Новости – Люди












Люди
Питерцы решат, кто достоин памятника

Памятник Анне Ахматовой, о необходимости которого долго говорили петербуржцы, появился на набережной Невы только в декабре 2006 года. Фото: Интерпресс / ТАСС
Чиновники Петербурга впервые предложили горожанам выбрать выдающихся личностей, которым в городе необходимо поставить памятники
5 августа, 2015 14:22
7 мин
Комитет по архитектуре и градостроительству Петербурга решил «выйти в народ». На сайте ведомства появилось обращение к горожанам, в котором предлагается «принять участие в голосовании и выбрать круг выдающихся личностей, внесших неоценимый вклад в историю города, отечественной и мировой культуры, науки и техники, жизнью и деятельностью связанных с Санкт-Петербургом, память о которых необходимо увековечить в нашем городе».
Подобная инициатива внове не только для Cеверной столицы, но и для других городов. От себя архитектурный комитет предложил 27 кандидатур, достойных увековечения. В этом списке — инженер, изобретатель и меценат Людвиг Нобель и архитектор Андрей Воронихин, художники Михаил Врубель и Архип Куинджи, учредитель Общества Путиловских заводов Николай Путилов и премьер-министр России начала ХХ века Сергей Витте, балерина Анна Павлова. А также великие петербуржцы, отсутствие памятников которым в городе давно вызывает удивление — к примеру, писатели Михаил Салтыков-Щедрин и Владимир Набоков, композиторы Александр Бородин и Сергей Прокофьев. Даже такой гений музыки, как Петр Чайковский, удостоился лишь скромного бюста в Таврическом саду, поэтому Петр Ильич тоже вошел в список для голосования.
Рядом с фамилиями кандидатов размещены их биографии. Архитектурный комитет разъяснил, что выбрать можно одну, несколько или все представленные выдающиеся личности. Но можно также предложить свой вариант и оставить комментарий.
Идея архитектурных начальников горожанам понравилась — на сайте моментально появились десятки разнообразных мнений и предложений. Александр Захаров голосует за Сергея Прокофьева, которого считает «самым петербургским композитором после Шостаковича». Немало голосов собрал Сергей Витте, о котором Мария Собкина написала: «Великий и гениальный финансист, поставивший Россию на рельсы экономического развития». Свой выбор в пользу Иосифа Бродского Роман Коноплев обосновал так: «Он, как и я, работал фрезеровщиком на заводе». Павел Старынин вспомнил о Вадиме Шефнере, которого считает «великим ленинградским писателем и поэтом». Николай Заломский внес в список Дмитрия Отта: «В 1893 году Дмитрий Оскарович был назначен директором Повивального акушерско-гинекологического института. Эту должность он занимал до 1918 года, затем продолжал работать в институте до последних дней жизни. За годы его руководства институт стал образцовым лечебным и научным учреждением, в 1989 году ему было присвоено имя Д.О. Отта. Врач был одним из основателей Петербургского акушерско-гинекологического общества, им опубликовано более 145 научных работ». Множество поклонников нашлось у писателей Даниила Хармса и Сергея Довлатова, певца Виктора Цоя (последнему, правда, уже решено поставить памятник, и существует его проект). А Вячеслав Васильев и еще многие петербуржцы хотят, чтобы в пригородном Павловске появился памятник Анне Ивановне Зеленовой — директору Государственного музея-заповедника «Павловск» с 1941 по 1979 годы, под руководством которой был восстановлен после Великой Отечественной войны роскошный дворцово-парковый ансамбль.
Комитет по архитектуре и градостроительству оговорил, что решение об установке в Петербурге памятника или другого произведения, увековечивающего память выдающейся личности, принимается по прошествии не менее 30 лет после смерти этого человека. Только губернатор города может дать письменное указание сократить этот срок. Ныне здравствующим героям памятники устанавливать вообще нельзя. Несмотря на это, петербуржцы голосуют и за тех, кто сейчас с нами. Например, Кристина Пупкова пишет: «Я за Фрейндлих Алису Бруновну. Я считаю, нужно отдать должное людям, которые, слава богу, живы и находятся в добром здравии, но вклад которых бесценен». А Михаил Шпильфогель написал: «Моя кандидатура — Путин Владимир Владимирович. За выдающийся вклад в развитие государства, его суверенитета и независимости».
Впрочем, нашлись и скептики. «Хватит, памятников и так достаточно», — мнение Е.А. Павлова. Свой взгляд у Бориса Мильмана: «Почему нужно выбирать? Все перечисленные достойны быть увековеченными, всем найдется место в нашем не маленьком городе». С этим согласен Илья Минаев: «Все достойны памяти в веках. Сделайте это, у нас есть все ресурсы для этого! Посмотрите, как в Европе любят и берегут памятники, пусть наш город станет эталонным в этом смысле! Только делайте интересные, красивые памятники, а не просто бюсты».

Люди бросают монеты на памятник Чижику-Пыжику на Фонтанке в Санкт-Петербурге. Фото: Владимир Жернов / РИА Новости
Архитектурный комитет обещает внимательно рассмотреть все предложения и комментарии, решение же о целесообразности установки памятника с точки зрения общественной, историко-культурной значимости, идейной содержательности примет Общественная палата Петербурга.
А пока в городе решено установить монументы, посвященные мужеству блокадников. Одобрены гранитная скульптура матери и ребенка работы Клавдии и Светланы Терентьевых и памятник из сплоченных фигур, созданный Евгением Ротановым. Одно из этих произведений точно появится в сквере Блокадников на углу проспекта Тореза и Политехнической улицы. И совсем необычный памятник будет установлен в парке Сосновка, где в 1928–1953 годах работала совершенно секретная Центральная школа собаководства НКВД. В ней собак учили по запаху определять взрывчатку. В самое суровое время блокады умирающие от голода люди старались сохранить своих питомцев, которые совершили в 1944 году великое дело — при разминировании города они нашли 270 тысяч мин, это позволило в восемь раз быстрее очистить территорию от взрывчатки. Художественная секция Градостроительного совета Санкт-Петербурга одобрила проект скульптора Александра Чернощекова: в Сосновке появится 3,5-метровая фигура девушки-сапера с большой собакой у ее ног.
Тем временем Комитет по архитектуре и градостроительству озабочен тем, что в культурной столице некоторые памятники устанавливаются некультурно. То есть несанкционированно. При этом зачастую художественный уровень этих произведений вызывает у специалистов большие сомнения. Комитет решил разработать порядок демонтажа скульптур и обелисков, не имеющих необходимых разрешительных документов. И многие горожане разволновались, потому что, как выяснилось, без согласования с властями на карнизе дома на Малой Садовой появилась полюбившаяся петербуржцам и гостям города кошка Василиса, а на доме напротив — фигурка кота Елисея. Оказалось, что даже знаменитый маленький Чижик-Пыжик, созданный в 1994 году грузинским режиссером и скульптором Резо Габриадзе совместно с архитектором Славой Бухаевым, занимает свое место на парапете набережной Фонтанки незаконно. И хотя эти скульптурки, ставшие уже своеобразными символами города, никому не мешают, петербуржцы решили, что их могут убрать. Но глава Комитета по архитектуре и градостроительству Владимир Григорьев поспешил успокоить: на памятники, установленные без согласования до 1 января 2016 года, распространяется «амнистия». Не тронут ни Чижика с котом и кошкой, ни самовольно установленный у Варшавского вокзала памятник Николаю II и императрице Александре Федоровне, ни композицию «Прибыл на каникулы» у Суворовского училища, ни монумент Репину у входа в его усадьбу «Пенаты». То есть у желающих поставить в Петербурге какое-нибудь творение из гранита, бронзы или мрамора есть еще несколько месяцев до начала будущего года. Далее за порядком появления памятников будут строго следить и архитектурное ведомство, и муниципальные власти с Государственной административно-технической инспекцией.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости