Новости – Общество
Общество
Потемкинская стройка
Проект строительства новых жилых домов для погорельцев в Хакасии. Фото: Александр Колбасов / ТАСС
Почему дома погорельцев из Хакасии до сих пор не готовы к сдаче
3 сентября, 2015 14:18
11 мин
После апрельских пожаров, уничтоживших в Хакасии свыше 1,4 тыс. домов и оставивших без крова более 5 тыс. человек, президент Владимир Путин посетил опаленную огнем республику и пообещал, что к 1 сентября все погорельцы без исключения смогут справить новоселье. Что никакие бюрократические проволочки этому не помешают, нужные на строительство новых домов средства из федерального бюджета будут выделены в полном объеме и точно в срок. И заверил, что потом приедет и проверит все лично.
Как признал министр финансов Республики Хакасия Семен Аешин, обещанные три с лишним миллиарда рублей республика получила полностью и вовремя. Но, несмотря на это, восстановительные работы пока выполнены всего на 70%. По данным оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации ГУ МЧС России по Хакасии на 2 сентября, все еще строятся 169 домов в 17 населенных пунктах республики, в 57 домах продолжаются отделочные работы. Хотя ранее глава региона Виктор Зимин обещал, что все без исключения дома для погорельцев будут сданы даже раньше срока, назначенного президентом, — до 20 августа.
По официальной информации, президент России после визита в Китай 4 сентября отправляется в Приморский край, а затем посетит Абакан и проведет осмотр объектов жилищной инфраструктуры. Во время своего прошлого визита Путин предупредил о недопустимости срыва сроков восстановительных работ. И теперь хакасские чиновники пытаются любой ценой успеть к возможному приезду главы государства. Вплоть до того, что сами выезжают на субботники в строящиеся заново поселки.
Утром акты, вечером стройка
Больше всех из новоселов свежепостроенному дому рада многодетная семья Александра Гейдта из села Сабинка. Долгое время вообще не было понятно, получат они новое жилье или нет. Еще до пожара на средства материнского капитала супруги приобрели однокомнатную квартиру для старшего сына в Саяногорске. А когда дом, в котором Александр жил с женой, пятью детьми и внучкой, сгорел, оказались в бюрократической ловушке: правительство Хакасии постановило не давать ни единого квадратного метра тем, у кого уже есть в собственности другое жилье. Пришлось ютиться ввосьмером в крохотной квартирке.
Чтобы справить новоселье, Гейдтам пришлось пройти через два суда, заручиться помощью прокуратуры и даже обратиться за помощью к СМИ — «Русская планета» писала об этой ситуации.
«Все это не важно. Главное, что теперь у нас есть новый дом, большой и просторный — площадью 90 квадратных метров! — делится радостью с корреспондентом РП Марина Гейдт. — Это огромное счастье. Строители большие молодцы — построили не дом, а картинку. С отоплением, канализацией, горячей и холодной водой, с ванной. Осталось наклеить обои, построить стайки для скота — и можно переезжать. С этой задачей мы уже сами справимся, да и родственники помогут. Крыша над головой теперь есть, можно потихоньку обживаться».
У остальных погорельцев энтузиазма существенно меньше. Они понимают, что построить тысячу домов в предельно сжатые сроки — задача почти нереальная. Поэтому готовы закрыть глаза на такие мелкие недочеты, как отклеивающиеся обои, не слишком ровные полы. Но есть и мелочи, которые смущают всерьез: например, отсутствие вентиляции или крыша без какого-либо утепления.
Владимир Путин осматривает один из построенных домов для жителей Хакасии. Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости
«Дом нам, конечно, построили, и мы за это благодарны. Но все-таки хотелось бы, чтобы в нем можно было нормально жить, а пока это почти нереально, — рассказывает корреспонденту РП жительница поселка Шира Маргарита Бутенко. — Из трех межкомнатных дверей в нем установлены только две, причем низ одной из них сильно разорван. Двери установлены так, что если вообще удается их закрыть, то в дверном проеме остаются огромные щели. Из-за того, что при строительстве протекла канализация, гипсокартон набух и бугрится. Стены покрылись плесенью. Пластиковые окна смонтированы настолько некачественно, что не спасают ни от дождя, ни от ветра. Как, впрочем, и крыша — металлочерепица на ней не закреплена».
В новом доме семьи Бутенко вообще нет розетки для электрической плиты, а другие находятся в полуразобранном состоянии. Линолеум уложен прямо на мокрую бетонную плиту, без какой-либо тепло- и гидроизоляции. Хотя погода пока теплая, он уже начал деформироваться. Щели между стенами и потолком в котельной шириной в 3 сантиметра — зимой через них уйдет все тепло. Печной трубы в котельной нет. При этом застройщик настаивает, чтобы Маргарита Бутенко прямо сейчас подписала акт о приемке непригодного для проживания дома.
Впрочем, не только семью Бутенко, но и многих жителей региона запугивают, угрожая уволить с работы, и заставляют подписать акты приемки бетонных коробок без крыш и полов. Подписанные акты нужны чиновникам Хакасии, чтобы они могли выложить их перед президентом как доказательство, что все построено точно в срок. Вмешательство прокуратуры, которая вынесла предостережение нескольким подрядчикам, вынуждавшим будущих жильцов ставить подписи до окончания отделочных работ, не помогло.
«С нашим домом еще ничего ситуация, потому что я подгонял»
Власти Хакасии заявили, что в срыве сроков строительства виноваты сами погорельцы. Мол, могли бы подключиться и помочь построить дома для себя — рабочих рук не хватает катастрофически. Однако пример Константина Ильина, жителя поселка Шира, доказывает: это бы не помогло. Потеряв в огне все, кроме документов, погорелец сразу же подключился к строительству. Даже квартиру арендовал как можно ближе, чтобы время зря не тратить.
«В моих же интересах, чтобы все было сделано качественно и потом не пришлось переделывать, — признается корреспонденту РП Константин Ильин. — Поэтому я стараюсь сам за всем следить и параллельно делать свою часть работы — вот сейчас, скажем, канализацию утепляю. Я лучше буду два года за съемную квартиру платить, с утра до вечера на стройке торчать, но добьюсь, чтобы дом получился основательный, добротный. Мне скорострой не нужен».
Все приложенные усилия не помогли Ильиным справить новоселье до 1 сентября. Дом для этой семьи пока не готов — нужно еще наклеить обои, подвести воду. При этом акт о приемке дома будущий владелец уже подписал. Константин Ильин считает, что формальности не важны, дом все равно достроят, раз уж пообещали. А обманут — что ж, доделает за собственные деньги.
Точно в такой же ситуации оказался и другой житель поселка Шира — Михаил Андросов. Профессиональный строитель, он сразу взял инициативу в свои руки. Вылавливал и заставлял трудиться отлынивавших рабочих. Рыл яму для установки насоса. Полностью сам, безо всякой помощи со стороны, построил крышу. И тем не менее дом Андросовых тоже до сих пор не готов — в нем по-прежнему нет ни воды, ни канализации. Заезжать в него нельзя. Акт о приеме работ уже подписан. Более того: еще 20 августа «новоселу» вручили ключи и показали по местному телеканалу сюжет о том, как погорельцы якобы уже обживают новые дома. Рассказ о недоделках вырезали — оставили только кадры, где сын Андросова, первоклассник, показывает, где будет стоять его стол, а где будет висеть боксерская груша. И даже подмонтировали недостающие кадры — по всей видимости, отсняв их в другом доме. Так, по телевизору Андросовы с удивлением увидели, что у них уже висит люстра, стоит унитаз. Обрадовались — думали, вдруг успели поставить, пока их не было.
«Все это сплошная показуха. В СМИ говорят, что уже десятки домов в Шире сдали, но все это неправда. Еще никто не заехал, ни один человек, сплошное вранье, — возмущается в разговоре с корреспондентом РП Михаил Андросов. — С нашим домом еще ничего ситуация, потому что я подгонял, следил. А у тех, кто не шевелился, не то что внутренней отделки нет, даже стены сайдингом еще не обшили».
Строительство домов в Республике Хакасия, село Усть-Бюр, для жителей, пострадавших от природных пожаров. Фото: Михаил Метцель / ТАСС
«Не переживайте, все построим»
Хакасские чиновники говорят, что сроки строительства затянулись из-за того, что двум третям погорельцев пришлось отстаивать права на новое жилье в суде. Мол, они сами виноваты, что не оформляли документы на свое недвижимое имущество, пока оно не сгорело. А до судебного решения начинать стройку не было ни смысла, ни оснований. Пока суд да дело, время было упущено.
Однако подобные заявления полностью опровергает пример жительницы Ширы Надежды Бояркиной. У нее с доказательством законных прав на новые квадратные метры не возникло проблем, идти в суд не понадобилось. Но вместо дома на ее участке до сих пор стоит лишь обшитая сайдингом бетонная коробка с крышей. О внутренней отделке и речи нет. Строение выглядит почти готовым лишь со стороны.
«У нас ситуация еще хуже: нет не то что отопления, а даже обшивки и крыши, — признается в разговоре с корреспондентом РП погорелец из поселка Шира Игорь Бринько. — Мало того, что при пожаре мы потеряли дом площадью 100 м2, а получим всего 40, потому что так положено по социальным нормам. Так ведь еще и неизвестно когда! Полтора месяца мы терпеливо ждали, когда начнутся работы. Ничего не происходило. Тогда мы наконец пошли к застройщику, и он сообщил, что нас передали другому. За лето застройщики менялись пять раз. В результате фундамент нам залили лишь 20 июля и с тех пор построили только стены. Когда мы сможем съехать со съемной квартиры, за которую ежемесячно платим по 12 тыс. руб., непонятно».
Случай с семьей Бринько далеко не единичный. На площадке, где строится дом для жительницы поселка Шира Алевтины Зверковой, ничего не происходит уже неделю. Строители там просто не появляются.
Строители успокаивают новоселов: мол, не переживайте, все построим, пусть и с опозданием. Если будут недостатки и недоделки, тоже беспокоиться не нужно. Предъявить претензии к застройщикам можно будет еще в течение пяти лет после сдачи дома, и если что-то обнаружится, исправят бесплатно. Тем более что больших недочетов быть не должно.
После подобных строительных работ строящиеся поселки превращаются в подобие потемкинских деревень. Хорошо они выглядят только с вертолета, на котором может пролететь над ними президент России. Почему так произошло, ни в штабе по ликвидации последствий пожаров, ни в республиканской администрации обсуждать не готовы. Ответы на все вопросы корреспонденту «Русской планеты» предложили самостоятельно искать в сообщениях на официальном сайте Хакасии и в скудных статистических отчетах.
Четыре месяца назад, когда Владимир Путин прилетел в Хакасию сразу после пожара, глава региона Виктор Зимин не стал отрицать своей вины за произошедшее и обратился к президенту от лица всех республиканских чиновников с нашумевшей просьбой: «Посадите нас чуть попозже, дайте поработать». Дали. Результаты уже совсем скоро оценит президент.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости