Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Почему нельзя торговать небом

Самолет компании «Добролет» на взлетно-посадочной полосе аэропорта Симферополя. Фото: Алексей Павлишак / ТАСС
Рынок авиаперевозок в России должен быть монополизирован государством
Михаил Мельников
14 июля, 2015 11:05
9 мин
Программу субсидирования авиаперелетов все чаще называют неудачной затеей. По последним сообщениям, все дешевые билеты, стоимость которых субсидируется государством, уже распроданы до конца лета. Уже не первый год подряд их категорически не хватает для покрытия реального спроса. Чтобы поправить ситуацию, программу субсидирования предложили ограничить только региональными маршрутами, а это значит, что права на скидку автоматически лишатся все, кто полетит через Москву или Петербург. Между тем, если вместо этого ограничить аппетиты авиаперевозчиков, страна выиграет намного больше.
Памяти лоукостеров
Россия — самая большая страна в мире. Этот очевидный факт означает не только многочисленные преимущества (в первую очередь культурное многообразие и природные ресурсы), но и серьезные проблемы, главная из которых — время и стоимость преодоления огромных пространств. И если первый вопрос частично был решен по ходу развития гражданской авиации, то второй на фоне этого же обстоятельства с каждым годом становится все более острым.
Летать даже внутри России стало дорого, особенно летом. Еще в марте можно было добраться из Москвы на Урал за 3000 рублей туда-обратно со всеми сборами, а сейчас минимальная сумма для, например, Челябинска или Перми выросла почти в три раза. Причем речь идет не о перевозчике повышенного класса, а о как бы лоукостере «Победа», который сейчас по уровню цен (но не комфорта) практически достиг уровня «настоящих» авиакомпаний.
Вообще уже стало ясно, что лоукостеры — это то, чего так долго ждала вся Россия, но так быстро потеряла. И «Авианова», и «СкайЭкспресс» недолго просуществовали в этом качестве, и обе обанкротились. Долго анонсировавшийся «Добролет» уже через неделю после начала полетов подвергся санкциям. Сменившая его «Победа» бурно пошла в наступление, провела несколько ярких дисконт-акций, но потом зачем-то отменила бесплатную ручную кладь и тем самым уже практически похоронила свою репутацию как дискаунтера. Последний гвоздь в гроб мечты о российском лоукостере тоже вбила «Победа»: компания сократила список направлений почти вполовину и в разы подняла цены.
Пассажиры самолета авиакомпании «Победа» в аэропорту Волгограда. Фото: Алексей Копаев / ТАСС
В результате мы имеем то же, от чего так рвались уйти. При обилии крупных и вроде бы конкурирующих авиакомпаний на внутреннем рынке типичный российский путешественник все равно не может слетать из Петербурга в Омск — или хотя бы Орск — так, чтобы не оставить в своем бюджете ощутимую прореху.
Сговор, которого нет
Сегодня заботливо поддерживается миф, что за рубежом, на либерализованном рынке, цены на перелеты заметно ниже. Многие также считают, что из Москвы дешевле улететь на зарубежный Запад, чем на российский Восток. Впрочем, можно зайти на любой агрегатор предложений авиакомпаний и убедиться, что это не так. У иностранных перевозчиков цены на перелеты в Россию или даже по России не сильно отличаются от тарифов отечественных авиакомпаний. Аналогичная картина за океаном: полет, например, из Майами в Детройт стоит не дешевле перелета Москва — Челябинск. Покупка напрямую у перевозчиков во всех случаях обойдется чуть дешевле. Но все цены будут колебаться в районе 10 рублей за милю.
Таким образом, обвинения российских авиаперевозчиков в «монополизме» или «картельном сговоре» беспочвенны: стоимость перелетов у нас вполне рыночная. На самом деле самые важные, принципиальные особенности отечественного авиабизнеса состоят в другом. Во-первых, внутри России практически не действуют ни программы лояльности (де-юре они существуют, но де-факто надо очень часто летать, чтобы «заработать» сколько-нибудь ощутимое количество миль, а это по карману только весьма состоятельным гражданам — замкнутый круг), ни промоакции перевозчиков, тогда как западные коллеги активно пользуются этими маркетинговыми инструментами. Во-вторых, в России нет разумной альтернативы перелетам — сеть скоростных железных дорог ничтожно мала по сравнению не только с Европой, но и с Китаем, при этом цены на железнодорожные билеты, прямо скажем, не самые демократичные.
Но главное — при таком же уровне цен, как и в упомянутых выше странах, реальные доходы населения России намного ниже. Среди стран, претендующих на заметную роль в мире, Россия занимает одно из последних мест по соотношению средней зарплаты и стоимости преодоления пространства: при очень дешевом городском общественном транспорте у нас непомерно дороги дальние перевозки.
Зачем мучить бюджет
По так называемым законам рынка разница в доходах населения обычно не становится поводом для вмешательства государства в тот или иной бизнес. Например, многим жителям США айфон последней модели доступен, а большинству жителей Бангладеш — наоборот. Но вряд ли руководителям бедной азиатской страны придет в голову субсидировать покупку айфонов кому-нибудь, кроме себя самих. Но Россия не Бангладеш, а перелет не айфон, поэтому рыночные цены на авиаперевозки — серьезный удар по нашей стране. Дешевые билеты — и в целом доступность транспорта — должны быть для государства важнее, чем помощь зарубежным станам или строительство стадионов. Не может быть по-настоящему единой России без подлинной транспортной доступности всех ее регионов. Перелет всего на треть протяженности страны (около 3000 миль) и обратно не имеет права стоить «честную рыночную сумму», если она приближается к средней зарплате. А государственное субсидирование перелетов в политически важный Симферополь и на очень Дальний Восток должно быть не исключением, а началом для всеобщего правила.
Если для этого требуется сократить число перевозчиков, его надо сократить. Если свободная конкуренция оказалась неэффективным регулятивным фактором для рынка авиаперевозок, возможно, намного лучше для этого сектора будет монополизация при обязательном условии участия государства. А пока не очень ясно, зачем государству спонсировать частный, то есть чужой бизнес за свой счет. Призыв к монополизации в интересах потребителя может показаться странным, но тот же «Аэрофлот» всего 40 лет назад преспокойно летал по действительно низким ценам — правда, тогда у госперевозчика не было роскошных офисов и ненасытного топ-менеджмента. Кстати, в 2014 году представители этого загадочного сословия получили от своей компании 1,5 млрд рублей — это около полумиллиона перелетов между Москвой и Казанью. Задолженность компании при этом перевалила за 50 млрд рублей, и эти деньги придется возвращать за счет пассажиров. Причем доходы «Аэрофлота» за 2014 год во всех отчетностях в четком плюсе. А российские пассажиры, соответственно, в минусе.
Пассажиры перед вылетом в аэропорту Внуково. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Плюс перевозчика — минус стране
Вместо слепой веры в законы рынка пора осознать ту простую истину, что, если в стране нет свободного передвижения людей — нет и развития, а в перспективе нет страны вообще. Долго ли Сибирь будет чувствовать себя российской, если до Москвы не добраться, а гостеприимный китайский Харбин — вот он, за углом?
Еще одна наша давняя проблема — России не хватает аэропортов. Интересно получается: компания «Газпромавиа» сумела открыть для своих нужд аэропорт «Остафьево» из средств, полученных за торговлю содержимым недр страны, а государство не способно тем же способом разгрузить Домодедово, Пулково, Кольцово, а значит, и снизить часть расходов пассажиров. И, наконец, об упомянутых в начале региональных маршрутах. Их у нас сейчас настолько мало, что субсидировать здесь практически нечего. Из Перми в Казань? Из Екатеринбурга в Самару? Основные рейсы проходят через Москву, и не надо глубоко знать географию, чтобы грустно улыбнуться. Но для развития именно региональных, а не ориентированных на столицу перевозок необходимо вообще исключить центростремительное мышление, что относится уже к мировоззрению, а не экономике.
Украинский синдром
Талантливый актер Михаил Саакашвили ставит любопытный эксперимент в Одесской области. Под пристальным взглядом телекамер новоявленный украинский деятель настоял на принятии концепции «открытого неба» в отдельно взятом регионе. Даже если не учитывать пропускную способность местного аэропорта, теоретически это может позволить снизить средние цены для украинцев примерно вдвое. Украина — страна маленькая, а местные цены на перелеты очевидно неадекватны и сильно завышены.
Но России, которой тоже не раз предлагали воспользоваться теоретическими преимуществами «открытого неба», подобными мерами не обойтись. Для начала необходим крепкий государственный перевозчик с законодательно закрепленной нулевой маржой — не сидящий на шее бюджета, но и не генерирующий прибыль и сверхбонусы руководства. Одно это сможет привести к падению средней цены на 25–30% (привычный для российского бизнеса реальный годичный доход).
В остальном российское законодательство готово к появлению настоящего лоукостера. Узаконены невозвратные билеты, урезан набор обязательных услуг, требования к авиапарку вполне разумны. Но пока не будет понимания того, что это не бизнес-проект, а такая же социальная необходимость, как выплата пенсий и пособий, мы будем наблюдать за очередными «Скайэкспрессами» (жертвой лоббистских интриг в Госдуме) и «Победами», не сумевшими удержать достойно поставленную планку.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ