Петр и Феврония: русский ответ Дню святого Валентина
Памятник Святым благоверным Петру и Февронии Муромским в Омске. Фото: Павел Лисицин / РИА Новости

Памятник Святым благоверным Петру и Февронии Муромским в Омске. Фото: Павел Лисицин / РИА Новости

День памяти муромских святых стал праздником верности и любви

В этой истории были испытания, проверка мужества, но самое главное — в ней победила любовь. 8 июля Православная церковь празднует память святых Петра и Феврония Муромских, прославленных как пример верности, терпения и крепкой семьи.

Жена

Сначала Петр, муромский князь, сомневался в Февронии. Могла ли дочь деревенского бортника — человека, который занимается тем, что добывает пчелиный мед, стать ему — князю — женой? — так размышлял он. И приходил к выводу, что это маловероятно.

Условие о браке поставила князю сама Феврония. Петра, князя, привели к ней, изможденного болезнью — не мог он, как гласит сказание, ни ходить сам, ни сидеть в седле. Ермолай-Еразм, писатель XVI века, автор «Повести о Петре и Февронии Муромских», добавляет мифологических красок в рассказ: к болезни молодого муромского князя Петра привело противоборство с летающим змеем. Змея, утверждает писатель, послал в Муром сам дьявол: умел змей принимать облик других людей и входить с их женами в блуд. Его-то и убил князь Петр — чудесным найденным в церкви мечом. Но, умирая, брызнул змей кровью, и часть этой крови попала на князя — от крови пошли язвы, и сделалась болезнь.

Тогда-то в жизни Петра повстречалась Феврония — деревенская девица-целительница. И она поставила князю условие: «Женишься — вылечу тебя». И князь вроде был согласен, и лечение началось, но потом, возвращаясь в Муром, он все же решил, что так не бывает: не выходят крестьянки замуж за князей. И тогда язвы появились вновь, болезнь вернулась. Так Феврония стала ему женой.

Испытания

Введя Февронию в свой дом, князь продолжал проверять ее и с каждой проверкой все более убеждался, что жену ему послал сам Бог.

Так, однажды, испытывая ее мудрость, он дал ей пучок льна и приказал соткать ему рубашку. В ответ Феврония дала ему обрубок полена, чтобы князь сделал ей ткацкий станок. «Это невозможно!» — возмутился Петр. «Как и то невозможно, чтобы сшить тебе рубашку из этого пучка», — отвечала она.

В другой раз князь, усадив жену за свой стол обедать, обратил внимание, что она собирает в руку крошки после еды — так было заведено в ее небогатом доме. Взяв ее за руку, Петр сказал не делать этого больше. Но, раскрыв ее ладонь, увидел, что крошки превратились в благовонный фимиам, сообщает писатель Ермолай-Еразм. С тех пор князь более не испытывал жену, и в доме их воцарились мир и любовь.

Но настоящие испытания пришли Петру и Февронии с неожиданной стороны. В Муроме взбунтовались бояре, не желая видеть своей княгиней простолюдинку. В итоге они поставили ультиматум: князь должен сложить полномочия и оставить город. Или предложили второй вариант: Феврония берет какие хочет богатства и уходит из Мурома одна, без князя. «Из всех богатств нужно мне только одно — и это муж мой», — ответила боярам княгиня. Так князь с женой стали изгнанниками.

Святые Петр и Феврония. Фото: pravoslavie.ru

Они взяли корабль и уплыли по Оке, сообщает предание. Вместе с ними на корабле плыл некий человек со своей женой: «…и стал он смотреть на Февронию с плотским помыслом». Заметив это, она попросила его: «Зачерпни воды с левого борта ладьи и выпей». Он проделал это. «Теперь зачерпни с правого борта и выпей. Есть ли разница?» — «Нету разницы», — отвечал человек. «Вода одинакова, — сказала Феврония. — И одинаково же женское естество. Зачем же, свою жену оставя, помышляешь о другой?».

Так мыслила и так поступала Феврония — оставаясь верной князю и стараясь поддержать его в изгнании. Один из эпизодов повести говорит: когда супруги сошли на берег, предался Петр унынию, что оставил Муром. Феврония же сказала ему: «Бог,Творец и Промыслитель, не оставит нас».

И она вновь оказалась права: вскоре пришли к ним бояре из Мурома и, пав на колени, молили вернуться и княжить. «Так жили Петр и Феврония в любви и правили городом кротко и справедливо», — заключает предание.

Завещание

В летописных источниках нет упоминания о муромском князе Петре. В связи с этим ряд историков предполагает, что в «Повести о Петре и Февронии» под именем Петра выведен муромский князь Давид Юрьевич, живший в начале XIII века.

Одним из указаний на это стал финал повести, где Петр и Феврония, прожившие вместе много лет, на закате жизни принимают монашеский подвиг и расходятся встречать свой конец в разные монастыри. Петр, сообщает повесть, при пострижении в монашество получил имя Давид.

Реально существовавший князь Давид в конце жизни тоже ушел в монастырь, где его нарекли Петром. Писатель Ермолай-Еразм, сочинявший свою повесть спустя три столетия, вероятнее всего, просто перепутал имена, поменял их местами, полагают историки.

Муромского князя и его супругу прославили в лике святых в 1547 году, однако народное почитание их, судя по всему, возникло раньше. К супругам обращались в молитвах с просьбой о помощи в семейных делах, о счастье и потомстве, о том, чтобы в доме был лад.

В современной России день памяти святых Петра и Февронии Муромских стал Днем семьи, любви и верности. В этом году его будут праздновать в восьмой раз.

Подчеркивая крепость любви муромских святых, повесть так описывает конец их жизни: они умерли в один день, но хотели быть похоронены вместе, для чего заранее был вытесан общий гроб. Однако люди решили, что так нельзя, и похоронили супругов отдельно. Когда же наутро пришли, то увидели, что князь с княгиней лежат в церкви в общем гробу.

Разводить их более не посмели, и так свершилось завещанное: и после смерти любящие супруги не оставили друг друга.

Небо. Самолет. Деньги Далее в рубрике Небо. Самолет. ДеньгиДоходы от российского неба поглощает всего одна авиакомпания

Комментарии

04 июля 2015, 13:47
К сожалению, многие русские люди, слишком подвержены влиянию запада. Молодежь с удовольствием празднует американские праздники и повторяет обычаи, традиции чуждой культуры, забывая о совей. Но, ведь никто в мире не отмечает наши праздники! История каждой страны уникальна и задача населения - беречь свою культуру. Только такой народ может быть самодостаточным.
05 июля 2015, 23:20
плохо что такой праздник летом проходит, его надо зимой проводить. сейчас лето, а лето как известно само по себе праздник, и другие праздники с летом плохо сочитаются
04 июля 2015, 14:44
Если кто не знаком с данными персонами - обязательно познакомьтесь (можете прочитать, хоть официальные "жития" их). Любви вы там не найдёте, кто в курсе - подтвердит. Но свой взгляд на православную мораль обретёте.
06 июля 2015, 11:11
А вы что, ищите любовь в книгах?
06 июля 2015, 11:19
Сначала утвердите глоссарий дискуссии, уважаемые...
Сдаётся, Вы о разном...
06 июля 2015, 16:57
А мне и денься Вальки нравится. Не вижу препятствий отмечать оба замечательных праздника на зло всем ненавистникам западной моды, отвернающим без разбору все ИХНЕЕ, лишь потому, что это НЕ НАШЕ.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»