Новости – Общество
Общество
Патриарх Гермоген: «Пения латинского слышать в Москве более не могу»
Патриарх Гермоген. Фото: k-istine.ru
Во времена Смуты он стоял за веру и поднимал ополчение
1 марта, 2016 07:00
5 мин
1 марта Православная церковь отмечает память священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси. Его стояние за веру и призывы к борьбе против интервентов спасли страну в Смутное время.
Путь к патриаршеству
Историк церкви Антон Карташев пишет о существовании двух версий касательно происхождения патриарха Гермогена. По одной из них, Гермоген (в миру Ермолай) был из рода князей Голицыных, который смолоду принял священнический сан и ушел служить в Казань. По другой версии, он вел свою родословную от донских казаков. Разные версии сходятся в одном: Ермолай начал свое церковное служение в Казанском Спасо-Преображенском монастыре под началом святого Варсонофия, житие которого позже и написал.
В 1579 году будущий патриарх первым принял из земли икону Казанской иконы Божьей Матери. Позже он запишет эту историю в своей повести о явлении и чудесах этого образа: согласно Гермогену, после большого пожара в Казани Богородица явилась 9-летней девочке Матроне и указала место, где сокрыта икона. Когда городские власти отказались верить Матроне, она стала вести раскоп сама и действительно обнаружила чудотоворный образ на указанном месте, на глубине около метра.
Ермолай принял монашество с именем Гермоген в Спасском монастыре Казани — причиной этого поступка, как указывают историки, стало его вдовство. Здесь же Гермоген стал игуменом, а в 1589 году поставлен первым митрополитом Казанским.
Во время своего святительства он открыл мощи святых Гурия и Варсонофия — казанских чудотворцев, установил поминовение воинов, отдавших жизнь при взятии Казани и настоял на проведении точной переписи населения Казани. По ее итогам все крещеные были поселены в отдельных слободах, с обязательным хождением в церкви, с наказаниями за отпадение от христианства, пишет Антон Карташев.
Смутное время
В 1606 году на царский престол в России взошел боярин Василий Шуйский — организатор переворота против Лжедмитрия, около года занимавшего московский трон. В этом же году Гермогена избрали патриархом.
Шуйский не имел народной любви, шли слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия. Так появился второй Лжедмитрий — в 1608 году его войско под управлением польских генералов захватило уже большую часть южной и средней России. Сам Лжедмитрий встал лагерем в Тушино, в 12 верстах от Москвы.
Историк Соловьев приводит текст инструкции, которой должен был следовать управляемый поляками-католиками Лжедмитрий в случае взятия Москвы. В первую очередь предписывалось изгнать из Руси греческих монахов и закрыть доступ в государство врагам унии (имеется в виду Брестская уния 1596 года). Во-вторых, связь с греческим православием нужно было представлять как рабство, а унию — как свободу со льготами. Людей в духовенство инструкция требовала подбирать с расчетом их симпатии к унии, а при царском штате держать униатов-священников для распространения униатских идей.
Патриарх Гермоген из Москвы отправлял к тушинцам послания с призывами не предавать православной веры. «Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам всякого чина, возраста и сана, а ныне не ведая, как и назвать вас, ибо вы отступили от Бога. Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются святые иконы и церкви! Вспомните, на кого Вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли отечество разоряете?» — гласил текст одного из посланий патриарха бунтовщикам.
Пользуясь смутой в России, король Речи Посполитой Сигизмунд III осенью 1609 года осадил Смоленск. Король потребовал московской короны для своего сына Владислава. Годом позже гетман короля Жолкевский с помощью московских бояр, свергших Шуйского, вошел в Москву.
Поляки заявляли, что Владислав займет московский трон после того, как примет православие — предполагалось также, что патриарх Гермоген венчает его на царство, таким образом «узаконив» статус Владислава как царя. Однако в письме, которое принесли на подпись Гермогену, речи о принятии православия польским претендентом не шло. Патриарх твердо отказался подписывать документ: вместо этого он стал рассылать по русским городам грамоты с призывами встать на борьбу с интервентами.
Кончина и прославление
В ответ на послания Гермогена в Москве вспыхнуло восстание, а позже к столице подошло первое ополчение. Посланцы от московских изменников-бояр требовали от патриарха разослать циркулярное письмо по городам, чтобы остановить ополченцев. «Напишу, — отвечал патриарх. – Но только если вы, изменники, и люди короля выйдете вон из Москвы. Если нет, то благословляю всех довести начатое дело до конца, ибо вижу попрание истинной веры от еретиков и от вас изменников и разорение св. Божиих церквей и не могу более слышать пения латинского в Москве».
За это Гермогена взяли под домашний арест, а позже перевели в Чудов монастырь. Первое ополчение не смогло взять Москвы, а второго Гермоген уже не дождался. Обессиленный тяготами и голодом, он умер в заточении 17 января 1612 года. Перед смертью он отправил последние послания нижегородцам, готовящим новый поход на столицу. Как и все его письма, они были проникнуты бескомпромиссным духом борьбы. «Везде говорите моим именем, — писал патриарх на смертном одре. — Принимать поляка на царство я не благословляю».
Патриарх Гермоген был причислен к лику святых как священномученик в 1913 году. В ноябре 1612 года поляки были изгнаны из Москвы войском князя Дмитрия Пожарского. 3 марта 1613 года царский престол по решению Земского собора занял Михаил Романов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости