Новости – Общество
Общество
«Победа» хамства и вранья
Самолет авиакомпании «Победа» в аэропорту «Внуково-2». Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ
Почему единственный российский авиаперевозчик-лоукостер вызывает ненависть собственных пассажиров
28 июля, 2016 12:00
6 мин
Генеральный директор лоукостера «Победа» Андрей Калмыков написал ответ всем недовольным пассажирам, которые жалуются на запрет брать с собой в салон самолета сумки, на разделение в салоне с родственниками и прочие шалости.
Всех недовольных он отправил к… законодателям, списав драконовские правила, установленные лоукостером, на несовершенство российских законодательных норм. «Из-за этого авиакомпания вынуждена придумывать "параллельную реальность", в чем-то доходящую до абсурда, — пишет Андрей Калмыков. — Ведь чем больше вещей приносит пассажир в салон самолета, тем больше занимает время высадки и посадки пассажиров и тем выше наши расходы».
Напомним цену такой «параллельной реальности»: за рюкзак или сумку «Победа» требует заплатить от 999 руб. заранее на сайте или 1,5–2 тыс. руб. уже в кассе аэропорта. При том что в подавляющем большинстве случаев человек с небольшим рюкзаком выходит точно за то же время, что и человек без рюкзака.
Комментируя «разгоревшиеся страсти по правилам провоза багажа и ручной клади», глава «Победы» отметил, что существует подробный сравнительный анализ условий, предлагаемых различными лоукост-авиакомпаниями, и отличий воздушного законодательства ЕС и России. В Европе каждая авиакомпания сама устанавливает нормы провоза багажа и ручной клади, и никакими законами это не регламентируется. Но пассажиры даже не замечают таких мелочей, так как в условиях жесточайшей конкуренции авиакомпании стремятся привлечь пассажиров на свои рейсы, и «если какая-либо авиакомпания установит идиотские правила либо драконовские тарифы, то она просто-напросто разорится», — резюмирует Андрей Калмыков.
В России же Воздушный кодекс и Минтранс наперегонки устанавливают законодательные ограничения для авиакомпаний, то требуя включать в базовый тариф бесплатный провоз 10 кг багажа, то вменяя в обязанность бесплатно провозить в салоне личные вещи. «Причем ни размер, ни вес вещей из данного перечня законодательно не определен, и авиакомпании вынуждены сами интерпретировать, например, понятие "дамская сумка" — является ли дамской сумкой баул весом 15 кг или не является?» — задается риторическим вопросом глава «Победы».
Утром — отмена норм, вечером — низкие цены
Андрей Калмыков призвал привести воздушное законодательство России к мировым стандартам, взамен пообещав ввести логичные правила перевозки ручной клади и более низкие тарифы. Например, если Минтранс отменит норму бесплатного провоза багажа и личных вещей, «Победа» «готова будет предложить бесплатную перевозку двух мест ручной клади по аналогии с правилами Ryanair», — пишет глава единственного в России лоукостера.
Единственного — потому что конкурентов у «Победы» сегодня в России не существует, и хорошо если они появятся через год. Поэтому «жесточайшей конкуренции», о которой, видимо, мечтают в «Победе», на рынке лоукостеров сегодня нет. Нет нужды бороться за пассажиров, устанавливать логичные правила, если можно обойтись «идиотскими» и «драконовскими», которые лишь подогревают страсти. Фактически «дочка» «Аэрофлота» выступила с инициативой отменить нормы, защищающие авиапассажиров и гарантирующие им комфорт перелета, — видимо, забыв, как в процессе подготовки лоукостера «Добролет» руководство «Аэрофлота» буквально продавливало в Госдуме разнообразные поправки в Воздушный кодекс.
Тогда, например, было разрешено использовать иностранцев в качестве пилотов на российских воздушных судах (лоукостеру понадобились недорогие пилоты-гастарбайтеры). Впервые в СССР/России появились так называемые невозвратные тарифы, позволяющие российским авиакомпаниям не возвращать деньги за билеты, хотя до принятия поправок пассажиры могли сдать билет и вернуть деньги за него даже непосредственно перед вылетом. В итоге этим правилом, в той же Европе используемым в основном лоукостерами, стали злоупотреблять все наши компании подряд. «Аэрофлот», например, набросился на новые возможности со свирепостью бешеного кабанчика: так, с конца июня 2014 года, когда вступил в силу закон, по 31 декабря 2014 года по невозвратному тарифу он продал 6 156 тыс. билетов, по возвратным — 3 700 тыс., и с тех пор это соотношение менялось только в пользу невозвратных билетов. А через год, в 2015-м, эту норму ввели уже и для поездов.
А еще раньше не без добрых советов людей из «Аэрофлота» Госдума принимала законы, сознательно и целенаправленно убивавшие первых российских лоукостеров SkyExpress и «Авианову» (ограничение по минимальному числу однотипных самолетов в авиакомпании). Российское небо сейчас — чрезвычайно грязное, монополизированное и коррумпированное.
Не обманешь — не заработаешь
С одной стороны, иностранные авиакомпании и сами активно применяли в России невозвратные тарифы, и в условиях конкуренции выравнивание правового поля было необходимо. С другой — единственное, что «Победа» могла скопировать у лоукостеров, это сервис, но она не сочла это нужным. Ведь западные лоукостеры выживают не только за счет платной еды, оплаты провоза личных вещей и колл-центра. У того же Ryanаir можно бесплатно в течение суток исправить ошибки в билете, ведь это не занимает время сотрудника — изменения возможно внести в электронном виде. Российские пассажиры вынуждены оплачивать связь с колл-центром (из цен на сайте «Победы»: от 55 до 60,17 руб. без НДС за одну минуту, включая время ожидания и разговора с оператором), а затем им озвучат, сколько будет стоить выдача нового билета (изменение даты вылета или маршрута составляет 2 тыс. руб., изменение имени пассажира — 4 тыс. руб.).
В российской действительности совсем не материальные и реально снижаемые траты на услуги определяют цены. Эксперты указывают на трансакционные издержки, коррупцию и нежелание аэропортов подстраиваться под авиакомпании, а также на лоббистские возможности авиакомпаний. За такое желание нажиться на пассажирах (покупателях, клиентах, потребителях) винить один только «Аэрофлот» с его уродливыми «дочками» было бы несправедливым — такое отношение наблюдается везде. И все же «Победа» сумела выделиться даже на общем фоне российского ненавязчивого сервиса.
«Аэрофлот», пролоббировав нужные ему законы под предлогом развития лоукостинга, при первом удобном случае постарался от «Добролета», ставшего убыточным проектом, избавиться. Сегодня реальные цены у «Победы» не ниже, чем у других авиакомпаний, а условия — много хуже. Стилем своей работы псевдолоукостер в сговоре с «Аэрофлотом» позорит само имя Победы, которое он приватизировал для выхода на российский воздушный рынок.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости