Импорт старого или производство нового?
Boeing 737-7BK на территории аэропорта Внуково-3. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Boeing 737-7BK на территории аэропорта Внуково-3. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Минпромторг предлагает установить высокие пошлины на ввоз старых самолетов, вице-премьер Дворкович — против

Россия производит неплохие самолеты, но в условиях жесткой конкуренции с «Боингами» и «Эйрбасами» им трудно завоевать значительную долю даже на внутреннем рынке. А правительство никак не может определиться со способами поддержки гражданского авиапрома.

Минпромторг предложил ввести пошлины на импорт в Россию самолетов старше восьми лет некоторых модификаций, которые будут конкурировать с разработкой ОКБ Яковлева и корпорации «Иркут» — ближне-среднемагистральным пассажирским самолетом МС-21.

Однако вице-премьер Аркадий Дворкович направил в министерство запрос обоснований для введения таких мер. Удастся ли главе Минпромторга Денису Мантурову убедить замглавы кабмина в том, что для спасения нашего гражданского авиапрома уже хороши любые меры?

Предложения Минпромторга рассматриваются в рамках дискуссий о продлении до 2023–2029 годов действия документа Таможенного союза о временном ввозе без пошлин и налогов среднемагистральных (Airbus 319/320/321 и Boeing 737 на 170-219 кресел) и турбовинтовых самолетов.

Сегодня авиакомпании могут беспошлинно ввозить все типы авиалайнеров, кроме аналогов SSJ 100 емкостью 50–110 мест, до 1 января 2017 года и пользоваться ими до 2021 года. Ставка пошлины составляет 20% от таможенной стоимости самолета, а вместе с НДС сумма увеличивается до 41,6%, правда, НДС компании потом могут возместить.

Установить экономические преграды на пути импорта старых самолетов необходимо в целях не просто поддержки, а скорее выживания отечественного гражданского авиапрома сразу по нескольким соображениям.

  1. Лизинговые ставки на подержанную западную технику более выгодны, чем на единственный актуальный сегодня проект российского гражданского авиапрома SSJ 100. Такая ситуация толкает российские авиакомпании к тому, чтобы экономить, покупая технику с развитой сетью техподдержки, что пока является самой слабой стороной «Суперджетов». В таких условиях единственным способом продать самолеты и за счет эффекта масштаба повысить качество и создать сеть техобслуживания является предоставление ценовых преференций покупателям, прежде всего на внутреннем рынке, но так, чтобы предприятия все-таки не работали себе в убыток.
  2. Из-за падения национальной валюты и удорожания номинированной в долларах авиатехники у авиакомпаний увеличился соблазн покупать, мягко скажем, отнюдь не новые машины. А это вопрос безопасности и комфорта наших пассажиров.
  3. Пошлины нужны для того, чтобы средства, которые государство уже тратит на поддержку авиапрома, не утекали в песок. В частности, для обновления авиапарка отечественных авиакомпаний правительство разработало лизинговые механизмы и механизмы субсидирования кредитных ставок. В рамках этих программ оказывается поддержка как отечественным авиапроизводителям, так и авиакомпаниям.
  4. Более низкая стоимость российских самолетов позволит авиакомпаниям снизить цены на билеты (а тем, кто не снизит, необходимо в этом мягко помочь).
  5. Активное насыщение внутреннего рынка самолетами российского производства привлечет к ситуации внимание мирового авиационного сообщества, которое начнет рассматривать МС-21, а также (почему бы и нет?) SSJ 100 как реальную альтернативу продуктам американских, канадских, европейских и бразильских авиастроителей.

По названным причинам, которые в силу своих служебных обязанностей должен бы осознавать вице-премьер Аркадий Дворкович, пошлины на крылатый зарубежный секонд-хенд должны быть введены незадолго до старта серийного производства МС-21.

Первый полет МС-21 должен состояться в декабре 2016-го — феврале 2017 года, а получение российского сертификата и поставки заказчику запланированы на конец 2018-го. Примечательно, что «Иркут» уже заключил 175 твердых контрактов на поставку МС-21 и получил по ним авансы.

С 2020-го ежегодно будет производиться по 20 МС-21, а с 2023-го — по 70 в год. По идее этого вполне достаточно не только для обновления парка российских перевозчиков, но и для экспорта.

В бочке меда для российских авиастроителей есть и ложка дегтя — для авиакомпаний. Если Объединенной авиастроительной корпорации не удастся развернуть широкомасштабное производство МС-21, в сочетании с пошлинами это может усложнить обновление парка перевозчиков. Не стоит забывать о том, что сегодня 97% самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, зарубежного производства.

Кроме того, пока слабой стороной нашего гражданского авиапрома является крайне слабая сервисная поддержка и отсутствие качественного продвижения на зарубежных рынках.

Но будем надеяться на лучшее.

Введение пошлин даст возможность ОАК раскрутить свой первый серьезный гражданский проект после SSJ 100. Это принесет деньги на развитие существующих и запуск новых проектов. В сочетании с финансированием производства самолетов для экспортных поставок с минимальными процентными ставками со стороны госбанков это создаст предпосылки для возвращения былой славы отечественной гражданской авиации.

За открепительным — в интернет Далее в рубрике За открепительным — в интернетДепутаты предлагают выдавать открепительные удостоверения для выборов после онлайн-заявления избирателя

Комментарии

01 июля 2016, 16:34
Логика верная. Будь моя воля - я бы вообще запретил закупать старые импортные самолеты для России!
Лучше на эти же деньги построить пусть и меньше, но свои и новые!!!
03 июля 2016, 14:31
Вы еще выйдите с запретом на подержанные иномарки и пересадите всех на Жигули. Будет очень круто. Сначала надо наладить свое производство достойное, прежде чем от импорта отказываться.
01 июля 2016, 23:58
Совсем недавно летел на старом импортном самолете компании Уральские авиалинии. это же ужас, страшные, неудобные, скрипят, кряхтят, почему Дворкович, не дает закпать новые, отечественные самолеты?
02 июля 2016, 22:11
Давно известно, что искусственное ограничение конкуренции приводит к ухудшению качества товара. А в случае самолетов это как никак вопрос безопасности. А по сути поддержка отечественного аэропрома едва ли более полезное дело, чем вливания в отечественный автопром! Хорошо, допустим, суперджет - хороший и надёжный самолёт. Вот только все остальные модели давно морально и технически устарели и никуда не годятся. Да и едва ли стоимость билетов внутренних перевозок на новеньких суперджетах будет низкой.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»