Искусство без патологии
Искусство без патологии

Почему современное искусство навязывает обществу извращения, и что с этим делать

Руководитель общественного движения противодействия экстремизму Ирина Васина обратилась в полицию с заявлением на известного писателя Владимира Сорокина за рассказ «Настя», сообщает Life. Обращение вызвало бурную реакцию в либеральных СМИ: на него отреагировал режиссер Константин Богомолов, собиравшийся вышеупомянутый рассказ экранизировать, писатель Дмитрий Быков, а также сам Сорокин. «Русская планета» поговорила с Ириной Васиной о том, что составляет сущность современного искусства и как этому противостоять.

— Утром 24 августа я с удивлением услышала упоминание о своей скромной персоне в утренней передаче Сергея Доренко «Подъем» — каюсь, слушаю иногда, — рассказывает Ирина Васина. — Доренко был в свое время одним из лучших пропагандистов и агитаторов, заказ «Примаков» с профессиональной точки зрения был отработан четко. Морально-этическую сторону вопроса опустим. Так вот, Доренко препарировал пресловутый рассказ Сорокина и искал в нем то, чего там по определению нет, то есть художественный смысл. Итогом его радиомучений стало резюме — такую страшную гибель девушки «художник» ассоциирует с гибелью женщины в обществе как рабочей силы, как жены, как ресурсного донора для окружения. На вопрос слушателя, нельзя ли было эту мысль выразить иными средствами, Доренко слегка рассердился, вспомнил Толстого и Бунина и отчеканил, что у Сорокина методы — свои. На вопрос второго слушателя, Сергея, не является ли Сорокин соработником «окон Овертона», Доренко тоже отреагировал слегка раздраженно, услышал ответ Сергея «ну ясно, в общем, все» и с видимым облегчением перешел к следующей теме.

Честно скажу, прежде я не интересовалась творчеством Сорокина, да, я слышала про него от других людей, читала отзывы, что, мол, его литература вызывает рвотный рефлекс, но мало ли что у кого вызывает. Но недавно я увидела объявление режиссера Богомолова о том, что он собирается экранизировать рассказ Сорокина. Мы давно следим за творчеством этого деятеля «искусства», ему нравятся темы, скажем так, с патологией — он активно развивает темы педофилии, гомосексуализма, кощунств и так далее. И мы подумали: раз режиссер Богомолов заинтересовался рассказом, значит, с ним что-то не то. Прочитали и ужаснулись. Там описаны совершенно жуткие вещи — как семья помещиков запекла собственную дочь в русской печи, а затем подает ее на стол в качестве главного блюда и с удовольствием ест. Такие вещи не должны получать распространение на территории Российской Федерации. Мы обратились к экспертам. И ими было установлено унижение группы лиц по признаку отношения к религии и национальности.

Ирина Васина

Ирина Васина. Фото: instagram.com

— Ожидали ли вы такого резонанса?

— Конечно. Сейчас в нашем обществе неким агрессивным меньшинством активно навязывается патология как норма, и все, что говорится против этого, сразу вызывает агрессивную и злобную реакцию. Это неудивительно. Потому что эти люди понимают, что простые люди говорят — а король-то голый. Понимают, что отнимают их поле, поэтому такая реакция.

Не захотел остаться в стороне и человек, бывший когда-то подающим надежды журналистом, писателем, поэтом — Дмитрий Быков. Тут, впрочем, ситуация несколько иная, журналиста держат там, где держат, платят там, где платят, надо отрабатывать «указивки». Я не считаю господина Быкова адептом идеи копрофагии, поэтому гадать не буду. Но Быкову, собственно, ответить нечего. Можно было ответить раньше, до того несчастного момента, когда из-под его пера вышло нечто про российско-немецкую девочку Лизу, которая, по утверждению неполживой немецкой полиции, по доброй воле провела 30 дней у арабов-мигрантов, а потом чисто случайно отправилась на лечение в психиатрическую клинику.

После опуса о ней Быков — все. Как говорится в одном действительно талантливом произведении «Шарик, ты балбес». Больше добавить, собственно, нечего. И, наконец, отметился сам Сорокин. Выдал, что художественная литература «по определению неподсудна». А в одном из недавних интервью высказался о Петре Павленском — «мощный, талантливейший художник, единственный в своем роде. Безусловно, он сейчас самый яркий художник-акционист в России. Он очень последователен в своем искусстве и двигался с ускорением. Он уже состоялся как серьезная величина, поэтому мне очень интересна динамика его дальнейшего движения». Отреагировал и сам Богомолов — сказал, что ему все равно. Видимо, настолько все равно, что он аж в трех интервью об этом упомянул.

— Почему реакция такая бурная?

— То, что за этих деятелей вступается некое большинство, неправда. Да, в либеральных СМИ публикуются статьи. Но почитайте внимательно комментарии. Даже на сайте той же «Новой газеты» большая часть людей активно спорит с автором и говорит, что рассказ-то мерзкий и читать его нельзя. Вот, например, комментарий читателя по имени Михаил: «Не надо искать идею там, где ее нет. Прочитал рассказ, и чуть не вырвало. Поразило то, с каким упоением это все описано. Мерзко».

То же самое и в других изданиях: журналист может писать одно, а люди пишут совершенно другое. Или пример с Доренко, которому в эфир звонили слушатели, и он эту тему сворачивал. Это просто проплаченная кампания — люди отстаивают свое право на патологию. Их действия похожи на действия ОПГ, на которую кто-то наехал. Они не понимают, что дальше будет больше, что это не разовая акция и дальше навязывать обществу подобные вещи будет все сложнее.

— Какой рецепт у общества может быть, чтобы противостоять патологии?

— Как можно чаще проводить общественную экспертизу. Общество должно понимать, что ему предлагают. Мы должны задаться вопросом: а кто дал этим людям право решать, что считается искусством, а что — нет? В последние несколько лет нам под видом искусства подсовывают патологию, и пора положить этому конец. Уже как анекдот звучит — уборщица выкинула инсталляцию в мусорное ведро. В пример могу привести эпизод из фильма «О чем говорят мужчины» — очень показательно.

При этом современное искусство есть, оно замечательное. Если говорить о театральной жизни, это тот же, к сожалению, покинувший наш мир Петр Фоменко. Он — художник. Уровень его таланта близок к гениальности, его даже сравнивать с Богомоловым нельзя. Или, например, худрук Театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис. Они интересны публике, современны и при этом без патологии. Если говорить о литературе или кинематографе, хорошие современные авторы есть, там просто меньше раскрученных имен. Но остальное — примеры навязываемой патологии.

— Кто ее навязывает?

— Получилось, что есть небольшая группа людей, которые сидят в каких-то либеральных СМИ и считают себя вправе вешать ярлыки. Кто им дал право? Такое право есть у времени, у вечности. В конце концов, у народа, и именно народ должен определить, считать ли писателя Сорокина гениальным или нет. И решать это должны люди, а не небольшая кучка, сплотившаяся вокруг отдельно взятого печатного издания. Но если откроете комментарии даже на этих сайтах, станет очевидно: народ его считает извращенцем, а не гением. 

«Наша задача — подготовить доброго православного человека» Далее в рубрике «Наша задача — подготовить доброго православного человека»Директор тамбовской православной гимназии Иван Агафонов — о том, как совместить духовное воспитание и современные образовательные стандарты

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»