистного не окрашивает зубную эмаль, не содержит кофеина, а значит, не вызывает привыкания и не противопоказан при гипертонии. Работники на Руси пили такой чай постоянно, так как он бодрил, прояснял ум и отбивал чувство голода.
Копорский чай в свое время был таким же брендом как, к примеру, китайский фарфор. Британия закупала десятки тысяч пудов этой травы, приготовленной по специальной рецептуре. Но в XIX веке разразился мировой скандал: появилась информация о том, что русские изготавливают чай на экспорт по вредным для здоровья технологиям и таким образом травят англичан. Причина скандала, как впоследствии оказалось, крылась в борьбе за рынки сбыта: популярность копорского напитка была столь высока, что значительно уменьшала поставки чая из Индии. И тогда Британская Ост-Индская компания стала подрывать авторитет русского продукта, распуская слухи о его вреде. Черный пиар свое дело сделал: русский чай за границей пить почти перестали, а после революции 1917 года про него забыли и на родине.
Самым популярным у наших предков был копорский чай, считалось, что он обладал лечебными свойствами
Самым популярным у наших предков был копорский чай, считалось, что он обладал лечебными свойствами. Фото: Марина Губина / «Русская планета»
«Я так много читала о копорском чае, а попробовала его совсем недавно, — признается Ольга Матвеева. — Его привозят в очень немногие чайные магазины и только под заказ. Стоит он недешево: килограмм — около 4 тысяч рублей. Все дело в том, что способы его обработки сложны и этим в России сейчас мало кто занимается. Но вкус чая, конечно, необычный: он не травяной, терпкий, немного горьковатый. Но какого-то особого воздействия на организм я не ощутила. Говорят, чтобы почувствовать эффект, копорский чай нужно пить регулярно».
«В Белгороде мне удалось найти только аптечный иван-чай, — делится информацией Галина Анкудинова. — Но это совсем не то, просто травяной напиток из высушенной травы».
Чайная формула
Галина Анкудинова исследованием русских чайных традиций занимается уже десять лет, объездила не только Белгородскую область, но и многие города России и бывшего СССР, изучала труды известных отечественных этнографов: Максимова, Зеленина, Коринфского. Информацией из интернета практически не пользуется: давно поняла, что в Сети о чайных обычаях рассказывают с множеством неточностей и фактических ошибок.
«Например, в нескольких интернет-статьях я читала, что традиция класть в чай лимон пришла к нам с Запада. Но это абсолютно неверно. Именно Россия стала первой страной, где вошло в привычку пить чай с этим цитрусом. Людям ведь довольно много времени приходилось проводить в дороге, в экипажах, в постоянной тряске. Пассажиров укачивало, и в трактирах им часто предлагали солености, которые спасали от чувства тошноты. И вот в XVIII веке в одном из русских трактиров в качестве средства от укачивания стали предлагать чай с лимоном. И этот способ употребления напитка так понравился, что очень скоро вошел в привычку», — объясняет исследователь.
Выяснила Галина Анкудинова и то, какой способ заваривания можно считать исконно русским.
«Во-первых, чайник нужно обязательно прогреть: либо поставить на самоварную конфорку, либо обдать кипятком и только потом засыпать заварку. Как рассчитывали, сколько положить заварки? Все зависело от количества стаканов: на один стакан шла одна чайная ложка заварки без верха. Например, если в чайник входит пять стаканов, то нужно было положить пять чайных ложек и прибавить еще одну — как говорили, для чайника. Заварку заливали кипяченой водой сначала на одну треть и давали чаю немного настояться. После доливали кипяток до половины чайника, снова настаивали несколько минут и только потом доливали воду до конца. Но доливали так, чтобы между напитком и крышкой чайника была воздушная подушка. Если долить воду до краев, это испортит вкус», — делится секретом Галина Анкудинова.
Кстати, одно из неоспоримых достоинств русского самовара в том, что именно с его помощью можно точно узнать момент, когда необходимо приступать к завариванию чая.
«Стенки самовара усиливали звук, и сидящие за столом слышали, как поначалу самовар шумел, потом "пел" и, наконец, бурлил. Так вот чай нужно заваривать, когда самовар "поет"», — рассказывают на экскурсии в музее народной культуры и от теории переходят к практике. Посетителей рассаживают за накрытым столом и предлагают показать, как пили чай вприкуску, внакладку, вдогонку и вприглядку.
Чай пили вприкуску, внакладку, вдогонку и вприглядку
Чай пили вприкуску, внакладку, вдогонку и вприглядку. Фото: Марина Губина / «Русская планета»
Гости музея отгадывают только один способ — внакладку: именно так пьют напиток сейчас, кладя в чашку сахара столько, сколько пожелают. Но для крестьян в XVIII веке сахар был слишком дорогостоящим продуктом, и они придумывали свои экономичные методы его употребления. К примеру, кусочек сахара клали на хлеб, отодвигали его губами и откусывали хлеб, прихлебывая при этом чай, — этот способ назывался вдогонку. Когда целый ломтик хлеба был съеден, в руках оставался маленький кусочек сахара, который так и «не догнал» хлеб, и его съедали как настоящее лакомство. Чашу с колотым сахаром обычно ставили рядом с хозяйкой дома, и она зорко следила за количеством потребляемого деликатеса, этот способ назывался вприглядку.
Вприкуску чай пили тоже весьма странным для современного человека образом: кусочек сахара зажимали передними зубами и через него протягивали горячий напиток. Сахар был очень твердым и таял во рту долго. Звуки при чаепитии вприкуску были весьма специфическими, потому в дворянских семьях такой способ считали недопустимым.
Сословные правила чаепитий
В XIX веке в каждом сословии существовали свои традиции чаепития.
«В дворянских семьях чай в чашку было принято не доливать на толщину мизинца, чтобы потом можно было положить туда мед, сахар, варенье, — рассказывает Ольга Матвеева. — У крестьян же, наоборот, чай наливали до краев, объясняя это тем, что хотят сделать дом гостя полной чашей. Но в действительности так делали потому, что положить в чашку, кроме чая, было особо нечего».
Дворяне свой день начинали именно с чаепития, для них оно было настоящим ритуалом.
«По правилам хорошего тона, чай нужно было пить не спеша, дуть на чашку считалось невежеством, — продолжает Матвеева. — Если хозяйка давала понять, что трапеза окончена, то чашку в перевернутом виде ставили на блюдце или же накрывали блюдцем. На столе, кстати, всегда был молочник. Хоть традиция пить чай с молоком и считается английской, у нас она прижилась очень быстро».
В середине XIX века чай стал уже по-настоящему национальным напитком. Из Китая его доставляли морским путем, что значительно снизило стоимость продукта, а после строительства Транссиба он и вовсе оказался доступен всем слоям населения. Но самыми большими любителями бодрящего напитка были русские купцы.
«Именно после купеческих застолий появилось выражение "чаи гонять", — констатирует заведующая научно-экспозиционным отделом, — ведь купцы чай пили просто в огромных количествах — от 15 до 20 чашек за вечер. Если приглашали на чай, это уже подразумевало, что будет длительная беседа, за которой решались многие важные вопросы: заключались сделки, проходило сватовство».
На смену самоварам уже давно пришли электрические чайники, да и сам старинный напиток теперь все чаще заваривают в пакетиках, но неизменным остается одно: чай для русского человека по-прежнему неразрывно связан с задушевной беседой и домашним уютом.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости