«Песни Цоя хорошо звучат на гуслях»
За 13 лет увлечения Плотников приобрел известность в кругах любителей этнической музыки. Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»

За 13 лет увлечения Плотников приобрел известность в кругах любителей этнической музыки. Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»

Мастер старинных музыкальных инструментов рассказал, как восстанавливает музыку предков

За свою жизнь воронежец Сергей Плотников сменил множество мест работы: был слесарем, риелтором, организатором праздников, педагогом. Но если бы ему сказали, что в 40 лет он увлечется изготовлением старинных музыкальных инструментов и это станет его основным занятием, не поверил бы. Между тем за 13 лет увлечения новым хобби Плотников открыл музей и приобрел известность в кругах любителей этнической музыки. А заодно выучил ноты: раньше будущий мастер не отличал фа от ля, а диез от бемоля.

Волынка вместо дудочки

— Все началось с книги, которую мне жена подарила на новогодние праздники в 2002 году, — рассказывает Сергей Плотников. — В книге описывались различные старинные музыкальные инструменты, имелись чертежи. Подарок, как говорится, был со смыслом: супруга хотела, чтобы я сделал какую-нибудь дудочку или трещотку. Мы в то время организовывали детские лагеря «Индейцы» и «Славяне» с определенной этнической спецификой. У нас были вечерние посиделки у костра, и, конечно, мы пели песни под гитару. Жена возмутилась: ну какая гитара у славян, неаутентично!

Однако в книге, помимо простых инструментов, были чертежные схемы волынки. Плотников решил, что если уж делать, то ее.

Все инструменты в музее в рабочем состоянии, на них могут играть посетители. Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»

— Сейчас сложился стереотип, что волынка — шотландский национальный инструмент, — рассказывает мастер, — но на самом деле в древние времена он был широко распространен во многих странах, в том числе и на Руси. Просто шотландцы до сих пор его используют в военных оркестрах, а у нас этот инструмент подзабыли. Кстати, волынка — это более современное название, раньше инструмент чаще называли словом «дуда».

Волынка — не самый простой в изготовлении музыкальный инструмент. С деревом Плотников всегда был на ты, но музыкального образования и слуха у него не было: «Я с музыкой никак не был связан, даже в детстве, когда родители пытались научить играть на балалайке, постоянно убегал и очень не любил музыку. Но в 40 лет пришлось осваивать ноты».

Волынка состоит из нескольких частей. Сначала нужно сделать игровую трубку, которая почти не отличается от традиционного русского инструмента под названием жилейка, или рожок. Если ее вставить в мешок, звук станет непрерывным, а если добавить еще одну трубочку, играющую непрерывно одну ноту, то получится фон, которым и славится волынка. Плотников столкнулся с трудностями уже на стадии игровой трубы, ведь она должна быть настроена и играть точно по нотам.

Фото: Александр Нечаев  /«Русская планета»

— Мне тогда очень помог мой приятель Константин Харитонов, руководивший ансамблем балалаечников в интернате, где я работал, — вспоминает мастер. — Он брал баян, приходил ко мне, и мы подбирали высоту звука. Я постепенно узнал про тона, полутона и прочие музыкальные премудрости. Волынку мы методом проб и ошибок делали год, хорошо, что хватило терпения не бросить. Однако, когда инструмент получился, пришло какое-то воодушевление. Мы с друзьями создали ансамбль фольклорной музыки, в котором я играл на волынке. Музыкант из меня еще тот, но партии были очень простые, а колорит от волынки создавался непередаваемый.

«Все делаю из подручного материала»

Аппетит пришел во время еды, и после первого успеха Плотникову захотелось сделать колесную лиру. Это тоже некогда очень популярный, но забытый в нашей стране инструмент. Нашел в интернете чертежи и начал мастерить. Ноты он к тому времени выучил, так что работа продвигалась быстрее. Потом были арфа, гусли, гудок и другие инструменты. У Плотникова было несколько экспериментов с европейскими инструментами, но в основном он работает с русской музыкальной традицией.

Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»

— Летописи и старые книги оцифрованы, не нужно даже по библиотекам ездить. Если знать, где искать, то можно найти и описания, и чертежи — бери и делай. Меня часто спрашивают, из чего я делаю инструменты. Как и старинные мастера: из подручных материалов. В древности мужики не искали ничего особенного, брали, что было вокруг. Да, для простых духовых инструментов очень хорошо подходит бамбук, но где взять бамбук у нас? Поэтому в ход идут камыш, дудник и другие пустотелые растения. Нашел подходящий стебель, очистил, высушил, настроил — примитивная дудочка готова. Если мы говорим о дереве, то ситуация аналогичная. В русских деревнях о палисандре, который сегодня очень популярен на заводах по производству музыкальных инструментов, и не слышали, а пользовались тем, что росло рядом — дубом, сосной, елью.

Иногда он, конечно, использует современные технологии. В качестве мешка для волынки взял не бычий пузырь, как это делали предки, а кусок ткани, а струны изготавливает из лески, а не из жил животных. Но принцип тот же самый: все инструменты Плотникова выполнены из подручных материалов, которые можно либо найти в природе, либо купить в простом хозяйственном магазине.

Дудук воронежский

К идее создания музея Сергей Плотников пришел не сразу.

Сергей Плотников. Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»

— В какой-то момент просто делать музыкальные инструменты мне стало неинтересно, я начал больше выступать, играть в коллективах, — рассказывает он. — Мы посещали различные фестивали, в том числе и бардовские, куда я всегда брал с собой что-то из инструментов, делал небольшой шатер и всем желающим рассказывал и показывал, как они звучат. Отбоя от посетителей не было. Так я понял, что нужно сделать место, где люди могли бы посмотреть на инструменты и послушать их. В итоге появился «Музей забытой музыки», работающий уже восемь лет. Большую часть коллекции сделал я сам, но есть и подаренные экземпляры.

Все инструменты в музее в рабочем состоянии, на них могут играть посетители. А некоторые экспонаты Плотников модифицирует. Один из таких экспериментов получил название «дудук воронежский». Он сделан на основе дудука кавказского, но из других материалов.

— Оригинальный инструмент имеет деревянный корпус и двойной язычок из тростника. Но где взять тростник в Воронеже? — рассказывает мастер. — Не беда: язычок можно сделать из других материалов, например из пластиковых бутылок. Так что сам принцип от дудука кавказского, но материалы и звук другой, так что я назвал инструмент «дудук воронежский».

Еще одно ноу-хау Плотникова — 18-струнные гусли. Девять парных струн, настроенных в разных октавах. Инструмент преобразился, звук стал мощнее и интереснее. Сегодня для Плотникова это основной концертный вариант.

— У меня не хватило терпения освоить гитару, пальцы болят, аккорды запоминать нужно, но я гитару полностью заменил гуслями, — поясняет он. — У этого инструмента большой диапазон, он позволяет играть композиции разных жанров: баллады, былины, духовную музыку, рок. Отлично на гуслях звучат песни Цоя. Также люблю колесную лиру — за духовность. Репертуар для нее довольно узкий, преимущественно это песни православной тематики, но есть в них какая-то особая энергетика. Не случайно в древности выступления лирников были очень популярны.

Инструменты Плотникова известны не только в России, они даже попали в Голливуд. Мастер изготовил калюку и жилейку, они звучат в фильме «Орел девятого легиона». Звукорежиссером фильма был Владимир Соколов, который окончил Московскую консерваторию, но потом переехал работать в Лос-Анджелес. Когда ему потребовалось записать для фильма этническую музыку, он вспомнил о Плотникове, с инструментами которого успел познакомиться еще в России.

Воронежский мастер признается: ему немного обидно, что про старинные инструменты сегодня мало кто знает. Основной своей задачей он считает не изготовление инструментов и не концерты на них, а популяризацию музыки предков, ведь старинные музыкальные инструменты — это не только звуки и техника игры, но и репертуар, и свой взгляд на мир.

С продленки срывают покров Далее в рубрике С продленки срывают покровШколы обязали публиковать в интернете финансовые данные Читайте в рубрике «Культура» Деды воевали...Кинообозреватель «Русской Планеты» - о нашумевшей премьере сезона Деды воевали...

Комментарии

24 октября 2015, 13:03
Ничего себе, сколько разных причудливых инструментов и ведь все они издают неподражаемые звуки. Все эти инструменты забыты историей и их звуки давно не достигали ушей общественности.
25 октября 2015, 23:52
Есть там у них в Воронеже авторитетный вор Плотников, не он ли под старость лет на гусли подсел??))
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»