Новости – Общество
Общество
Мигрантам вход запрещен
Рабочий на территории терминала внутренних рейсов аэропорта Пулково. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
В России ограничат труд иностранцев в аэропортах
20 ноября, 2015 11:00
6 мин
19 ноября появилась информация о том, что Федеральная служба безопасности рекомендовала аэропорту Пулково Санкт-Петербурга не принимать на работу мигрантов из Средней Азии. Причина указывалась деликатно: из соображений безопасности. Большая часть мигрантов, работающих в Пулково, занимается уборкой. Как, впрочем, и во многих других аэропортах. Причем уборщицы обязаны наводить чистоту не только в здании терминалов, включая кафе и рестораны, но и в салонах самолетов.
Все по закону
Факт работы иностранных граждан при обслуживании самолетов на территории России действительно настораживает. Учитывая, что теперь уже точно известно: причиной крушения А321 над Синаем стал теракт, о чем 17 ноября сообщил глава ФСБ России Александр Бортников. По одной из версий, взрывное устройство на борт самолета беспрепятственно пронес сотрудник аэропорта Шарм-эль-Шейха.
В связи с этим мера по ограничению доступа иностранных граждан на борт самолета вполне логична. Правда, подробности новой кадровой политики Пулково узнать так и не удалось. И в службе общественных связей, и в дежурной службе ФСБ дружно заявили, что ничего не слышали о рекомендациях аэропорту. Руководитель службы по связям с общественностью и рекламе Пулково Игорь Лаптев также был краток: «Мы это не комментируем».
Впрочем, раз в аэропорту не стали опровергать факт нововведения, то, скорее всего, рекомендация все-таки поступила. И вряд ли одному Пулково. Как ни странно, но никаких ограничений на работу иностранцев на стратегических объектах нет. С 2007 года у нас появилось такое понятие, как нулевая квота. То есть фактический запрет на работу работников-мигрантов в компаниях определенного профиля.
Справка
Согласно пункту 5 статьи 18.1 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», на 2015 год допустимая доля иностранных работников для выполнения определенных видов деятельности составляет:
- овощеводство — в размере 50% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
- розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, — в размере 15%;
- розничная торговля табачными изделиями — в размере 15%;
- розничная торговля фармацевтическими товарами — в размере 0%;
- розничная торговля в палатках и на рынках — в размере 0%;
- прочая розничная торговля вне магазинов — в размере 0%;
- деятельность прочего сухопутного транспорта — в размере 50%;
- прочая деятельность в области спорта — в размере 25%.
Хозяйствующим субъектам до 1 января 2015 г. предписывалось привести численность используемых иностранных работников в соответствие с постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства РФ.
Стихийный мемориал в память о жертвах авиакатастрофы самолета Airbus A321 в зоне прилета аэропорта Пулково. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС
Открытым остается вопрос, почему мигрантам нельзя работать на рынке, а можно в аэропорту?
Перемена мест
Проблема в том, что среди россиян, желающих работать уборщиками в аэропорту, совсем немного. Не случайно аэропорты обслуживают клининговые компании, большая часть штата которых — мигранты. На должность уборщиков граждане России россияне вообще идут с неохотой, но у аэропортов есть и свои отпугивающие нюансы. Условия работы, прямо скажем, стрессовые, потому что самолеты прилетают один за другим. И чем крупнее аэропорт, тем выше нагрузка. Например, обычно на уборку больших лайнеров вроде двухэтажного «Боинга 747» команде из 16 клинеров отводится порядка 30 минут. В самолетах поменьше трудится около 8 человек, зато и время уборки меньше — обычно не более 20 минут. Не говоря уже о том, что аэропорты находятся за пределами города, и на работу туда добираться долго. К примеру, пенсионерки, традиционно готовые на труд уборщиц, предпочтут пылесосить в офисе рядом с домом. Соответственно, отказавшись от труда мигрантов, аэропорты столкнутся с тем, что уборщики-россияне в привлекаемых клининговых компаниях обойдутся дороже, и повышение расходов ляжет на кошелек пассажиров.
Но главная проблема не в деньгах. Открытым остается вопрос: а станет ли безопаснее? «Конечно, любые меры безопасности лишними не будут, и подумать об ограничении доступа мигрантов к стратегическим объектам можно, — считает старший научный сотрудник лаборатории анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Никита Мкртчян. — Но далеко не факт, что эта мера действительно повысит безопасность полетов. Дело в том, что со времен распада СССР более 8 млн жителей стран бывшего Союза получили российское гражданство. Соответственно, они на законных основаниях могут работать где угодно. И если даже допустить, что террористы захотят осуществить свой план через выходцев из Средней Азии, то они могут действовать и через граждан России, а не мигрантов. Как это было во Франции — среди террористов оказались граждане страны».
К тому же в России важно учитывать еще одну региональную особенность — так называемую внутреннюю угрозу. «Теракты у нас совершали не мигранты, а наши же граждане с российскими паспортами — с Северного Кавказа, — поясняет Никита Мкртчян. — Причем, если вспомнить теракт в Волгограде, то в нем был вообще задействован этнический русский. Так что если у террористов появится цель, то они будут искать любую лазейку. Конечно, в таких условиях нужно тщательно подбирать персонал для работы в аэропортах, но надо понять, с какой стороны опасности меньше».
Так или иначе, именно на ФСБ возложена основная миссия по предотвращению терактов. Сотрудники службы ведут агентурную работу, выясняют планы террористов и вычисляют места потенциальных терактов. Поэтому если кадровый вопрос в аэропортах возник, то, может быть, для этого есть причины, которые нам знать не положено.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости