Новости – Люди












Люди
«Пока только приезжие тут работают»

Площадка, где сделают центральный выход с будущего моста. Фото: Дмитрий Смирнов / «Русская планета»
Как идет строительство Керченского моста, и что говорят о стройке крымчане
29 июня, 2015 12:44
9 мин
Керченские районы Бочарка и Цементная слободка — тихие, с видом на залив и гору Митридат, — сегодня не узнать. По разбитой, десятилетиями не ремонтировавшейся дороге проносятся тяжелые грузовики, лязгает железо на развернутом под открытым небом складе, отовсюду слышится речь с некрымским акцентом. В Керчи ведется активная подготовка к строительству моста, который соединит Крым и материковую Россию.
— Около месяца назад началась вся эта суета, — рассказала «Русской планете» жительница Цементной слободки Валентина Красикова. — Раньше совсем иначе было. Как развалилось производство с исчезновением СССР, так у нас потекла медленная однообразная провинциальная жизнь... Сад-огород, рыбалка, мужчины постоянно где-то на заработках... Вот уж подумать не могли, что наш район окажется в центре событий.
Местные жители поначалу с энтузиазмом смотрели на то, как начинается стройка моста, радовались, что проложат нормальную дорогу, появятся фонари, магазины. Однако теперь переживают из-за того, что горсовет Керчи выделил в этом районе несколько гектаров земли под строительные нужды.
— У нас там небольшой домик, прямо возле складов, которые появились недавно, как дачу его используем, — сообщила керчанка Анна Меленко. — И говорят, что дома, попадающие в зону стройки, будут сносить. Причем когда были общественные слушания, где горожанам рассказывали о планах строительства, мы спрашивали у властей, не пострадает ли наше имущество. Но тогда никто не смог ответить, только успокаивали — мол, все будет нормально. А теперь предупредили, что будут сносить.
Проблема коснется многих, причем согласия не потребуют — по закону в зоне строительства объекта федеральной собственности частные дома снесут, что называется, «в упрощенном порядке». Тех, чьи дома попадают в зону строительства, будут отселять, а землю выкупать. Но городские власти уверены — никто внакладе не останется.
— Там масса ветхих строений, — прокомментировал «Русской планете» глава администрации Керчи Сергей Писарев. — Будем рассматривать несколько вариантов: собственникам, дома и постройки которых попадают под снос, предложат новое жилье в пределах муниципального округа или выплатят компенсацию.
В обход вулкана
Эпицентр стройки на крымском берегу находится вблизи предприятия «Керчьхолод», в холмистой местности, примыкающей к заливу, часть которого занимает местный рыбный порт. Здесь созданы так называемые производственные площадки. Стройматериалы — глыбы гранита, щебенка, песок — доставляются сухогрузами в керченские порты, а оттуда самосвалами через город к месту строительства, где машины взвешивают на специально установленных весах. Жители Керчи, глядя на пылящие по центру города грузовики, реагируют по-разному: кто-то зажимает нос, кто-то радуется, что процесс запущен. В целом отношение у горожан положительное, ведь ничего подобного ни по масштабам, ни по значимости не происходило здесь уже очень давно.

На территории высятся горы различных стройматериалов. Фото: Дмитрий Смирнов / «Русская планета»
Все работы возложены на ООО «Стройгазмонтаж», а непосредственными исполнителями являются его дочерние компании. Завершить строительство и пустить техническое движение планируют к декабрю 2018 года, а сдача в эксплуатацию намечена на июнь 2019 года.
— Предлагали несколько вариантов прокладки моста, но из-за необходимости сохранить объекты культурного наследия был выбран траверз острова Тузлы и района крепости Керчь, хотя он и длиннее по протяженности, — рассказал Юрий Белик, заведующий научно-исследовательским отделом «Крепость "Керчь"» Керченского историко-культурного заповедника, член экспертного совета по сооружению моста.
Ученые же говорят о другом важном факторе.
— Такой путь выбран потому, что в районе Чушки, где также предлагали строить мост, обнаружен подводный грязевой вулкан, — объясняет Анатолий Пасынков, завкафедрой геоэкологии Крымского федерального университета. — И нет гарантий, что вулкан не навредит.
А городские власти, объясняя выбор тузлинского направления, обращают внимание на транспортную безопасность региона.
— При выборе северного варианта, через Чушку, возникла бы необходимость остановки паромной переправы, которая сейчас жизненно необходима Крыму, — пояснил Сергей Писарев, глава керченской горадминистрации.
Со стороны Тамани работа также идет полным ходом: оттуда начали тянуть временный мост, по которому будут доставлять строительные материалы и технику для возведения моста постоянного.
МЧС и археологи ведут раскопки
Место строительства Керченского моста постоянно контролирует МЧС. Еще в начале мая сотрудники министерства проверили территорию на наличие взрывоопасных предметов. Обследовали и берег, и морское дно — 76 и 120 гектаров соответственно.
— Обнаружено множество металлических предметов, оставшихся со времен Великой Отечественной войны, ведь в этом месте шли ожесточенные бои, — сообщили РП в пресс-службе ГУ МЧС России по Республике Крым. — Самый опасный предмет — стокилограммовая авиационная бомба, которая лежала в 50 метрах от берега на глубине 3 метров. Бомба была уничтожена в воде, на месте обнаружения.
О находках рассказал на месте строительства моста один из офицеров МЧС. По его словам, здесь были найдены гильзы, патроны, кусок военной каски.
Другие задачи стоят перед археологами, которых также привлекли к обследованию территории. Они провели гидроакустическую и геомагнитную съемки суши и дна на площади более 500 гектаров на предмет обнаружения археологических объектов.
— Вероятность обнаружения древних артефактов, конечно, велика, но пока ничего существенного, — поделился историк Вадим Некрасов. — Хотя на Тамани есть очень хорошая находка — древний некрополь, возраст которого определяют примерно в 2 тысячи лет. А у нас вблизи косы Тузла на глубине 4 метров нашли скопление блоков пиленого известняка. Предположительно это стройматериал XVIII–XIX веков, вероятно, судно, его перевозившее, затонуло или произвело экстренный сброс груза.

Территория, которую готовят под транспортную развязку перед мостом. Фото: Дмитрий Смирнов/ «Русская планета»
«Полсотни человек трудятся. Все не крымские»
Стройка не останавливается даже в выходные. Повсюду строительная техника, специалисты готовят подъездные пути, ровняют площадки для складирования стройматериалов, ведут геодезические и кадастровые работы, строят бетонный узел, тянут линию электропередачи. Также на территории заметны следы от буровой машины, которая делала скважины до глубины 80 метров и брала пробы грунта. Здесь же работают экскаваторы, снимающие верхний слой грунта, а грузовые машины отвозят землю на городскую свалку. По словам рабочих, именно эта площадка станет выходом для будущего моста.
— У нас тут примерно полсотни человек трудятся, — рассказали геодезисты, занятые на прокладке одного из подъездных путей. — Все не крымские. Краснодар, Тверь, Московская область… Специальности: водители, сварщики, плотники, бетонщики, бульдозеристы, экскаваторщики, геодезисты. Объект крутой, чувствуется, что участвуешь в очень значимом процессе.
Впрочем, есть и те, которых не устраивают условия труда.
— Вкалывать приходится на полную катушку, — признаются рабочие Андрей и Александр. — Если честно, обещали нам совсем другие условия и по проживанию, и по питанию, и по зарплате.
На выходе с объекта встречаются и крымчане, которые пытаются устроиться рабочими на стройку, но им отказывают.
— Хотел устроиться бетонщиком или водителем… да хоть разнорабочим! — говорит Илья Панченко, житель Ленинского района. — Узнал, что такая огромная стройка началась, думал, люди наверняка нужны, но отказали в трудоустройстве. А мне работа сейчас позарез нужна.
— Нам сказали, что пока только приезжие россияне тут работают, — поддерживает спутник Ильи керчанин Дмитрий. — Говорят, позже крымских тоже будут брать, но для этого нужно обращаться в головной офис «Стройгазмонтажа», писать обращение и ждать ответа.
Ранее городские и республиканские власти обещали, что для местных жителей обязательно найдется работа, и местные рекрутинговые центры уже начали набор специалистов на объект. Однако, как оказалось, дело с обещанным трудоустройством обстоит не совсем гладко.
— Обратился в Симферополе в бюро по трудоустройству, чтобы попасть на строительство Керченского моста, — рассказал Валентин Бойченко, монтажник с 15-летним стажем. — Сдал документы, меня заверили в стопроцентном трудоустройстве. А потом выяснилось, что зарплата у меня будет почти вполовину меньше, чем у монтажника, которого пришлют с материка. Подумал я и отказался. Дискриминация какая-то. Кстати, я не один устраивался, а с приятелями, и у них точно такая же история.
Прокомментировать эту ситуацию «Русской планете» в управлении по подбору кадров ООО «Стройгазмонтаж» отказались.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости