Почистим бензин и ваши карманы
Акция против роста цен на автомобильное топливо. Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Акция против роста цен на автомобильное топливо. Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

В июне произошел рекордный скачок оптовых цен на автомобильное топливо

Росстат опубликовал данные о росте цен на бензин в июне 2015 года. Если на розничном рынке мы видим вполне терпимые 0,9%, то на оптовом — форменный скачок: +10,5% за один месяц! Выглядит не очень пугающе, но соответствует примерно 180% годовых, то есть почти утроению цены за год. Трудно сомневаться в том, что вслед за удорожанием опта виток розничных цен заставит себя ждать.

Статью подобрали сразу

Проблема нарисовалась далеко не в июне. Все началось 29 апреля, когда Владимир Путин высказался о недопустимо низком качестве бензина в стране. «Это же хищение на самом деле. Это просто обман потребителя», — грозно заявил президент и поручил главе Минпромторга Денису Мантурову разобраться в проблеме.

Денис Мантуров немедленно предложил начать взимать штрафы за низкое качество топлива, благо соответствующая статья в КоАП имеется — 14.4 («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований»). Осталось лишь разобраться, какие именно требования должны предъявляться к качеству бензина. Вот здесь-то и кроется подвох. Как и большинство продуктов, бензин в России может производиться как по ГОСТу, так и по разработанным предприятиями техническим условиям (ТУ). Примерно 30% российского бензина (оценка независимого челябинского нефтетрейдера, попросившего не называть его имени) производится именно по ТУ: предприятие закупает сырье (как правило, бензин категории Евро-4 или Евро-5) и с помощью неких присадок или иных методов обработки доводит его до соответствия собственным техническим условиям. Как правило, такой бензин несколько дешевле гостовского.

Насколько это правомерно и соответствует требованиям закона? Заглянем в сам закон и посмотрим, что там сказано про ТУ. Единая система конструкторской документации, межгосударственный ГОСТ 2.114-95, гласит:

3.1. ТУ является техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.

3.4. Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию.

5.7. Необходимость согласования с потребителем ТУ на продукцию, разработанную в инициативном порядке, определяет разработчик.

5.9. ТУ утверждает разработчик ТУ.

Как видим, обязательной государственной регистрации технических условий нет, ведь число возможных товаров и услуг практически безгранично и регистрировать условия каждой сделки не представляется возможным. Поэтому не удивительно, что пункт 3.4 сплошь и рядом игнорируется разработчиком и заказчиком по взаимному согласию.

Вроде ГОСТ, а вроде нет

И такая ситуация — повсюду. Существует, например, ГОСТ (16371-93) на качество мебели. Там в числе прочего сказано: «Облицовочные материалы и детали массива древесины для пластей фасадных и рабочих поверхностей… должны быть подобраны по породе, текстуре и цвету». Если по какой-то причине заказчику хочется, чтобы эти детали не были подобраны «по породе, текстуре и цвету», то это только его и производителя дело. Хотя такое изделие не будет соответствовать ГОСТу, вполне можно написать ТУ, и никто не запретит выпускать и реализовывать такую продукцию. Важно лишь, чтобы на ней не стояла маркировка ГОСТ.

Надо признать, что при всей схожести положения с ТУ во всех отраслях степень опасности (или безопасности) этой схемы для потребителя разнится в зависимости от типа продукции. Шкаф, например, мы можем разглядеть, пощупать, если очень надо, даже залезть в него, тогда как покупатель бензина даже не видит товар, не говоря уже о том, чтобы производить его химический анализ. Даже если на заправке вам по первому требованию выдадут ТУ на бензин, едва ли вы сможете много понять в этом тексте. Судить о качестве топлива придется лишь после покупки, по физическим ощущениям вроде «громковато шумит», «что-то с динамикой на пятой передаче», «а пахнет как-то по-другому». Но это к делу не пришьешь. Даже если и дойдет до поломки автомобиля, крайне сложно будет доказать, что она связана именно с качеством бензина. Таким образом, в фантастическом мире ТУ открываются бесконечные возможности для злоупотреблений.

На АЗС пришли проблемы

Но скучные ГОСТы и ТУшки никому не интересны, тем более чиновникам, передвигающимся на служебных авто. Когда хула на бензиновых беспредельщиков прозвучала от Путина на правительственном совещании, Денис Мансуров тут же заявил, что основные претензии его министерства относятся не к заводам, а к АЗС. Обосновать эту позицию будет легко: нет сомнений, что господин Мантуров и его ведомство смогут совместными усилиями придумать с пяток причин, почему надо атаковать продавца, а не производителя. Соревноваться с такими мэтрами бессмысленно, поэтому вместо аргументов попытаемся перечислить вероятные причины, в соответствии с которыми Минпромторг мог составить именно такое мнение.

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

А их на самом деле всего две. Первая: заводы и впрямь делают качественное топливо, а на АЗС его разбавляют ослиной мочой или аналогичными по эффективности присадками. Вторая: владельцы крупнейших заводов — большие, известные или просто «свои» люди, и их лучше не трогать.

Как бы то ни было, по всей стране уже идут проверки на заправках. Правда, пока они дали не совсем те плоды, на которые рассчитывают в правительстве. Упомянутый выше нефтетрейдер рассказал следующее: «Президент махнул шашкой, регионы взяли под козырек, и понеслось. Продавать бензин по ТУ — даже вполне вменяемым — стало попросту опасно. Людей замордовали проверками. И розничные сети стали обращаться только к производителям, работающим по ГОСТу, — "Газпром нефти", "Сибнефти", "Лукойлу", "Башнефти" и так далее. Востребованными остались только чистые Евро-4 и Евро-5. Таким образом, на рынке возник искусственный дефицит в связи с практически одномоментным снижением предложения на 30%. Отсюда и повышение оптовых цен».

Есть, правда, небольшой шанс, что нам все-таки удастся избежать резкого скачка цен на бензоколонках, утверждает собеседник РП. Вспомним август 2011 года: тогда цена в рознице — внезапно — опустилась ниже, чем была в опте. «И все потому, что "Газпром нефть" просто сказала: да будет так! Мелким владельцам заправок оставалось либо закрывать колонки, либо терпеть убытки. Так и жили. Только к зиме газпромовцы отпустили вожжи. Так что механизм ценового регулирования у власти есть, вопрос в том, сочтет ли она нужным его применить», — заключает нефтетрейдер.

Пока что надежда на позитивный вариант не особо сильна. В декабре 2011 года были парламентские выборы, это и заставило власти сдерживать цены на бензин осенью. Но в декабре 2015 года никаких выборов не предвидится.

Мед и деготь в российском бензине

Конечно, не все так плохо в нашем бензиновом королевстве. Например, то, что у нас постоянно и быстро растут цены на бензин, — миф. Анализ ситуации хотя бы в десятилетней перспективе показывает, что, скажем, стоимость услуг ЖКХ и большинства продуктов питания (исключая социальную корзину) растет заметно резвее. За 10 лет бензин в России подорожал примерно в 2,5 раза в рублевом исчислении, а это ровно столько же, насколько выросла средняя зарплата. Такими же скромными аппетитами не могут похвастаться ни коммунальщики (за 10 лет их услуги подорожали в среднем в 10 раз), ни продавцы жилья (восьмикратное удорожание по Москве за тот же период). Даже несмотря на то, что логистические расходы, напрямую влияющие на розничную цену топлива, у нас выше, чем где-либо (ввиду размеров страны), цены на бензин остаются более или менее, но все же адекватными.

Очевидно, причина в том, что Россия как крупнейший производитель энергоресурсов явно имеет возможность определять ценообразование на внутреннем рынке. И продолжать начатую чистку рядов производителей и торговцев бензином в любом случае необходимо. Если избавить отрасль от тех, кто зарабатывает на прорехах в законодательстве, их высвобожденные активы (читай — заводы и оборудование) могут, наконец, послужить на благо. Да, потребуется какое-то время на перезапуск мощностей, задействованных сейчас в производстве низкокачественного бензина, но дело того стоит. Задача Минпромторга — успеть с этим к началу уборочной кампании, иначе фермерам придется собирать антисанкционный урожай себе в убыток.

А теперь та самая ложка дегтя, заготовленная для нашей бочки меда: печальный, но совершенно неоспоримый факт заключается в том, что интересы рядовых автолюбителей не волнуют никого, кроме них самих. Вот аграрии, и в большей степени их урожай, дело другое. А простым гражданам, не владеющим ни комбайнами, ни служебными авто, пока приходится рассчитывать исключительно на себя и на собственную удачу. Да, к концу зачистки рынка количество сомнительного бензина и откровенного фальсификата, наверное, уменьшится, но за это, вероятнее всего, придется все-таки заплатить внеочередным ростом цен.

И дело даже не в том, что Минпромторг отводит взгляд в другую сторону. От нефтяной скважины до вашего автомобиля топливо проходит через высококриминализованный рынок, кишащий псевдопроизводителями, перекупщиками и нечистыми на руку посредниками. И очередная «очистительная» кампания, тем более начатая по начальственному пинку, ни на сантиметр не приблизит полную победу над этой бедой. Менять надо систему допуска к недрам и переработке ископаемых, причем на корню.

А до тех пор расходы автомобилистов будут зависеть от желания левой пятки генерального директора какого-нибудь окологосударственного ОАО.

Как Игорь Иванович поссорился с Алексеем Борисовичем Далее в рубрике Как Игорь Иванович поссорился с Алексеем БорисовичемГлава «Роснефти» Игорь Сечин предлагает разделить «Газпром» и отменить госрегулирование цен на газ Читайте в рубрике «Экономика» Перспектива для всехУ регионов России существует возможность получать гранты на социальные проекты Перспектива для всех

Комментарии

27 июля 2015, 11:27
Я вот заправлялся на всех перечисленных заправках, которые, якобы, работают по ГОСТу. И скажу, что мухлюют и они. И очень даже часто. У меня автомобиль вообще очень чувствителен к некачественному топливу. Сразу показывает ошибки. В последнее время, после того шухера, стало получше, но, боюсь, после того, как все эти проверки утрясутся, заправки снова начнут бодяжить топливо
27 июля 2015, 18:58
Да бардак у нас как всегда и везде! Не понимаю - как вообще можно допускать к эксплуатации автозаправочные станции, не соответствующие стандартам!?!?!?!?
Какая-то парадоксальная и абсолютно необъяснимая (с точки зрения здравого смысла) расхлябанность!!!
29 июля 2015, 19:32
Видимо, взятку дать дешевле, чем следовать стандартам.
31 июля 2015, 12:01
Жесть. Вот так и живём... ЦывилизацыО-о!
03 августа 2015, 13:57
Что значит, не соответствующие стандартам? Все дело начинается с оптовиков. Привезли хороший бензин - продают хороший. Привезли бодягу - торгуют бодягой. Тут уж ничего не сделаешь.
27 июля 2015, 11:55
Хотели как лучше, получилось как всегда. Да вы просто взгляните на Мантурова, может ли этот человек что-то нормально сделать? Мне кажется, нет.
27 июля 2015, 12:35
Страна у нас большая, доля транспортных услуг в ценообразовании огромна, так что вслед за оптовыми ценами на топливо, нет никаких сомнений будут расти и цены на продукты питания, никуда от этого не деться, кто-то должен оплачивать, есть чуйство что этими кто-то, будем мы с вами
27 июля 2015, 14:36
Считаю, что для каждого российского автомобилиста нужно установить квоту, либо льготу на определенный лимит топлива. Скажем, 50 литров топлива в месяц по льготной цене, а все, что свыше - уже по повышенным расценкам. Тогда народ подсознательно начнет экономить. Да и власти +100 к доверию будет)
27 июля 2015, 21:08
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
27 июля 2015, 22:36
Тактика потворствовать нефтяным кампаниям в плане покрытия "упущенной выгоды" за счёт граждан - это фактически преступление со стороны государства против всех нас. И не только автолюбителей, так как ценообразование напрямую зависит от цены на ГСМ на внутреннем рынке!
27 июля 2015, 23:37
Пусть лучше бензин будет дорогой, но качественный, чем дешевый и разбавленный ослиной мочой, или ее аналогами. Во втором варианте есть риск, что на ремонте своего авто потратишь намного больше, чем сэкономишь на топливе. Только и ответственность заправок нужно ужесточать. И что бы проверки каждую неделю. Неожиданные.
30 июля 2015, 12:17
вы верите в то что с удорожанием бензин будет похож на евро? Вы ждёте лучшего? да никогда в нашей стране не закончится воровство в любых масштабах, а поэтому уповать на хорошую жизнь, это абсурд
03 августа 2015, 14:00
Если пустят дело на самотек, то ничего не изменится. А если будут устраивать постоянные проверки, то мухлевать невыгодно станет. Вообще, надо бы и автомобилистам не быть столь пассивными потребителями. Заметили неладное - сразу сигнализировать в специальные органы, что бы устраивали проверку.
28 июля 2015, 16:58
А как там аграриев поддерживают, тем что залом или цену на дизель, который стоил гораздо дешевле бензина, а теперь дороже92 го?
Вообще у нас всегда так: мировые цены на нефть упали жди повышения цен на бензин в России.
29 июля 2015, 03:38
Путин сказал навести порядок, а высокое начальство исполняет это указание в своих меркантильных интересах. Путину надо не бензиновый рынок чистить, а ряды своих ближайших подчиненных.
29 июля 2015, 19:44
У нас транспорт и без того очень дорогой, но после многочисленных жалоб, чинуши пока не разрешают повышать цены снова. Водители маршруток протестуют, хамя пенсионерам, да и всем остальным тоже.
03 августа 2015, 14:03
Дорогой - это сколько? Для вас, может быть, это дорого, а для перевозчика, от которого, между прочим, требуют обновлять парк, это совсем копейки. Автобусы чинить нужно, заправлять. Оттого, что парк ушатанный, и водилы нервные и злые, и хамят вам.
30 июля 2015, 12:12
да когда же россияне будут ЖИТЬ????????? когда будут думать о жизни простого народа? сволочи себя то не обделили(подготовились к кризису), а как жить остальным?
03 августа 2015, 14:05
А почему, позвольте узнать, о вашей жизни должен кто-то думать? А вы тогда чем будете заниматься? На печи лежать? Все в ваших руках, уважаемая. Под лежачий камень вода не течет, знаете ли..
31 июля 2015, 04:21
Губят север своими ценами. На севере с удорожанием бензина и дизеля начинается цепная реакция. Дорожает все от хлеба до электроэнергии. А потом чиновники жалуются, что не могут угнаться за инфляцией и что они в ней не виноваты, но именно они и виноваты, как оказывается.
31 июля 2015, 09:46
"!Послушайте ка детки,что скажет старый дед-страна у нас богатая ,порядка же в ней нет."Стоит ли опровергать А К Толстого, писавшего об этом в 19 веке?
31 июля 2015, 12:05
Главная беда современной России - это капиталисты во власти (читай коррупционеры). Причем, их навалом как в либеральном стане, так и в рядах "крепких хозяйственников" от ЕР.
Всю существующую ныне элиту надо бить палками и жечь напалмом, чтобы очистить наше государство от всей этой коррупционной скверны! Именно поэтому многие сейчас и утверждают, что "стране нужен новый Сталин"! Народ устал от этого тотального бардака и безнаказанности!
03 августа 2015, 17:04
у ДТ ГОСТ 305-82 есть много показателей, главные из них, цетановое число, температура вспышки и показатель серы. Бадяжат обычно печным топливом, оно безакцизное. Если в гостовское ДТ добавить 10% приличной печки, уверяю вас, что никто этого даже не заметит из потребителей.Разница в цене условно 5000 руб.Это в опте. Продав 100т печки как гост заработок 500 000 руб. Продав 100 т ГОСТ ДТ заработок 200 -300 т Вывод : Бадяжить будут всегда!!
07 августа 2015, 17:12
Граждане,у меня 2 АЗС,и могу отвечать только за себя.Дела обстоят так что при наличие средств,и желания вы упираетесь в то что Газпром просто оптом продаёт топливо дороже чем торгует через свою сеть.Независимые АЗС просто убивают а потом тупа скупают.А второе Это,принять закон одно,евро4,евро5,а на самом деле его в России просто не хватает физически.Если накрутка на литр менее 3 рублей,при нашей экономической политики,АЗС просто умирает.Теперь просто логически подумайте,для оборудования и персонала без разницы что пропускать через АЗС нам просто ГОСТ не дают и приходится поднимать цены или брать ТУ,Проблема в монополии,и жадности монополистов.А это уже как вы знаете совсем другие персонажи нашей с вами жизни,по сравнению с ними заправочный бизнес просто дорожная пыль.
09 августа 2015, 12:25
На Западе давно изобрели способ бороться с такой проблемой. Можно нанять любую фирму которая будет заниматься проверками качества бензина на АЗС. Обнаружили фальсификат - штраф 1 млн. руб., из них 900 тысяч - в бюджет, 100 000 - фирме вознаграждение. Поручите этот вопрос мне, я создам такую фирму и через год, в России не будет ни одной АЗС, где будет фальсификат.
14 августа 2015, 00:21
Мне интересно, почему эти писатели таких статей о повышении цен на АЗС не пишут про первопричину. Она же простая как две копейки, суть повышения цен на топливо такая, что монополисты по торговле нефтью Роснефть, Лукойл , Газпромнефть отпускают нефть Азс по высоким ценам, а тем ничего не остается как в свою очередь продовать продукт по более высокой цене. сейчас им монополистам по нефти остается грабить свой народ и гробит своих переработчиков так как барышей из за бугра существенно стало меньше и куда смотрит правительство? Пишут что в США в моде опять кадиллаки так как меньше чем минералка стоит бензин. Наш Нпз не работает уже два месяца так как Роснефть повысила цену на нефть и людей отправили за свой счет по домам, позор.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»