Новости – Общество
Общество
«Позиция Церкви — диалог и миротворчество»
Акция в поддержку строительства храма. Фото: Елена Горбачева / «Русская планета»
Пресс-секретарь патриарха — о том, почему Церковь готова отказаться от храма на «Торфянке»
4 августа, 2015 15:30
5 мин
Последние ограничения на строительство храма в парке «Торфянка» на северо-востоке столицы были сняты в конце прошлой недели — когда противники стройки отказались от иска, в котором пытались оспорить результаты общественных слушаний. Сразу после этого пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков заявил, что Церковь готова рассмотреть возможность строительства храма в другом месте. Отец Александр рассказал «Русской планете», какими могут быть альтернативные площадки для храма и почему Церковь готова идти на уступки, несмотря на победу в противостоянии с храмоборцами.
Диакон Александр Волков
Диакон Александр Волков. Фото: patriarchia.ru
— Отец Александр, на прошлой неделе, в пятницу, был суд, по итогам которого все формальные ограничения на строительство были сняты. И тем не менее Церковь сама предложила построить храм в другом месте. Почему?
— В ситуации, возникшей вокруг храма на «Торфянке», Церковь решила пойти навстречу местным жителям, выступить с миротворческих позиций и рассмотреть другие возможности для возведения храма, если местные власти их предложат. Но насчет выбора места уточню: Церковь не предлагает место для строительства. Это делают местные власти — так, как это происходит в нынешней практике: проект получает одобрение через процедуру общественных слушаний.
Конечно, мы не можем показать пальцем и сказать: хотим строить здесь и точка. Но у Церкви есть пожелания относительно участка, на котором должен строиться храм: место должно быть не где-то на задворках, а удобное для посещения местными жителями, что называется в шаговой доступности. И, конечно же, оно должно быть удобным с точки зрения транспорта.
— Возможен ли компромисс в данной ситуации? Например, уменьшение площади храма?
— О такого рода компромиссах речи нет, разговор идет именно о другом месте строительства. Однако хочу заметить: мы не пойдем на компромиссы с теми людьми, кто системно выступает против строительства храмов. Но вести диалог с местными жителями крайне необходимо, что сейчас мы и делаем. Уменьшить площадь и построить маленький храм или часовенку — так, чтобы никого не обижать, но принципиально именно на этом месте — плохой вариант. По той причине, что местные жители — а таких, хочу заметить, большинство — ждут, когда в их районе в шаговой доступности появится церковь. Поэтому храм должен быть построен полноценный, в другом месте — но так, чтобы живущие в том районе люди смогли его посещать и с комфортом там находиться.
— Вопрос выбора нового места для храма может затянуться надолго. Пострадает ли от этого программа «200 храмов»?
— Именно с этим храмом, по моему личному убеждению, ситуация разрешится быстро. А программа должна развиваться, ей ничто не помешает.
— С какими именно людьми, выступающими от лица местных жителей, вы будете вести диалог?
— Больше всего нас беспокоит то, что местные жители оказываются вовлечены в политические игры. Среди людей, живущих в этом районе, много тех, кого волнует, что же будет построено рядом с их домами. Они высказывают опасения, и с этими людьми нужно вести диалог, но их мнением начинают манипулировать, информируют о заведомо ложных сведениях, что именно здесь будет построено.
Нас это пугает еще и потому, что мы четко видим, что стоит за всем этим. Нам известно, что эта политическая составляющая простирается далеко за пределы Москвы. Есть политические силы, которые обеспокоены тем, что в России строятся храмы и возрождается вера. Они ставят перед собой цель не просто запретить строительство конкретного храма, а изменить, ни много ни мало, вектор развития России. Вот почему для Церкви важно вести диалог с людьми, а не идти на поводу у политических сил.
— Какой инструмент позволил бы говорить с жителями района напрямую?
— Этот механизм очень прост: официальным представителем на месте всегда является священник, назначенный в этот приход (настоятель храма, который планировали построить в парке, — иерей Олег Шалимов. — РП.). Он связующее звено. Именно этот человек и должен вести диалог с местными жителями, доносить до них информацию о том, что и где планируется построить, и не только. Батюшка должен также рассказывать, какую деятельность в районе будет вести местная церковная община, какие функции будет выполнять: в первую очередь это социальные и миссионерские задачи.
Конфликт вокруг парка в Бабушкинском районе Москвы, называемого в народе «Торфянка», перешел в активную фазу во второй половине июня. Тогда строители начали расчищать площадку под фундамент будущего храма. Противники строительства разбили рядом палаточный лагерь с целью не допустить туда технику. В ответ в защиту храма выступили верующие. Начались открытые столкновения, и несколько дней накал страстей в парке сдерживал ОМОН.
Противники храма обратились в Бабушкинский суд, заявив, что строительство незаконно. Суд отказал в рассмотрении дела, и тогда активисты пошли в вышестоящую инстанцию — Мосгорсуд, где решение Бабушкинского суда об отказе в рассмотрении дела было отменено. Дело было возвращено на рассмотрение в первоначальную инстанцию.
25 июня префектура СВАО вынесла решение о заморозке строительных работ в «Торфянке» до решения суда. 31 июля суд удовлетворил просьбу истцов об отказе от иска, таким образом, все формальные ограничения на строительство храма были сняты.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости