Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Показывать нужно нормальные семьи, где и помолятся, и на отдых съездят»

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Председатель Издательского совета РПЦ — о литературе, кино и поющем на Первом канале монахе

Михаил Боков
29 декабря, 2015 07:00
10 мин
Как текст Священного Писания объединил Россию? Почему нужно читать святых отцов XX века? Кому выгодно показывать в кино неблагополучные семьи? О своем видении культурных процессов в уходящем году «Русской планете» рассказал председатель Издательского совета Русской православной церкви митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
— Заканчивается Год литературы. Как бы вы могли оценить его итоги?
— Наша русская литература тесно связана с православием, она зародилась с принятием христианства. Наши летописцы и наши классики — все они отобразили в своих произведениях красоту православия, их труды проникнуты духом Священного Писания. Поэтому Год литературы был для нас очень важен.
Примечательно, что в этом же году мы отмечаем 1000-летие кончины святого равноапостольного князя Владимира. Мы не задаемся вопросом, на каком языке мы говорим, что нас объединило, почему князь Владимир принял христианство. Если мы внимательно изучим ту историю, то увидим, что тогда не было единой Руси и единой веры.
Первая попытка князя Владимира объединить Русь заключалась в том, что он хотел собрать всех богов, которым поклонялись разные племена славян, и сделать в Киеве пантеон — чтобы все почувствовали единство. Это не получилось. Владимир понял, что это не боги. И тогда он стал искать истинную веру.
Это действие князя мы называем сейчас «испытание вер» — он послал послов во все концы света с просьбой рассказать, кто как верит. Послы ознакомились с иудейской верой, магометанской верой, католической верой — но только одни по приезду смогли сказать: «Это вера истинная». Это были послы из Византии. Они не знали, возможно, греческого языка, не знали каких-то богослужебных нюансов, но они приехали и сказали: «Стояли в Святой Софии и не знали, где были — на земле или на небе».
Эта вера положила начало единству страны: одной из ее основ было Евангелие. Текст Священного Писания объединил нас всех.
— Год прошел на фоне напряженной новостной повестки, обострились в том числе отношения с рядом государств. Эти события отразились на работе Издательского совета и книгах, которые поступали совету на рецензирование?
— Особенных изменений в работе не было — вероятнее всего, у писателей эта эпоха будет освещаться позднее, ее нужно отрефлексировать. При этом повестка дня привела к определенному кризису в книгоиздательстве. Стало тяжело издавать литературу — по той причине, что народ стал жить немножко экономнее и бережливее. Заботясь в первую очередь о пропитании, люди покупают меньше книг.
— Представители православных издательств говорят в целом о падении спроса на богословскую литературу. Говорят также о том, что серьезные книги подменяет «глянцевая» православная продукция, неглубокая по существу — календарики и прочее.
— Я не могу с этим полностью согласиться. Если говорить о количестве выпускаемых книг, то да — в чем-то рынок насытился. К примеру, если «Молитвослов» издавали раньше тиражами по 5–10 тысяч, то сейчас эти тиражи опустились до 3 тысяч. Это связано с тем, что «Молитвослов» каждый день покупать не будешь: купил один, и он будет служить долго.
Но зато те, кто сейчас приходит в храмы, много интересуются новой литературой о христианской жизни — о том, как прийти к Богу, как вести себя в храме. Таких книг очень мало, но те, что есть, пользуются огромным спросом. Вот есть книга «Бог» Алексея Осипова — чисто религиозная, богословская, миссионерская. Она отвечает на многие вопросы, которые встают перед теми, кто недавно начал ходить в храм. За последние 2–3 года эта книга издавалась три раза, суммарный тираж более 100 тысяч — такой был на нее спрос. Или книга епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» — тиражи перевалили за миллион экземпляров. Все это говорит о том, что спрос есть, причем спрос колоссальный. Но при этом нужно найти подход к читателю, заинтересовать его.
Издательский совет выпускает полное собрание сочинений Феофана Затворника, жившего в XIX веке и канонизированного в 1998 году. Популярны сегодня сочинения афонских старцев, многие из которых тоже фактически были нашими современниками. Почему, на ваш взгляд, важно издавать сегодня труды «новых» святых?
— Ценность в том, что эти подвижники сохранили дух святоотеческого наследия и передали учение древних отцов понятными нам словами и образами. Если взять, например, творения Ефрема Сирина — святого, жившего в IV веке, — и начать читать, то многим покажется, что его язык слишком сложен, что его трудно понимать. В то же время современные подвижники живут в наше время и поднимают те вопросы, которые ближе нашему времени.
Вот Феофан Затворник пишет в XIX веке о проблемах безверия, пренебрежения к таинствам, пренебрежения к чтению Евангелия. У святых отцов древней церкви меньше говорилось о чтении, потому что тогда и книг почти не было, и грамотности тоже. А во время святителя Феофана уже были все грамотные, и он об этом говорил — о том, что каждому необходимо читать Евангелие. И, естественно, нам понятно, когда мы слышим ответ на хорошем языке — грамотный, выдержанный в традиции святых отцов. Этот ответ открывает нам дверь к святым отцам древности: через него становится легче воспринимать и их труды.
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Фото: Фото: Игорь Беляев/ «Русская планета»
— Следующий год объявили Годом кино. Что вы думаете о состоянии современного кинематографа?
— Вы сами знаете, какой он сейчас: православной культуры в нем мы почти не видим. Единственный контекст, в котором могут показать храм, — это если по сценарию в нем отпевают какого-то «криминала», больше никак. А если герой — добрый и порядочный человек, то он всегда обходится без священника. Почему это? Почему создается такой образ церкви?
Но разве нельзя говорить, что перелом все-таки наступает? Вышли в широкий прокат мультфильм о Серафиме Саровском, художественный фильм о святителе Луке Крымском.
— Я бы сказал, что это только ростки. По сравнению с тем, что каждый вечер крутят по телевизору, особенно в прайм-тайм, это капля в море. Вот, например, телевизор всегда показывает разведенных женщин — разведена, работает где-нибудь в милиции, воспитывает ребенка одна. Почему именно такой образ? У нас что, нет целых семей? Почему бы не показать семью, где три-пять-шесть человек? Где все нормально живут: где и в храм сходят, и помолятся, и поедут отдохнут. Не воруют, а трудятся. Такую семью, где нет злобы, но есть любовь — чистая, святая, жертвенная.
— Вы сказали, церковь показывают в фильмах часто в негативном контексте. Но есть и другая проблема: освещая жизнь церкви, кино и литература часто делают это некомпетентно — например, нормальной практикой литераторов до недавнего времени было называть православного священника святым отцом. Как с этим быть?
— Надо учиться. Надо начинать с детства учить ребенка. Он живет в России, он должен знать основы ее культуры. И поэтому, когда люди выступают против преподавания основ православной культуры в школе, я не могу их понять. Культура России — с какой стороны ни подходи — православная. Ее основы должны знать дети: если они это изучат, то смогут правильно с ней обращаться, когда вырастут.
Что касается взрослых, то всегда можно прийти в храм — там есть специальные курсы. Особенно если это журналист, сценарист, литератор. Нет курсов — займитесь самообразованием: почитайте про то, что хотите описать. На крайний случай можно просто подойти к священнику, и он все подскажет: как кого называть, какие бывают в церкви торжества, как себя вести в храме. Говорят: «Церковь замыкается от людей». Замыкается не церковь, замыкаются сами люди, которые просто боятся подойти и спросить.
— Вы благословили иеромонаха Фотия (Мочалова), насельника Боровского монастыря, для участия в шоу «Голос» на Первом канале — на днях он стал победителем этой вокальной программы. Почему он получил ваше благословение? Разве уход в монахи не означает в том числе уход от мира славы и софитов?
— Дело в том, что устроители этой программы были в Боровском монастыре и слышали, как поет отец Фотий. Потом я получил письмо с Первого канала: «Владыка, просим Вашего благословения записать в студии иеромонаха Фотия». Я подумал: пожалуйста, пускай записывается. Я даже не знал, что есть такая программа «Голос», что она публичная и что это будет не единичная запись.
И все же мы ему не запрещаем — и даже духовник отца Фотия благословил его на это. Но в то же время мы его постоянно предупреждаем: «Пожалуйста, выступай, но только не забывай о своем монашестве». Мы часто беседуем с ним, и пока все нормально: отец Фотий воспринимает происходящее очень скромно. Он говорит: «Мне Господь дал такую возможность, и я выступаю».
Видите, как это промыслительно? Если бы я заранее знал, что будет, я бы сказал: «Отец Фотий, куда тебе лезть на эту сцену?» А когда это уже идет, когда люди во всех городах страны подходят ко мне и говорят: «Владыка, как же замечательно поет ваш иеромонах Фотий!» — я думаю, что это тоже свидетельство о Христе. Отец Фотий выходит на сцену в подряснике, крестится. И я вижу, что даже жюри, которое сидит на этом конкурсе, поменялось, стало по-другому себя вести — появление монаха влияет на судей, на аудиторию. Вот как Господь ведет и управляет Сам этой жизнью.
Полная версия интервью Митрополита Калужского и Боровского Климента. Часть I.
Полная версия интервью Митрополита Калужского и Боровского Климента. Часть II.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ