Новости – Общество
Общество
Почему дети совершают самоубийства
Интернет-клуб. Фото: ООО «Издательский дом Родионова» / ТАСС
Следственный комитет РФ заявил, что общение в Сети может привести детей и подростков к суициду
28 июля, 2015 17:00
9 мин
Выступая в Следственном комитете РФ на расширенном заседании коллегии по итогам работы за первое полугодие 2015 года, глава ведомства Александр Бастрыкин рассказал о беспрецедентном росте в текущем году количества детских самоубийств. Он пояснил, что зачастую эти трагедии обусловлены общением детей в интернете. Эксперты РП размышляют, что еще приводит к детским самоубийствам.
По данным Следственного комитета, в первом полугодии 2015 года от самоубийства погиб 271 ребенок (рост на 28%). Для сравнения: в 2012 году, по данным ВОЗ, в нашей стране по той же причине погибли 200 детей. Кстати, по данным той же ВОЗ, по числу суицидов среди несовершеннолетних наша страна занимает 1-е место в Европе.
Надо сказать, что дети подвергаются опасности все чаще. За пять месяцев текущего года по России следственными органами расследовано почти 8000 преступлений, совершенных в отношении подрастающего поколения. Это на 15% больше, чем за этот же период прошлого года. Из них 161 убийство, 601 изнасилование, почти 4 тысячи фактов насильственных действий сексуального характера. Поэтому за детьми и подростками нужен глаз да глаз. В том числе — и за количеством и качеством времени, проведенным ими в Сети.
Детский психолог, член Совета по защите традиционных семейных ценностей при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка РФ Павле Астахове Ирина Медведева считает, что интернет представляет собой опасную для ребенка среду.
«Существуют сайты, которые прямо склоняют детей к самоубийству, сайты, романтизирующие смерть. Есть и такая болезнь, как интернет-зависимость. Были случаи, когда дети из-за запрета пользоваться интернетом или из-за полного или частичного запрета играть в компьютерные игры кончали жизнь самоубийством. При любой зависимости — алкогольной, компьютерной — человек не властен над собой. Когда его лишают наркотика, у него происходит "ломка", и он может принять это решение. Тем более что в подростковом возрасте нет ощущения, что смерть — это навсегда. Ребенок перед тем, как совершить непоправимое, думает только о том, как мама и папа будут рыдать и просить прощения за то, что они запретили пользоваться интернетом, он не понимает, что смерть непоправима», — рассказала Медведева.
Интернет не единственная причина
По мнению Медведевой, кроме интернета еще много что побуждает подростка к самоубийству, например современные установки на успешность. «Если подросток не достиг успеха и при этом он сам является личностью ранимой, то это может послужить спусковым крючком для суицидальных мыслей. Навязчивая фиксация на успешности как на главном в жизни косвенно предрасполагает к самоубийству. Особое место занимает успешность в сексуальной сфере. Чуть ли не с детства мальчикам внушается, что это едва ли не главное — успешность в сексе. Но очень часто первый сексуальный дебют на пьяной школьной вечеринке оказывается неудачным. Подростка с неустойчивой психикой это может привести к суициду, — считает детский психолог. — Надо сказать "спасибо" СМИ и современным установкам за такое количество самоубийств. Детские психиатры говорят, что никогда в истории не было детских суицидов, а сейчас они есть. Что касается самоубийств подростков, то раньше они случались редко и связаны были с несчастной любовью. А теперь это происходит по массе причин, в том числе и по причинам, спровоцированным СМИ, не только интернетом».
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом суицидологии Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ Евгений Любов считает, что списывать детский суицид только на интернет некорректно.
«Главная причина детского суицида — это семейные проблемы и проблемы в школе. Интернет играет отрицательную роль в плане всяких сайтов, которые регулярно закрывают по требованию Генеральной прокуратуры РФ. Но деструктивное воздействие Сеть оказывает только на уязвимых в плане суицидального поведения людей, которые уже сами на грани, — делится профессор. — Интернет играет и положительную роль. Существуют антисуицидальные программы, в которых есть онлайн-консультирование, и человек в депрессии может получить своевременную помощь. Списать всю многогранную проблему суицидального поведения на интернет никоим образом нельзя, да и технически нельзя от него отказаться. Сайты — лишь провоцирующий фактор, последняя капля».
Кадр из сериала «Школа». Фото: kinopoisk.ru
По мнению Любова, семьи у детей и подростков, трагически закончивших жизнь, формально полные, но с проблемами: или слишком строгое воспитание, или, наоборот, слишком «оранжерейное». И в том и в другом случае ребенок не получает устойчивости к стрессам, что может привести в подростковом возрасте к суициду.
Как уберечь ребенка
Эксперты сходятся во мнении, что интернет — это лишь часть проблемы, с которой столкнулось наше общество. По мнению Ирины Медведевой, необходимо ввести институт нравственной цензуры.
«Начать нужно с изменения Конституции РФ, в которой ст. 29 ч. 5 запрещена цензура и гарантируется свобода массовой информации. Но, к сожалению, представители наших СМИ понимают свободу как вседозволенность и возможность растления. Возьмите нашумевший сериал "Школа", сколько там прямых и косвенных подталкиваний к самоубийству — и герои, и разговоры. Разве это свобода? Свобода — это ответственность за каждое написанное слово, — говорит собеседница РП. — Что касается рекомендаций родителям, то они должны контролировать и время, и содержание сайтов, на которые заходят их дети. Интернет допустим только для подготовки к урокам. Недопустимы агрессивные игры. Еще в 1999 году крупный военный психолог, подполковник американской армии в отставке Дэвид Гроссман в своей книге сообщил: стрелялки и страшилки — это не игры для детей, а тренинги для солдат. Они убийственны для психики, в том числе и самоубийственны. Поэтому долг родителей — оградить детей от них».
Евгений Любов тоже считает, что СМИ провоцируют трагедии, «обсасывая» очередной суицид подростка или ребенка. «Человек, который ищет возможность покончить с собой, начинает брать примеры именно из таких статей или программ. Как я уже говорил, не любой человек, а тот, который уже обдумывает этот поступок, — рассказывает заведующий отделом суицидологии. — Хочу обратить внимание на тот факт, что в основе более 60% суицидов, в том числе и у детей, лежит депрессия, которую вовремя не распознали и не лечили. Поэтому необходимо привлекать внимание и родителей, и преподавателей, и врачей поликлиники, работающих с детьми, к депрессии у детей и подростков. Нужно вовремя диагностировать недуг и провести лечение».
Признаки депрессии у ребенка
До 12 лет признаками депрессии могут быть спад работоспособности и социальной активности, трудности в обучении, вспышки агрессии, безразличие ко всему, раздражительность и приступы плача.
Снижение концентрации внимания, нежелание играть в любимые раньше игры, перепады настроения, отсутствие аппетита или, наоборот, постоянный голод, отсутствие уверенности в себе, замкнутость, проблемы с памятью, проблемы со сном, ночные кошмары, стремление к самоизоляции также говорят о возможной депрессии.
С 12–13 лет добавляется фиксация на мыслях, что у меня все плохо, ничего не получается, меня никто не любит, появляются мысли о смерти и самоубийстве. Подросток становится замкнутым, перестает общаться со сверстниками. Все это может перемежаться с приступами хорошего настроения, когда ребенок веселится и шутит, но через короткое время снова впадает в печальное состояние. Физический труд вызывает раздражение и злобу. Часто подросток употребляет алкоголь и курит.
В возрасте 13–16 лет к вышеперечисленным признакам депрессии добавляется постоянное желание спать и нарушение аппетита — его отсутствие или постоянное желание есть. На замечания взрослых подростки в депрессии реагируют повышенной чувствительностью. Появляется опыт употребления наркотических веществ. Молодые люди ведут себя агрессивно, но при этом испытывают чувство вины, в этой мешанине чувств появляются мысли о суициде (использованы материалы сайта http://spiri-live.ru/).
По словам доктора медицинских наук Евгения Любова, атипичная депрессия у ребенка может проявляться в виде раздражительности, неряшливости, конфликтности. «Ребенок не говорит, что у него плохое настроение, он говорит: мне скучно. Малыш становится рассеян, у него "пустая" голова, появляются трудности с учебой. Это все усугубляет конфликт. Любой стресс может стать спусковым крючком для суицида. Известны случаи, когда ребенок кончал с собой, потому что ему учительница поставила двойку. Но дело не в учительнице, а в том, что маленький человек находился в депрессии. Кстати, употребление психоактивных веществ, начиная со спайсов,— это тоже признак возможной депрессии.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости