Новости – Общество
Общество
Плата за вторую беду
Участок платной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург недалеко от международного аэропорта Шереметьево. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Неоправданно завышенные тарифы за проезд по трассе М-11 наносят ущерб и гражданам, и владельцам дороги
16 декабря, 2015 10:00
9 мин
Давным-давно было сказано, что в России две беды — дураки и дороги. Неизвестно, как с дураками, но с дорогами дело постепенно налаживается. Появляются очень качественные трассы, ничуть не хуже, чем в Европе или, скажем, в Америке. Иные из них — платные. Казалось бы, ничего дурного в том нет — строительство дорог стоит денег, у государства на все дороги денег явно не хватит, а значит, затраты должны быть компенсированы.
Вот тут и начинаются проблемы. На некоторых участках отечественных автомагистралей плата за проезд чуть ли не вдвое выше, чем в Европе, и не ниже, чем в Америке, — даже при расчете по текущему курсу рубля. А ведь дороги построены в России, где вроде бы и строительные материалы, и рабочая сила должны быть дешевле.
Так в чем же дело — и к каким социальным последствиям такие дорогие трассы могут привести?
Собака на М-11
Чуть больше года назад на трассе М-11 Санкт-Петербург — Москва, которая в перспективе должна стать частью трансъевразийской магистрали Санкт-Петербург — Западный Китай, были введены в эксплуатацию два первых участка: от Москвы до Солнечногорска и обход Вышнего Волочка. Особое значение должна была иметь дорога к Солнечногорску мимо Химок со съездами на аэропорт Шереметьево и Зеленоград. Старая Ленинградка, всем известная М-10, стоит почти постоянно; впрочем, днем всегда стоял и Вышний Волочек.
Увы, почему-то особого оживления на М-11 не наблюдалось даже тогда, когда она еще была бесплатной. Впрочем, это известный факт из мирового опыта эксплуатации дорог. Расчеты первоначального потока могут иметь погрешность до 30% — однако в нашем случае, кажется, и эта цифра оказалась значительно превышена. Впрочем, к новым трассам люди должны еще привыкнуть.
Время пришло, и на М-11 возникли первые пробки. Правда, так же быстро они и исчезли — это случилось 23 ноября 2015 года, когда начали собирать деньги за проезд. Система оказалась не готова к естественному, не слишком обильному потоку машин, и многие вынуждены были снова уйти на Ленинградку. Ленинградка тоже встала. Случился очередной московский автомобильный коллапс.
Но это была проблема только одного дня. В скором времени трасса совсем опустела. Тарифы превысили самые смелые ожидания.
Сегодня, чтобы прокатиться на легковом автомобиле от МКАД до Шереметьева в часы пик, нужно заплатить 250 руб. (около 25 руб. за километр), до Зеленограда — 350 руб., до Солнечногорска — 500 руб. (в среднем около 12 руб. за километр).
Такие запросы «хозяев дорог» уже породили заметное общественное недовольство. Жители Зеленограда создали на Change.org петицию «Требуем "усмирить" аппетит ГК "Автодор" и снизить грабительские тарифы на М-11». К 14 декабря петиция набрала уже почти 70 тыс. подписей, и зеленоградцы почему-то думают, что она будет направлена президенту (Change.org — частный американский сайт, не имеющий отношения к российским структурам общественных связей). О необходимости снижать цену проезда заявил и зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков: «С потолка все эти расценки. Если были некие расчеты в получении какой-то доходной части, то они рассыплются в прах в ближайшее время. Наверное, по здравому смыслу необходимо пересматривать эти расценки с тем, чтобы эта трасса пользовалась относительной популярностью и разгружала другие направления».
Пока же М-11 просто простаивает, а «Автодор» становится своего рода собакой на сене. Дорога построена, а радости никакой.
Взяли по максимуму
По словам представителя «Автодора», у них все ходы записаны. Дескать, все сделано в рамках концессионального соглашения, и цены на сегодняшний день даже ниже максимально возможных. В 2010 году Владимир Путин, тогда еще премьер-министр России, утвердил «Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам». По этим правилам, методику расчета платы за проезд утверждает правительство исходя из характера и значения самой дороги. В 2014 году правительство Дмитрия Медведева передало это право местным властям. Но все эти правила, оказывается, не касаются трасс, которые построены в рамках концессионного соглашения, как М-11. В таком случае, сообщили в «Автодоре», при расчете тарифа учитывается необходимость компенсации всех затрат, а также доход инвестора. Понятно, что по части дохода аппетиты могут быть разными.
Автомобили на пункте оплаты проезда первого платного участка от МКАД до Солнечногорска автомобильной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург. Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Строительство одного километра М-11 обошлось строителям в 1,67 млрд руб. Всего на 43 км до Солнечногорска было истрачено 72 млрд руб., из них господдержка составила 23 млрд, и собственные средства инвестора — 10 млрд. Остальное — облигации на 10 млрд и банковские кредиты на 29 млрд. Все это как-то надо «отбить». Вот и «отбивают». Именно такая лексика. Похоже, других слов наши хозяева дорог не понимают.
«Когда тарифы введены, их можно повышать только на инфляционный процент. А понизить можно, как заблагорассудится. Поэтому сначала и берем по максимуму», — пояснил представитель «Автодора», пожелавший остаться неизвестным. Понятно, что социальных последствий этого «максимума» никто не просчитывает.
В Питере беднее
Но вот что удивительно. По затратам на километр строительства М-11 — отнюдь не самая дорогая трасса в России. Куда дороже Западный скоростной диаметр, который строится и наполовину уже введен в эксплуатацию в Санкт-Петербурге. ЗСД почти весь проходит на эстакадах и висит над городом. Здесь самая высокая в Европе цена работ; она наглядна и, казалось бы, оправданна. Стоимость Центрального участка длиной 11,7 км, который должен соединить Адмиралтейский и Приморский районы через Васильевский остров, составляет около 120 млрд руб., или 10,25 млрд руб./км. Однако согласно концессионному соглашению общий тариф здесь не должен превышать 113 руб., то есть 9,6 руб. за километр. На уже введенных в эксплуатацию Северном и Южном участках ЗСД плата соответственно составляет 9,4 и 3,8 руб. за километр. Ясно, что это несколько другие цифры, чем на М-11 от МКАД до Шереметьево, несмотря на то что дорога, повторимся, представляет собой уникальное инженерное сооружение, почти вся проходит на мостах и в туннелях, над городом, портом, через Финский залив. В консорциуме «Магистраль Северной столицы», созданной для строительства ЗСД, считают, что в Питере платежеспособность населения ниже, чем в Москве, но за счет большого потока дорога все равно окупится.
В Европе дешевле
Платные дороги существуют почти в 50 странах мира. Больше всего их в Южной Корее, Аргентине и Франции (до 30% дорожной сети). Но кататься по большей части таких дорог все же значительно дешевле, чем ездить по М-11.
Так, средняя цена на французских autoroutes составляет от 5 до 10 евроцентов за километр (от 4 до 8 рублей при самом смелом курсе валют). В Италии на А-14 протяженностью 780 км, длиннее трассы Петербург — Москва, километр обойдется в 6–7 евроцентов. На самом затратном въезде в Милан придется заплатить в полтора раза больше. Но все равно это окажется в два раза бюджетнее, чем от МКАД до Шереметьево.
А бывает ли круче, чем у нас? Конечно, бывает. Одна из самых дорогих дорог в мире находится в США. В Калифорнии, на полуострове Монтерей, за 27,2 километра пути придется заплатить 9,25 доллара, или 34 цента за 1 км. И все же это не трасса и не автобан, а по сути достопримечательность, своего рода музей под открытым небом. Очень живописная частная 17-мильная дорога петляет вдоль берега Тихого океана, ныряет в леса и рощи, вдоль нее стоят дорогие особняки. Если хочется, можно заплатить десятку за вальяжную автопрогулку, но это исключительно часть вашей культурной программы.
Разжигание розни
Мы рискуем получить печальную картину, если в ближайшее время тарифы на новейших отечественных платных автострадах не будут пересмотрены. С одной стороны, пустынные, мало кому доступные великолепные трассы, с другой — те же переполненные старые, привычные шоссе. Есть только одно «но». К привычному раздражению стоящего в пробке водителя прибавится еще одно, вполне оправданное чувство общественного протеста: «Я тут еле ползу среди грузовиков, а хозяева жизни проносятся там с ветерком за не подъемные для меня деньги». Вспоминается статья 282 УК РФ, «Разжигание розни».
В современной России и так достаточно неравенства и несправедливости. Кому понадобилось к элитным бутикам, элитным ресторанам, элитным кварталам добавить еще и элитные автомагистрали — непонятно.
Надежные башенные краны в Краснодаре по доступной цене.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости