Новости – Общество
Общество
Поддержать регионы!
Фото: Коньков Сергей/ТАСС
В парламенте предложили ввести новую систему распределения налога на прибыль
26 февраля, 2016 17:30
5 мин
Депутаты Государственной думы Владимир Сысоев, Антон Ищенко и первый зампред парламентского комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов (все представляют фракцию ЛДПР) подготовили проект закона (есть в распоряжении РП) «О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса РФ». Парламентарии предлагают изменить систему распределения налога на прибыль между региональными и федеральным бюджетами, а именно несколько увеличить налоговые отчисления субъектам Федерации.
В настоящее время ставка по налогу на прибыль организаций 20% в дальнейшем распределяется в следующих пропорциях: 18% — в региональный бюджет, 2% — в федеральный. Законопроект предлагает увеличить отчисления регионам до 19%, понизив федеральные до 1%.
Предлагаемые изменения в статью 284 НК позволят субъектам, как считают авторы законопроекта в пояснительной записке, «на перспективу стимулировать инвестиционную деятельность на соответствующих территориях с целью увеличения поступлений в бюджеты РФ по налогу на прибыль организаций, что также повлечет увеличение сборов по налогу на доходы физлиц. Субъекты РФ напрямую будут заинтересованы в увеличении налогооблагаемой базы на своих территориях, что, в свою очередь, положительно скажется на увеличении темпов социально-экономического развития».
«Сейчас уже всем очевидно, что в связи со сложной экономической ситуацией в России наблюдается тенденция к сокращению доходной части и резкому росту дефицитов региональных бюджетов, — пояснил Владимир Сысоев. — Предлагаемый в настоящем законопроекте подход к перераспределению налога на прибыль позволит, с одной стороны, сохранить сбалансированность бюджетной системы, а с другой — увеличить доходы региональных бюджетов от налоговых поступлений».
Тем не менее сами авторы инициативы признают, что в случае принятия законопроекта дополнительные налоговые поступления в региональные бюджеты в зависимости от субъекта составят от 850 млн до 2,5 млрд рублей.
Это, безусловно, гораздо меньше, чем существующие бюджетные дефициты во многих регионах. Так, в Тюменской области в 2015 году планировался дефицит бюджета на текущий год в размере 4,7 млрд рублей. Однако при детальном формировании областного бюджета на 2016 год вышло, что дефицит увеличился до 25 млрд рублей, то есть более чем в 5 раз.
Такой же кризисный бюджет ждет в 2016 году Ямало-Ненецкий автономный округ, где дефицит составит 16,3 млрд рублей, хотя еще год назад при планировании трехлетнего бюджета ожидалось, что дефицита не будет вовсе. Аналогичная ситуация складывается и в других регионах. Так, дефицит бюджета в Челябинской области составляет более 8 млрд рублей, в Башкортостане — 10 млрд рублей, в Красноярском крае — более 12 млрд рублей, в Свердловской области — свыше 14 млрд рублей.
При этом необходимо заметить, что экономические трудности продолжаются и даже эти дефициты к концу года способны показаться несбыточной мечтой, и тут не помогут дополнительные проценты поступлений от налога на прибыль.
Однако эксперты считают, что в принципе предложенное изменение в 284 статью НК будет полезным для настоящей ситуации.
Децентрализация налога крайне необходима. Это стратегически важный шаг, который нужно сделать именно сейчас. Причем таким образом можно будет поддержать не только региональный, но и муниципальный бюджет. Очень многие государственные проекты финансируются именно из бюджета муниципалитетов. В частности, как отметил руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов, такова ситуация со многими предприятиями малого бизнеса в крупных городах и промышленных зонах.
Еще одной огромной проблемой регионов является феноменальный совокупный госдолг, который им удалось сформировать. По данным Счетной палаты, на 1 декабря 2015 года этот совместный долг достиг отметки без малого в 2,5 трлн рублей. При этом, согласно данным Счетной палаты на 1 ноября прошлого года, в 55 регионах госдолг превысил 50% утвержденных доходов. В семи регионах это соотношение превысило 100% — Мордовия (156,1%), Астраханская область (151,7%), Костромская область (124,6%), Чукотский автономный округ (119,2%), Северная Осетия — Алания (114,9%), Белгородская область (103,6%) и Смоленская область (102,9%).
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников заметил, что экономическая ситуация в регионах, мягко говоря, не очень хорошая, и на этом фоне, пусть предложенный депутатами законопроект не решит всех проблем, он, безусловно, заслуживает рассмотрения.
В 2015 году дефицит бюджета ощутили 76 субъектов, а общий долг регионов сильно превысил 2 трлн рублей. Сегодня многие эксперты считают, что ситуация требует дополнительной подстраховки и необходимо искать механизм поддержки регионов. «Так что это сейчас интересный и весьма актуальный вопрос, — добавил Масленников. — Необходимо прояснение в ситуации с правкой федерального бюджета, что будет осуществляться в апреле. По результатам этой работы, думаю, мы получим ответ и на данный вопрос. На мой же взгляд, данное предложение весьма логично, его надо обсудить и обсчитать».
Несмотря на то что предложенное переформатирование принципа распределения налога на прибыль организаций и даст регионам дополнительные средства, не согласиться с данным решением могут сами федеральные власти. Совсем недавно активно ходили разговоры, что федеральный бюджет тоже испытывает серьезные трудности и что даже возможно его сокращение на 10%. Спустя некоторое время федеральные власти говорили о том, что на сегодня им не хватает примерно половины средств, необходимых для финансирования антикризисного плана. В таких условиях маловероятно, что Москва пойдет на сокращение собственных доходов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости