«Пока только приезжие тут работают»
Площадка, где сделают центральный выход с будущего моста. Фото: Дмитрий Смирнов / «Русская планета»

Площадка, где сделают центральный выход с будущего моста. Фото: Дмитрий Смирнов / «Русская планета»

Как идет строительство Керченского моста, и что говорят о стройке крымчане

Керченские районы Бочарка и Цементная слободка — тихие, с видом на залив и гору Митридат, — сегодня не узнать. По разбитой, десятилетиями не ремонтировавшейся дороге проносятся тяжелые грузовики, лязгает железо на развернутом под открытым небом складе, отовсюду слышится речь с некрымским акцентом. В Керчи ведется активная подготовка к строительству моста, который соединит Крым и материковую Россию.

— Около месяца назад началась вся эта суета, — рассказала «Русской планете» жительница Цементной слободки Валентина Красикова. — Раньше совсем иначе было. Как развалилось производство с исчезновением СССР, так у нас потекла медленная однообразная провинциальная жизнь... Сад-огород, рыбалка, мужчины постоянно где-то на заработках... Вот уж подумать не могли, что наш район окажется в центре событий.

Местные жители поначалу с энтузиазмом смотрели на то, как начинается стройка моста, радовались, что проложат нормальную дорогу, появятся фонари, магазины. Однако теперь переживают из-за того, что горсовет Керчи выделил в этом районе несколько гектаров земли под строительные нужды.

— У нас там небольшой домик, прямо возле складов, которые появились недавно, как дачу его используем, — сообщила керчанка Анна Меленко. — И говорят, что дома, попадающие в зону стройки, будут сносить. Причем когда были общественные слушания, где горожанам рассказывали о планах строительства, мы спрашивали у властей, не пострадает ли наше имущество. Но тогда никто не смог ответить, только успокаивали — мол, все будет нормально. А теперь предупредили, что будут сносить.

Проблема коснется многих, причем согласия не потребуют — по закону в зоне строительства объекта федеральной собственности частные дома снесут, что называется, «в упрощенном порядке». Тех, чьи дома попадают в зону строительства, будут отселять, а землю выкупать. Но городские власти уверены — никто внакладе не останется.

— Там масса ветхих строений, — прокомментировал «Русской планете» глава администрации Керчи Сергей Писарев. — Будем рассматривать несколько вариантов: собственникам, дома и постройки которых попадают под снос, предложат новое жилье в пределах муниципального округа или выплатят компенсацию.

В обход вулкана

Эпицентр стройки на крымском берегу находится вблизи предприятия «Керчьхолод», в холмистой местности, примыкающей к заливу, часть которого занимает местный рыбный порт. Здесь созданы так называемые производственные площадки. Стройматериалы — глыбы гранита, щебенка, песок — доставляются сухогрузами в керченские порты, а оттуда самосвалами через город к месту строительства, где машины взвешивают на специально установленных весах. Жители Керчи, глядя на пылящие по центру города грузовики, реагируют по-разному: кто-то зажимает нос, кто-то радуется, что процесс запущен. В целом отношение у горожан положительное, ведь ничего подобного ни по масштабам, ни по значимости не происходило здесь уже очень давно.

На территории высятся горы различных стройматериалов. Фото: Дмитрий Смирнов / «Русская планета»

Все работы возложены на ООО «Стройгазмонтаж», а непосредственными исполнителями являются его дочерние компании. Завершить строительство и пустить техническое движение планируют к декабрю 2018 года, а сдача в эксплуатацию намечена на июнь 2019 года.

— Предлагали несколько вариантов прокладки моста, но из-за необходимости сохранить объекты культурного наследия был выбран траверз острова Тузлы и района крепости Керчь, хотя он и длиннее по протяженности, — рассказал  Юрий Белик, заведующий научно-исследовательским отделом «Крепость "Керчь"» Керченского историко-культурного заповедника, член экспертного совета по сооружению моста.

Ученые же говорят о другом важном факторе.

— Такой путь выбран потому, что в районе Чушки, где также предлагали строить мост, обнаружен подводный грязевой вулкан, — объясняет Анатолий Пасынков, завкафедрой геоэкологии Крымского федерального университета. — И нет гарантий, что вулкан не навредит.

А городские власти, объясняя выбор тузлинского направления, обращают внимание на транспортную безопасность региона.

— При выборе северного варианта, через Чушку, возникла бы необходимость остановки паромной переправы, которая сейчас жизненно необходима Крыму, — пояснил Сергей Писарев, глава керченской горадминистрации.

Со стороны Тамани работа также идет полным ходом: оттуда начали тянуть временный мост, по которому будут доставлять строительные материалы и технику для возведения моста постоянного.

МЧС и археологи ведут раскопки

Место строительства Керченского моста постоянно контролирует МЧС. Еще в начале мая сотрудники министерства проверили территорию на наличие взрывоопасных предметов. Обследовали и берег, и морское дно — 76 и 120 гектаров соответственно.

— Обнаружено множество металлических предметов, оставшихся со времен Великой Отечественной войны, ведь в этом месте шли ожесточенные бои, — сообщили РП в пресс-службе ГУ МЧС России по Республике Крым. — Самый опасный предмет — стокилограммовая авиационная бомба, которая лежала в 50 метрах от берега на глубине 3 метров. Бомба была уничтожена в воде, на месте обнаружения.

О находках рассказал на месте строительства моста один из офицеров МЧС. По его словам, здесь были найдены гильзы, патроны, кусок военной каски.

Другие задачи стоят перед археологами, которых также привлекли к обследованию территории. Они провели гидроакустическую и геомагнитную съемки суши и дна на площади более 500 гектаров на предмет обнаружения археологических объектов.

— Вероятность обнаружения древних артефактов, конечно, велика, но пока ничего существенного, — поделился историк Вадим Некрасов. — Хотя на Тамани есть очень хорошая находка — древний некрополь, возраст которого определяют примерно в 2 тысячи лет. А у нас вблизи косы Тузла на глубине 4 метров нашли скопление блоков пиленого известняка. Предположительно это стройматериал XVIII–XIX веков, вероятно, судно, его перевозившее, затонуло или произвело экстренный сброс груза.

Территория, которую готовят под транспортную развязку перед мостом. Фото: Дмитрий Смирнов/ «Русская планета»

«Полсотни человек трудятся. Все не крымские»

Стройка не останавливается даже в выходные. Повсюду строительная техника, специалисты готовят подъездные пути, ровняют площадки для складирования стройматериалов, ведут геодезические и кадастровые работы, строят бетонный узел, тянут линию электропередачи. Также на территории заметны следы от буровой машины, которая делала скважины до глубины 80 метров и брала пробы грунта. Здесь же работают экскаваторы, снимающие верхний слой грунта, а грузовые машины отвозят землю на городскую свалку. По словам рабочих, именно эта площадка станет выходом для будущего моста.

— У нас тут примерно полсотни человек трудятся, — рассказали геодезисты, занятые на прокладке одного из подъездных путей. — Все не крымские. Краснодар, Тверь, Московская область… Специальности: водители, сварщики, плотники, бетонщики, бульдозеристы, экскаваторщики, геодезисты. Объект крутой, чувствуется, что участвуешь в очень значимом процессе.

Впрочем, есть и те, которых не устраивают условия труда.

— Вкалывать приходится на полную катушку, — признаются рабочие Андрей и Александр. — Если честно, обещали нам совсем другие условия и по проживанию, и по питанию, и по зарплате.

На выходе с объекта встречаются и крымчане, которые пытаются устроиться рабочими на стройку, но им отказывают.

— Хотел устроиться бетонщиком или водителем… да хоть разнорабочим! — говорит Илья Панченко, житель Ленинского района. — Узнал, что такая огромная стройка началась, думал, люди наверняка нужны, но отказали в трудоустройстве. А мне работа сейчас позарез нужна.

— Нам сказали, что пока только приезжие россияне тут работают, — поддерживает спутник Ильи керчанин Дмитрий. — Говорят, позже крымских тоже будут брать, но для этого нужно обращаться в головной офис «Стройгазмонтажа», писать обращение и ждать ответа.

Ранее городские и республиканские власти обещали, что для местных жителей обязательно найдется работа, и местные рекрутинговые центры уже начали набор специалистов на объект. Однако, как оказалось, дело с обещанным трудоустройством обстоит не совсем гладко.

— Обратился в Симферополе в бюро по трудоустройству, чтобы попасть на строительство Керченского моста, — рассказал Валентин Бойченко, монтажник с 15-летним стажем. — Сдал документы, меня заверили в стопроцентном трудоустройстве. А потом выяснилось, что зарплата у меня будет почти вполовину меньше, чем у монтажника, которого пришлют с материка. Подумал я и отказался. Дискриминация какая-то. Кстати, я не один устраивался, а с приятелями, и у них точно такая же история.

Прокомментировать эту ситуацию «Русской планете» в управлении по подбору кадров ООО «Стройгазмонтаж» отказались.

«Когда в миру закручивают гайки, люди идут в храм» Далее в рубрике «Когда в миру закручивают гайки, люди идут в храм»Как живут в Свято-Казанском ските и Серапионовой пустыни — одной из самых труднодоступных в стране

Комментарии

29 июня 2015, 16:23
Это известная схема. Сначала приходят работать "официалы", у которых все документы в порядке и трудоустроены по всем правилам. Потом, когда начинается время аврала и нужна куча рабочих рук, начинают грести всех подряд, и косых и кривых. Только официально никто никого не трудоустраивает, все идут через какую-нибудь фирму "рога и копыта". Зарплату привозят на черных джыпах солидные дяди исключительно в чемоданах. ВИдели, участвовали, знаем.
29 июня 2015, 18:59
Видели, знаем,... только бывает продолжение.
Дядькам разрешают достроить....
Потом отнимают и джипы, и чемоданы.
А мост останется
29 июня 2015, 22:24
в конце обязательно кого то кидают, либо поставщиков, либо народ на зарплаты, потому что денег на всех не хватает. кто-то в цепочки забирает себе бОльшую, чем дОлжно долю, отсюда все проблемы, жадность, она все портит
30 июня 2015, 21:57
Да там глаз государственный на полнеба. О чем ты Антон? Какие цепочки?
01 июля 2015, 12:05
Росавтодор структура тоже вроде государственная, а взглянешь на нее изнутри - все как везде. Смухлевать и отжать любую копейку стараются
30 июня 2015, 16:55
Дык кооператив "Озеро", вроде, строит. Кто у них что отнимет и кто что-то против скажет?
02 июля 2015, 14:30
Зачем отнимать? У дядек главная задача - государственный бюджет сэкономить. А раз на материалах экономить опасно, то экономят обычно на рабочих. Дешевую рабсилу нанимают на месте безо всяких соцпакетов черным налом.
30 июня 2015, 14:58
Так и есть. Схема проста до безобразия, а власти упорно делают вид, что ничего "такого" не замечают!!!
Нормальная практика, потому что за рабочих с материка работодатель уверен и в их квалификации тоже. А рабочие га полуострове многие подолгу сидели без работы.
30 июня 2015, 03:33
В стране нет рабочих рук, одни менеджеры да экономисты вокруг.
благодаря программе Сороса, которую приняла Министерство Образования РФ, убили профтехучилища, в результате рабочих рук не хватает
30 июня 2015, 15:01
100%! Хорошо помню, как в 90-е все российские институты буквально боготворили этот сомнительный фонд и слепо следовали его указам только лишь для того, чтобы выбить в бюджет заведения очередной гранд...! ((((
01 июля 2015, 18:39
Как нет,куда не плюнь через одного строитель.А как строить начинают фольклор наружу
30 июня 2015, 10:33
Местным нужно немного потерпеть. Такая стройка требует очень много народа. Когда все начнется, все местные будут заняты, плюс наедет куча разнорабочих, которые будут снимать жилье во всей округе, тратить деньги. Сплошные плюсы.
02 июля 2015, 14:32
Где плюсы там и минусы. Они же не только там работать будут, но и отдыхать. А какой у чернорабочего отдых? Явно не за шахматной доской. Будут водку пить и морды бить.

Строительная отрасль как структура исчезла еще в 90 годы.
Неужели не понятно, что сейчас остались только те организации, которые «приближенные».(приближенные к финансовым потокам).
ООО – вообще бывшие шабашники, (строят они как шабашники) зачастую не компетентные в строительстве, пытающиеся проглотить больше, чем могут, а все что они строят –скоро потребует дополнительных затрат на реконструкцию, и это не за горами.
В СССР, может и были недоработки, но было масса организаций, которая в состоянии построить под ключ любой объект. И данные организации могли содержать квалифицированных специалистов, учитывая специфику производства, которое включает множество специльностей. А возможность эта исходила из регулярного финансового обеспечения и тройного контроля.
В настоящее время строительство является источником обогащения всех, кто в нем участвует и строить у нас скоро будут только китайцы. Почему мы второй раз наступаем на те же грабли - Европа уже накормила, а китайцы построят.
Вспомните сказку «Двое из ларца». Вы за нас и кушать будете?-Ага!!
Строительная отрасль-это стратегическая отрасль и давно нужно повернуться к ней лицом, что бы не получилось, как сельским хозяйством. Потому-что последствия будут гораздо печальнее.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»