Плата за вторую беду
Участок платной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург недалеко от международного аэропорта Шереметьево. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Участок платной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург недалеко от международного аэропорта Шереметьево. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Неоправданно завышенные тарифы за проезд по трассе М-11 наносят ущерб и гражданам, и владельцам дороги

Давным-давно было сказано, что в России две беды — дураки и дороги. Неизвестно, как с дураками, но с дорогами дело постепенно налаживается. Появляются очень качественные трассы, ничуть не хуже, чем в Европе или, скажем, в Америке. Иные из них — платные. Казалось бы, ничего дурного в том нет — строительство дорог стоит денег, у государства на все дороги денег явно не хватит, а значит, затраты должны быть компенсированы.

Вот тут и начинаются проблемы. На некоторых участках отечественных автомагистралей плата за проезд чуть ли не вдвое выше, чем в Европе, и не ниже, чем в Америке, — даже при расчете по текущему курсу рубля. А ведь дороги построены в России, где вроде бы и строительные материалы, и рабочая сила должны быть дешевле.

Так в чем же дело — и к каким социальным последствиям такие дорогие трассы могут привести?

Собака на М-11

Чуть больше года назад на трассе М-11 Санкт-Петербург — Москва, которая в перспективе должна стать частью трансъевразийской магистрали Санкт-Петербург — Западный Китай, были введены в эксплуатацию два первых участка: от Москвы до Солнечногорска и обход Вышнего Волочка. Особое значение должна была иметь дорога к Солнечногорску мимо Химок со съездами на аэропорт Шереметьево и Зеленоград. Старая Ленинградка, всем известная М-10, стоит почти постоянно; впрочем, днем всегда стоял и Вышний Волочек.

Увы, почему-то особого оживления на М-11 не наблюдалось даже тогда, когда она еще была бесплатной. Впрочем, это известный факт из мирового опыта эксплуатации дорог. Расчеты первоначального потока могут иметь погрешность до 30% — однако в нашем случае, кажется, и эта цифра оказалась значительно превышена. Впрочем, к новым трассам люди должны еще привыкнуть.

Время пришло, и на М-11 возникли первые пробки. Правда, так же быстро они и исчезли — это случилось 23 ноября 2015 года, когда начали собирать деньги за проезд. Система оказалась не готова к естественному, не слишком обильному потоку машин, и многие вынуждены были снова уйти на Ленинградку. Ленинградка тоже встала. Случился очередной московский автомобильный коллапс.

Но это была проблема только одного дня. В скором времени трасса совсем опустела. Тарифы превысили самые смелые ожидания.

Сегодня, чтобы прокатиться на легковом автомобиле от МКАД до Шереметьева в часы пик, нужно заплатить 250 руб. (около 25 руб. за километр), до Зеленограда — 350 руб., до Солнечногорска — 500 руб. (в среднем около 12 руб. за километр).

Такие запросы «хозяев дорог» уже породили заметное общественное недовольство. Жители Зеленограда создали на Change.org петицию «Требуем "усмирить" аппетит ГК "Автодор" и снизить грабительские тарифы на М-11». К 14 декабря петиция набрала уже почти 70 тыс. подписей, и зеленоградцы почему-то думают, что она будет направлена президенту (Change.org — частный американский сайт, не имеющий отношения к российским структурам общественных связей). О необходимости снижать цену проезда заявил и зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков: «С потолка все эти расценки. Если были некие расчеты в получении какой-то доходной части, то они рассыплются в прах в ближайшее время. Наверное, по здравому смыслу необходимо пересматривать эти расценки с тем, чтобы эта трасса пользовалась относительной популярностью и разгружала другие направления».

Пока же М-11 просто простаивает, а «Автодор» становится своего рода собакой на сене. Дорога построена, а радости никакой.

Взяли по максимуму

По словам представителя «Автодора», у них все ходы записаны. Дескать, все сделано в рамках концессионального соглашения, и цены на сегодняшний день даже ниже максимально возможных. В 2010 году Владимир Путин, тогда еще премьер-министр России, утвердил «Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам». По этим правилам, методику расчета платы за проезд утверждает правительство исходя из характера и значения самой дороги. В 2014 году правительство Дмитрия Медведева передало это право местным властям. Но все эти правила, оказывается, не касаются трасс, которые построены в рамках концессионного соглашения, как М-11. В таком случае, сообщили в «Автодоре», при расчете тарифа учитывается необходимость компенсации всех затрат, а также доход инвестора. Понятно, что по части дохода аппетиты могут быть разными.

Автомобили на пункте оплаты проезда первого платного участка от МКАД до Солнечногорска автомобильной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Строительство одного километра М-11 обошлось строителям в 1,67 млрд руб. Всего на 43 км до Солнечногорска было истрачено 72 млрд руб., из них господдержка составила 23 млрд, и собственные средства инвестора — 10 млрд. Остальное — облигации на 10 млрд и банковские кредиты на 29 млрд. Все это как-то надо «отбить». Вот и «отбивают». Именно такая лексика. Похоже, других слов наши хозяева дорог не понимают.

«Когда тарифы введены, их можно повышать только на инфляционный процент. А понизить можно, как заблагорассудится. Поэтому сначала и берем по максимуму», — пояснил представитель «Автодора», пожелавший остаться неизвестным. Понятно, что социальных последствий этого «максимума» никто не просчитывает.

В Питере беднее

Но вот что удивительно. По затратам на километр строительства М-11 — отнюдь не самая дорогая трасса в России. Куда дороже Западный скоростной диаметр, который строится и наполовину уже введен в эксплуатацию в Санкт-Петербурге. ЗСД почти весь проходит на эстакадах и висит над городом. Здесь самая высокая в Европе цена работ; она наглядна и, казалось бы, оправданна. Стоимость Центрального участка длиной 11,7 км, который должен соединить Адмиралтейский и Приморский районы через Васильевский остров, составляет около 120 млрд руб., или 10,25 млрд руб./км. Однако согласно концессионному соглашению общий тариф здесь не должен превышать 113 руб., то есть 9,6 руб. за километр. На уже введенных в эксплуатацию Северном и Южном участках ЗСД плата соответственно составляет 9,4 и 3,8 руб. за километр. Ясно, что это несколько другие цифры, чем на М-11 от МКАД до Шереметьево, несмотря на то что дорога, повторимся, представляет собой уникальное инженерное сооружение, почти вся проходит на мостах и в туннелях, над городом, портом, через Финский залив. В консорциуме «Магистраль Северной столицы», созданной для строительства ЗСД, считают, что в Питере платежеспособность населения ниже, чем в Москве, но за счет большого потока дорога все равно окупится.

В Европе дешевле

Платные дороги существуют почти в 50 странах мира. Больше всего их в Южной Корее, Аргентине и Франции (до 30% дорожной сети). Но кататься по большей части таких дорог все же значительно дешевле, чем ездить по М-11.

Так, средняя цена на французских autoroutes составляет от 5 до 10 евроцентов за километр (от 4 до 8 рублей при самом смелом курсе валют). В Италии на А-14 протяженностью 780 км, длиннее трассы Петербург — Москва, километр обойдется в 6–7 евроцентов. На самом затратном въезде в Милан придется заплатить в полтора раза больше. Но все равно это окажется в два раза бюджетнее, чем от МКАД до Шереметьево.

А бывает ли круче, чем у нас? Конечно, бывает. Одна из самых дорогих дорог в мире находится в США. В Калифорнии, на полуострове Монтерей, за 27,2 километра пути придется заплатить 9,25 доллара, или 34 цента за 1 км. И все же это не трасса и не автобан, а по сути достопримечательность, своего рода музей под открытым небом. Очень живописная частная 17-мильная дорога петляет вдоль берега Тихого океана, ныряет в леса и рощи, вдоль нее стоят дорогие особняки. Если хочется, можно заплатить десятку за вальяжную автопрогулку, но это исключительно часть вашей культурной программы.

Разжигание розни

Мы рискуем получить печальную картину, если в ближайшее время тарифы на новейших отечественных платных автострадах не будут пересмотрены. С одной стороны, пустынные, мало кому доступные великолепные трассы, с другой — те же переполненные старые, привычные шоссе. Есть только одно «но». К привычному раздражению стоящего в пробке водителя прибавится еще одно, вполне оправданное чувство общественного протеста: «Я тут еле ползу среди грузовиков, а хозяева жизни проносятся там с ветерком за не подъемные для меня деньги». Вспоминается статья 282 УК РФ, «Разжигание розни».

В современной России и так достаточно неравенства и несправедливости. Кому понадобилось к элитным бутикам, элитным ресторанам, элитным кварталам добавить еще и элитные автомагистрали — непонятно.

Саввино-Сторожевский монастырь: история, подвижники и святыни Далее в рубрике Саввино-Сторожевский монастырь: история, подвижники и святыниКак обитель в Подмосковье стала центром русской святости

Комментарии

16 декабря 2015, 10:39
Задрали цену, трафик маленький, но считают что все хорошо. Однако, дорога не вечна и нуждается в ремонте, каждые несколько лет, а так же в ежесезонной поддержке. Пройдет год и хозяева жизни прикинут убытки и снизят цену добровольно. Просто бизнес у нас жадный. Правда и народ жадный, кризис на дворе.
16 декабря 2015, 11:12
Политика взимания платы за проезд по дорогам у нас не отработана. Ведь не везде есть дублирующие дороги, а вот пункты оплаты растут как грибы после дождя. И даже местным жителям, которым не оставляют никакой альтернативы, приходится платить вместе со всеми.
16 декабря 2015, 15:49
граждан выдавливают из автомобилей, всячески намякивая им, что пора пересаживаться на общественный транспорт, хватит коптить русское небо
16 декабря 2015, 15:52
Общественный транспорт в городе можно использовать. А по межгороду и пригородам особо не наездишься. Только такси
16 декабря 2015, 15:51
Согласен, ситуация неприемлемая и несправедливая. Если мне, например, нужно проехать по этой платной дороге всего 1 км, а потом свернуть - почему я должен платить за весь путь?
TIT
16 декабря 2015, 13:20
У нас не дорогие дороги, а низкие зарплаты. И в европе, к стати, бензин в среднем стоит 1,6 евро!!! Вот и подсчитайте, где дешевле ездить
18 декабря 2015, 14:51
Просто кое у кого совести нет, зато жадности немерено. И это наша главная проблема!
18 декабря 2015, 14:49
А бесплатный вариант федеральной трассы от Москвы до Питера ныне существует, или теперь только платно?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»