Мигрантам вход запрещен
Рабочий на территории терминала внутренних рейсов аэропорта Пулково. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Рабочий на территории терминала внутренних рейсов аэропорта Пулково. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

В России ограничат труд иностранцев в аэропортах

19 ноября появилась информация о том, что Федеральная служба безопасности рекомендовала аэропорту Пулково Санкт-Петербурга не принимать на работу мигрантов из Средней Азии. Причина указывалась деликатно: из соображений безопасности. Большая часть мигрантов, работающих в Пулково, занимается уборкой. Как, впрочем, и во многих других аэропортах. Причем уборщицы обязаны наводить чистоту не только в здании терминалов, включая кафе и рестораны, но и в салонах самолетов.

Все по закону

Факт работы иностранных граждан при обслуживании самолетов на территории России действительно настораживает. Учитывая, что теперь уже точно известно: причиной крушения А321 над Синаем стал теракт, о чем 17 ноября сообщил глава ФСБ России Александр Бортников. По одной из версий, взрывное устройство на борт самолета беспрепятственно пронес сотрудник аэропорта Шарм-эль-Шейха.

В связи с этим мера по ограничению доступа иностранных граждан на борт самолета вполне логична. Правда, подробности новой кадровой политики Пулково узнать так и не удалось. И в службе общественных связей, и в дежурной службе ФСБ дружно заявили, что ничего не слышали о рекомендациях аэропорту. Руководитель службы по связям с общественностью и рекламе Пулково Игорь Лаптев также был краток: «Мы это не комментируем».

Впрочем, раз в аэропорту не стали опровергать факт нововведения, то, скорее всего, рекомендация все-таки поступила. И вряд ли одному Пулково. Как ни странно, но никаких ограничений на работу иностранцев на стратегических объектах нет. С 2007 года у нас появилось такое понятие, как нулевая квота. То есть фактический запрет на работу работников-мигрантов в компаниях определенного профиля.


Справка

Согласно пункту 5 статьи 18.1 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», на 2015 год допустимая доля иностранных работников для выполнения определенных видов деятельности составляет:

  • овощеводство — в размере 50% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
  • розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, — в размере 15%;
  • розничная торговля табачными изделиями — в размере 15%;
  • розничная торговля фармацевтическими товарами — в размере 0%;
  • розничная торговля в палатках и на рынках — в размере 0%;
  • прочая розничная торговля вне магазинов — в размере 0%;
  • деятельность прочего сухопутного транспорта — в размере 50%;
  • прочая деятельность в области спорта — в размере 25%.

Хозяйствующим субъектам до 1 января 2015 г. предписывалось привести численность используемых иностранных работников в соответствие с постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства РФ.


Стихийный мемориал в память о жертвах авиакатастрофы самолета Airbus A321 в зоне прилета аэропорта Пулково. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Открытым остается вопрос, почему мигрантам нельзя работать на рынке, а можно в аэропорту?

Перемена мест

Проблема в том, что среди россиян, желающих работать уборщиками в аэропорту, совсем немного. Не случайно аэропорты обслуживают клининговые компании, большая часть штата которых — мигранты. На должность уборщиков граждане России россияне вообще идут с неохотой, но у аэропортов есть и свои отпугивающие нюансы. Условия работы, прямо скажем, стрессовые, потому что самолеты прилетают один за другим. И чем крупнее аэропорт, тем выше нагрузка. Например, обычно на уборку больших лайнеров вроде двухэтажного «Боинга 747» команде из 16 клинеров отводится порядка 30 минут. В самолетах поменьше трудится около 8 человек, зато и время уборки меньше — обычно не более 20 минут. Не говоря уже о том, что аэропорты находятся за пределами города, и на работу туда добираться долго. К примеру, пенсионерки, традиционно готовые на труд уборщиц, предпочтут пылесосить в офисе рядом с домом. Соответственно, отказавшись от труда мигрантов, аэропорты столкнутся с тем, что уборщики-россияне в привлекаемых клининговых компаниях обойдутся дороже, и повышение расходов ляжет на кошелек пассажиров.

Но главная проблема не в деньгах. Открытым остается вопрос: а станет ли безопаснее? «Конечно, любые меры безопасности лишними не будут, и подумать об ограничении доступа мигрантов к стратегическим объектам можно, — считает старший научный сотрудник лаборатории анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Никита Мкртчян. — Но далеко не факт, что эта мера действительно повысит безопасность полетов. Дело в том, что со времен распада СССР более 8 млн жителей стран бывшего Союза получили российское гражданство. Соответственно, они на законных основаниях могут работать где угодно. И если даже допустить, что террористы захотят осуществить свой план через выходцев из Средней Азии, то они могут действовать и через граждан России, а не мигрантов. Как это было во Франции — среди террористов оказались граждане страны».

К тому же в России важно учитывать еще одну региональную особенность — так называемую внутреннюю угрозу. «Теракты у нас совершали не мигранты, а наши же граждане с российскими паспортами — с Северного Кавказа, — поясняет Никита Мкртчян. — Причем, если вспомнить теракт в Волгограде, то в нем был вообще задействован этнический русский. Так что если у террористов появится цель, то они будут искать любую лазейку. Конечно, в таких условиях нужно тщательно подбирать персонал для работы в аэропортах, но надо понять, с какой стороны опасности меньше».

Так или иначе, именно на ФСБ возложена основная миссия по предотвращению терактов. Сотрудники службы ведут агентурную работу, выясняют планы террористов и вычисляют места потенциальных терактов. Поэтому если кадровый вопрос в аэропортах возник, то, может быть, для этого есть причины, которые нам знать не положено.

Сектам обрежут финансирование Далее в рубрике Сектам обрежут финансированиеРелигиозные организации с иностранным финансированием обязали отчитываться перед Минюстом

Комментарии

20 ноября 2015, 12:18
Ну наконец-то наши власти хоть что-то понимать начинают, а то уже до абсурда доходило в погоне за дешёвой рабсилой...!
20 ноября 2015, 14:07
Ну вот и отжали рынок труда у азиатских соседей. Правда, кто пойдет на их зарплаты из местного населения? Придется компаниям увеличивать расходы, что скажется как на цене конечного продукта, так и на его качестве.
20 ноября 2015, 18:35
Я не щнаю как потребителъ мне всё равно кто там отмывает бабки и какие строители по национальности строят нам аэропорты. Другое дело качество стройки . К сожалению в этом плане никто на сто процентов гарантий вам дать не может. Но доверия конечно больше к строителям славянам, хотя бы потому что они строят на своей земле, в своей стране, соответственно и отношение должно быть соответствующее
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»