Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Пойдем на крайние меры, авось услышит снова президент»

Пассажиры на железнодорожной станции "Лагерный", Рязанская область. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Владимир Путин потребовал объяснить, как формируются цены на проезд в электричках
Вера Чеботарёва
18 февраля, 2015 19:12
16 мин
Владимир Путин потребовал на совещании с кабинетом министров в среду, чтобы обслуживающие пригородные железнодорожные перевозки компании раскрыли методику формирования своих тарифов.
Как сообщает ТАСС, Путин вновь раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича за «неудовлетворительно проведенный анализ ситуации в регионах», связанной с движением электричек.
В конце января РЖД полностью отменила электрички в Псковской и Вологодской областях, значительно сократила их число в Тверской, Нижегородской, Тамбовской, Тульской областях и Забайкальском крае.
Эта проблема обсуждалась на совещании с членами правительства 4 февраля. «Перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли?» — раскритиковал тогда Путин министров.
Поезда жителям вернули, но цены на проезд, например, на Забайкальской железной дороге выросли в семь-восемь раз.
С 14 февраля 2015 года вновь был пущен пригородный поезд по маршруту «Чита — Карымская». До отмены железнодорожного сообщения карымчане платили за проезд до столицы края 110 рублей. Теперь проезд обходится в 896 рублей. Местные жители рассказали корреспонденту РП, что теперь на банальную поездку им придется копить деньги.
— С зарплатой в 11 тыс. рублей я могу себе позволить даже раз в неделю съездить на электричке за такую цену?! — задается вопросом жительница поселка Карымское  Наталья Беспалова, — Я учительница, на мне двое детей несовершеннолетних, один из которых весьма успешно занимается музыкой. Мы нередко ездим в Читу, там у моего сына репетитор. Мальчик серьезно настроен на будущую профессию музыканта. И способности у него, говорят, хорошие, даже дар, поэтому как я могу его лишать возможности расти и развиваться?! Вот, теперь почти 2000 рублей на проезд в одну сторону до города и столько же — обратно на двоих! А ездим мы трижды в неделю, вернее, ездили. Плюс ведь и репетитор не бесплатно занимается с Игорем. Посчитайте. Да еще ведь теперь уходить от нашей станции пригородная электричка будет только в субботу и воскресенье, а мы ездили в будни…
— Мы уже решили писать коллективное обращение и губернатору, и начальнику Забайкальского филиала ОФО «Федеральная пассажирская компания». Разве это божеские наценки? — поддерживает возмущение селян местная жительница Ирина Попова. — Всем известно состояние дел наших местных: ни врача путного, ни роддома, ни магазинов. Мы все время ездили в Читу по своим делам здоровья, за покупками крупными, да просто даже летом с детьми погулять, походить по музеям, библиотекам. У нас-то уровень жизни какой?! Ничего не развито, какое-то захолустье. Так теперь нас лишают даже той возможности, которую мы мало-мальски могли себе предоставить за свои же деньги. Кто из нас может раскошелиться на такую поездочку теперь?! У кого хватает денег, те в электричках не нуждаются, у них автомобили: сел и поехал с ветерком хоть в Читу, хоть куда дальше. А нам что?!
6 февраля вновь открылось сообщение между станциями Могоча — Амазар, Оловянная — Борзя, Зилово — Ксеньевская, Хилок — Могзон и Оловянная — Ясная. Стоимость проезда по данным направлениям так же возросла вчетверо, а на некоторых маршрутах в восемь-десять раз.
Электрички ходят пустые, особого смысла в восстановленных маршрутах, по сути, нет. «Пассажиров — раз-два и обчелся, потому что цена за проезд осталась по-прежнему высокой», — констатировал генеральный директор Забайкальской пригородной пассажирской компании  Николай Гаджала
Николай Гаджала. Кадр: Youtube
— Мы видим выход только один! — признается корреспонденту РП житель Хилка Анатолий Переверзев. — Как хотели встать живой стеной на рельсы 5 февраля, когда стоял вопрос о перекрытии Транссиба, так и сейчас будем этот вопрос прокачивать в массы! А что?! Они там в кабинетах будут думать, как бы что бы изобразить, чтобы никто не потерял своей выгоды в условиях кризиса, а нам какой прок? Мы как не могли ездить, когда поезда не ходили, так и не можем сейчас, когда ходят. Нам что терять?! Работа в Чите, жизнь более-менее наша сосредоточена там же, потому что это центр, как ни крути. Пойдем на крайние меры, авось услышит снова президент.
В Твери все по-прежнему
1 февраля в Тверской области были отменены почти все электрички до Бологое, Торжка, Ржева и Вышнего Волочка. 5 февраля, через день после выступления Владимира Путина с требованием вернуть электрички, ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» отчиталась о выполнении поручения президента. В разосланном в СМИ пресс-релизе говорилось о назначении поездов по территории Тверской области. Всего на линию вышел 61 состав: в доказательство к пресс-релизу прилагалось расписание.
Заглянув в него, жители области, что называется, выдохнули: все ранее отмененные электрички оказались на месте, в том числе популярные у студентов и «вахтовиков» маршруты Тверь — Бологое, Тверь — Торжок, Тверь — Лихославль, Бологое — Окуловка, Осташков —  Великие Луки. Уже 6 февраля движение было восстановлено в полном объеме.
На событие граждане откликнулись восторженно-ироничными комментариями: «ВВП — лучший двигатель для всего», «Так было и так будет, ничего не изменится на Руси». Однако не обошлось и без ложки дегтя: регулярные отмены электричек продолжаются: на сей раз из-за масштабных ремонтных работ на Октябрьской железной дороге.
Тарифы на проезд пока остаются на прежнем уровне: 4 февраля на встрече губернатора области Андрея Шевелева с начальником Октябрьской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Олегом Валинским было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. Региональное руководство сообщило о готовности компенсировать ОАО «МТППК» убытки при перевозе пассажиров на электропоездах, но потребовало при этом усилить меры по борьбе с безбилетниками. Также в начале года были отменены льготы на проезд для школьников и студентов: об их возвращении речи пока не идет.
Туляки проголосовали «за» подорожание проезда в электричках
Сколько будет стоить проезд в пригородном железнодорожном транспорте — для Тульской области вопрос на сегодняшний день открытый. И это несмотря на то, что голосование, которое призвано было решить в короткий срок данную проблему, окончилось.
Ранее сообщалось, что в тульском регионе ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» попросила увеличить с 16,5 рубля до 50 рублей стоимость проезда каждых 10 километров пути. Компания заявила, что такие крайние меры необходимы в связи увеличением в четыре раза в наступившем году ее собственных затрат (с 40 до 159 миллионов рублей).
Областные власти не стали брать на себя ответственность и решать вопрос в одностороннем порядке, а предложили жителям сделать выбор: платить в три раза больше или же пересесть на другие виды транспорта. На раздумье было дано 12 дней. В итоге 57,06 процента проголосовали за подорожание проезда и сохранение электричек.
Правда, и согласие жителей на увеличение собственных дорожных расходов не стало основанием для сиюминутного поднятия стоимости.
По словам заместителя председателя комитета Тульской области по тарифам Елены Денисовой, на расчет обоснованной цены проезда ведомству понадобится не меньше двух недель.
— В конце января к нам обратились  ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» с просьбой увеличить тариф на проезд. Мы запросили уточняющие материалы, поясняющие обоснованность роста расходов и как следствие — подорожания тарифа. Повышение же они хотят значительное! Материалы к нам поступили, и на их изучение уйдет не менее двух недель, — пояснила Денисова.
На сегодняшний день работа пригородного железнодорожного транспорта осуществляется в плановом режиме без изменений и сокращений.
Ползучее сокращение
«Процесс отмены пригородных поездов идет с 2011 года, — рассказала «Русской планете» эксперт-аналитик отдела исследования пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Мария Гуторова. — Так, в 2012 и в 2013 году было отменено по 150 пар поездов ежегодно, в 2014 году — 550 поездов».
Причина — недостаточное финансирование. Дело в том, что пригородными пассажирскими перевозками занимаются 25 специализированных «дочек» РЖД — пригородные пассажирские компании (ППК). Их заказчиками являются регионы — именно в их обязанности входит обеспечение пассажирских перевозок. Также регионы устанавливают тарифы — сколько именно будут платить люди за проезд. «Экономически обоснованный уровень тарифов в большинстве случаев выше стоимости проезда, доступной для пассажиров, — объясняет Гуторова. — Для обеспечения транспортной доступности региональные власти должны утверждать стоимость проезда на уровне, доступном для населения, в результате у пригородных пассажирских компаний появляются выпадающие доходы, которые должны, согласно российскому законодательству, компенсировать региональные власти».
Например, в Вологодской области в 2014 году экономически обоснованный тариф за проезд 10 километров составлял 49 рублей, но тариф, который регион установил для населения, составлял только 22 рубля.
Делая цену билета ниже себестоимости, региональные власти должны компенсировать разницу железнодорожникам из бюджета. Происходило это не всегда. Из 25 пригородных пассажирских компаний лишь 11 показали безубыточность в 2014 году. Всего же регионы недоплатили «дочкам» РЖД 6,4 млрд рублей.
Региональные власти в свое оправдание приводят два довода. Первый — это отсутствие денег. В 2013 году совокупный дефицит регионов составил 1% ВВП. «Если взять долю в общих объемах перевозок по России, то на долю железнодорожных перевозчиков приходится 18,9% общего объема, а в бюджетах субъектов РФ на субсидирование их деятельности заложено 0,9%», — разъяснял начальник департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» РЖД Геннадий Верховых.
Второй довод — недоверие к той цене, которую им выставляют ППК. Причем обвинения в непрозрачности ценообразования вполне естественны. «Губернатор говорит: "Я хочу видеть, из чего складывается цена услуги", но РЖД не может показать эти расчеты, — объясняет экономист Фарид Хусаинов. — РЖД может в лучшем случае показать себестоимость перевозок на одной железной дороге в целом, без разбивки по отдельным областям».
Во время митинга против отмены электричек в Чите. Фото: Общественная палата Забайкальского края
Например, Октябрьская железная дорога проходит через Московскую, Тверскую, Ленинградскую, Ярославскую, Новгородскую, Вологодскую, Псковскую, Мурманскую области и Республику Карелия. Одни из них — густонаселенные, другие — малолюдные. И губернаторы не хотят платить за «того парня». Непрозрачность существует и в том, как РЖД распределяет затраты между грузовыми и пассажирскими перевозками на участках пути.
По словам Хусаинова, итоговая цена, которую выставляет РЖД, — зачастую результат административного решения, а не тщательного анализа.
С 1 января цена перевозок, которую ППК предоставили регионам, сильно возросла. И в первую очередь по следующей причине. Дело в том, что пригородные перевозчики должны платить РЖД за использование общей инфраструктуры. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) позволяла им платить по тарифу с коэффициентом 0,01 (то есть лишь 1% от размера тарифа). Однако с 2015 года ФСТ увеличила коэффициент до 0,25 (т.е. теперь «дочки» вынуждены отдавать «маме» по 25% от тарифа). Многие регионы к такому скачку цен оказались не готовы. «На данный момент не все регионы заключили договоры с пригородными компаниями, а значит, не заложили в своих бюджетах субсидии пригородному комплексу», — говорит Гуторова.
Тем не менее, используя привычное в современной России «ручное управление», в начале февраля все 312 отмененных электричек вернули в строй. Проблема решена? Вовсе нет. Ведь пассажирские компании по-прежнему не получают деньги: по прогнозам самой РЖД, пригородные перевозчики рискуют в 2015 году столкнуться с убытками на сумму свыше 20 млрд рублей. Значит, конфликт между железнодорожниками и регионами продолжает тлеть. Как его потушить? РЖД в начале февраля предложила ряд мер, чтобы облегчить финансовое положение пригородных пассажирских компаний.
В первую очередь, это возвращение электричкам льготного коэффициента 0,01. По расчетам РЖД, это позволит сэкономить около 8 млрд рублей в течение года. Во вторую очередь, это введение нулевой ставки НДС на услуги пригородных пассажирских компаний, что также приведет к экономии 6,5 млрд рублей. Если добавить 8,3 млрд. рублей, которые уже заложены в региональных бюджетах на 2015 год на компенсацию пригородным перевозчикам, то все вместе это покроет пригородным поездам убытки в 20 млрд рублей, о которых мы писали выше.
Мария Гуторова из ИПЕМ предлагает еще один вариант: регионы могут использовать для расчетов с ППК доходы, которые получают региональные бюджеты от повышения налога на имущество, принадлежащего ОАО «РЖД». «За период 2013–2019 годов ставка по этому налогу должна увеличится в 22 раза, обеспечив дополнительные доходы регионов на сумму более 45–50 млрд рублей ежегодно, — рассказывает Гуторова. — Этих средств достаточно для финансирования пригородного комплекса и исключения социальных потрясений и существенного роста тарифов на перевозки пассажиров».
Но в не стихающих спорах о справедливой цене пригородных перевозок и о праве РЖД отменять электрички слишком много неизвестных, чтобы найти правильное решение. Железные дороги — это естественная монополия, к которой трудно применять абсолютно те же правила игры, что и к частной компании на свободном рынке. Фарид Хусаинов напоминает, что пассажирские перевозки безубыточны только в одной стране мира — Японии. Во всех остальных они субсидируются — тем или иным образом. Например, в США пассажирские перевозки — это обязанность государственной компании, в то время как рынок грузовых перевозок полностью поделен между частниками. В СССР практиковалось перекрестное субсидирование: прибыль от грузовых перевозок компенсировала убыточность пассажирских. Вероятно, и в современной России требуется более взвешенно подойти к самой бизнес-модели пригородного железнодорожного сообщения. А вопрос об отмене того или иного направления следовало бы решать, учитывая наличие альтернативы в каждом отдельном случае. Например, в случае с поселком Карымское в Забайкальском крае такая альтернатива есть: автобусы между Читой и поселком ходят каждый час, цена билета — 130 рублей. Вероятно, по этой причине правительство Забайкальского края решило с 1 января 2015 года приравнять тарифы для населения к экономически обоснованным, подняв их почти в девять раз.
У РЖД есть и другие резервы повышения эффективности. Например, компания спонсирует несколько профессиональных спортивных клубов — футбольный «Локомотив» (Москва), баскетбольный «Локомотив-Кубань» (Краснодар), волейбольный «Локомотив» (Новосибирск), хоккейный «Локомотив» (Ярославль) и, наконец, пляжный футбольный клуб «Локомотив» (Москва). 11 февраля Владимир Якунин заявил, что РЖД сократила финансирование футбольного и хоккейного клубов в 2015 году на 20%. А в 2014 году железнодорожники потратили на эти два клуба 4,8 млрд и 0,734 млрд рублей соответственно. Все вместе — 5,5 млрд рублей при том, что убыток всех ППК за тот же год составил, напомним, 6,4 млрд рублей.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ