Новости – Люди
Люди
Польская угроза для России
Сторонники партии «Право и справедливость» во время демонстрации в Варшаве. Фото: Wojtek Radwanski / AFP
Возрождение в Польше национального самосознания под американским протекторатом опасно для ее соседей
12 января, 2016 18:00
6 мин
В Евросоюзе проявляется новый конфликт, связанный со все более явной тенденцией к обособлению стран Старого Света. Проводимые в Польше радикальные политические преобразования и подъем национального самосознания вызвали недовольство Брюсселя. Сегодня, 12 января, «личное дело» восточного соседа Германии будет разбираться Еврокомиссией, а 19 января — Европарламентом. Тем не менее польские политики не намерены отказываться от своих целей — строить «четвертую республику», опираясь на вековые национальные интересы своей страны. Поддержка со стороны США и историческая традиция соперничества с Россией делают новую Польшу потенциально опасной для нашей страны.
Варшава совершенно недвусмысленно желает доминировать в Центральной и Восточной Европе, для чего, кажется, готова создавать новый альянс, наследуя своему историческому лидеру — полковнику Юзефу Пилсудскому. Напомним, его проект «Межморье», выдвинутый после Первой мировой войны, предполагал конфедерацию Польши со странами Балтии на северо-востоке, Украиной и Белоруссией на западе и балканскими странами на юге. С центральной ролью Польши, конечно. Именно этот пример вновь вдохновляет местных консерваторов. Конечно, об успешной реализации такого плана говорить пока рано, для этого нужна как минимум сила, однако последние события свидетельствуют, что такая сила вот-вот появится.
Происходящее сейчас в Польше многие европейские политики считают конституционным переворотом. Именно эта страна, по их мнению, станет головной болью Евросоюза в наступившем 2016 году. Причина — сосредоточение практически всей политической власти в одних руках: правоконсервативной и клерикальной партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослава Качиньского. Это его брат Лех разбился в 2010 году под Смоленском. Победив минувшей осенью на выборах со значительным преимуществом партии, удалось впервые в новейшей польской истории сформировать однопартийное правительство. Полученный от избирателей кредит доверия был немедленно направлен на закрепление успеха.
Первым делом они намерены расправиться с бывшей правящей либеральной партией «Гражданская платформа», членов которой они считают «предателями». Для этого был проведен ряд преобразований, и главное из них — новый закон о Конституционном суде, который фактически отменил контроль этого органа над решениями правительства и президента. Вслед за этим пришел черед СМИ. Теперь руководителей общественных телеканалов будет назначать правительство, а не общественные советы. Проектом «реформы» также предлагается люстрация в контролируемых государством СМИ: увольнения и перезаключение договоров только с лояльными сотрудниками.
Несмотря на критику подобных шагов со стороны европейских структур, польские консерваторы упорно гнут свою линию. Это соответствует нарастающей тенденции изоляции европейских стран, вызванной, в частности, нашествием мигрантов. Закрытие границ, отказ принимать беженцев и тому подобное становятся нормой в Евросоюзе. События в Кельне лишь усилили тенденцию. Критика же Брюсселя и неформальной столицы ЕС — Берлина — звучит уже не только из второстепенных стран Восточной Европы вроде Венгрии, но и из Великобритании. Все это не может не вдохновлять польских правых — они спешат наводить мосты с близким им по духу премьер-министром Венгрии Орбаном, которого в Брюсселе называют не иначе, как диктатором.
Для ЕС ситуация осложняется еще и тем, что для того, чтобы «наказать» Польшу за имперские замашки, не существует никаких реальных механизмов. Тот же Орбан уже пообещал наложить вето на любые санкции против Польши со стороны Евросоюза. Попытка же политиков Германии устроить публичную выволочку полякам привела к жесткому отпору с их стороны — немецкий посол был вызван «на ковер» в МИД Польши, где ему было предложено больше заботиться о демократии в Берлине и Кельне, чем в Варшаве. Такое впечатление, что почувствовавших вкус большой истории польских политиков уже не остановить.
Виктор Орбан. Фото: PuzzlePix / Imago / ТАСС
Историческое соперничество
Причиной подобного политического куража польских политиков являются здешние традиции. Влияние, которое всегда пыталась приобрести эта страна в международных делах, было во все времена. Со временем амбиции никуда не исчезли, а череда исторических неудач лишь подогрела их. Недаром американская компания Stratfor еще в 2009 году уверенно предсказала предстоящую до 2020 года геополитическую активизацию Польши. Начало этого процесса мы наблюдаем сегодня. Подобная активизация четырежды приводила страну к поражениям и разделу территории, но разве история чему-нибудь поляков научила?
К тому же этот процесс подогревается извне. Консервативная «Право и справедливость» всегда была проамериканской и при этом антинемецкой и антироссийской политической силой. Недаром она уже добивается того, чтобы на предстоящем летом саммите НАТО в Варшаве было принято решение о создании на ее территории новых баз Североатлантического альянса. Белый дом тоже не прочь иметь в Европе сильную опору в противовес Германии. Отказ же поляков от закупки американских зенитно-ракетных комплексов Patriot, произошедший некоторое время назад, эксперты объясняют банальным желанием поторговаться и получить значительный дисконт уже от новой американской администрации.
Германии, как видим, уже достается на орехи. Россия — следующая на очереди. Недаром правительство ПиС учредило новую комиссию по расследованию обстоятельств крушения президентского самолета под Смоленском в 2010 году. Конечно, там может быть и личный интерес партийного лидера — все-таки родной брат погиб. Тем не менее никто из наблюдателей не сомневается, что ее выводы наверняка резко обострят отношения с Россией. Ведь многие в окружении Качиньского считают нашу страну виновной чуть ли не в умышленном убийстве его брата. Исторический бэкграунд наших отношений — Польша в составе Российской империи, а затем в зоне влияния Советского Союза — делают политическое столкновение практически неизбежным.
Единственным удачным выходом из складывающейся ситуации могла бы стать переориентация вектора агрессии польского национализма с России на Украину. Непосредственная граница, претензии на исторически польские области на западе этой страны, память о Волынской резне могли бы стать весомыми аргументами в пользу раздела бывшей советской республики между ее соседями, включая ту же Венгрию, Румынию и, возможно, Белоруссию. В этом случае энергичные наследники Речи Посполитой направили бы свои страсти в нужную России сторону. Конечно, реализация такого сценария потребует огромной политической воли российского МИДа и немало усилий, однако и приз — умиротворенная Польша и независимая Новороссия — стоит того, чтобы провести такую работу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости