Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

От Христовой Заутрени до Красной горки

Красноярск «Пасха». Художник Николай Пимоненко

Как праздновали Пасху в Сибири в XIX веке в купеческих домах, деревнях и острогах

Полина Виноградова
1 мая, 2016 16:00
8 мин
РП узнала, как отмечали Пасху в Красноярске и Енисейской губернии в XIX веке, когда традиции этого праздника еще не были разрушены большевиками.
Задушевно-радостный праздник
Пасху в Сибири считали главным праздником года и готовились к ней «богатый — как хочет, а бедный — как сможет».
Мужчины, работавшие на промыслах или на приисках, обязательно возвращались домой, чтобы встретить Пасху в кругу семьи. Охотники-промысловики выходили из тайги.
Празднования продолжались всю неделю, от воскресенья до воскресенья, и даже лавки в эти дни были закрыты: их владельцы работать не собирались, поскольку это считалось страшным грехом. А саму пасхальную неделю в Сибири называли Светлой, Святой, Радостной или Красной.
— В середине XIX века енисейский врач и этнограф Михаил Кривошапкин писал: «Приходит давно жданная Пасха. Нет праздника, который бы встречал крестьянин с более торжественно ясной, радостной физиономией. Знаем мы, что есть Рождество с шумными веселыми святками, но не та ему встреча, не тот полный искренний задушевно-радостный привет», — цитирует корреспонденту РП историк Иван Савельев.
Начинались праздники в предпасхальную субботу со всенощной службы и продолжались торжественным крестным ходом в воскресенье, после которого все снова отправлялись в церковь на утреннюю службу, которую в Сибири называли «Христова Заутреня».
— Во время этой службы было принято христосоваться — поздравлять друг друга с Пасхой, обмениваясь поцелуями и крашеными яйцами, — рассказывает корреспонденту РП историк Ирина Сиротинина. — Особенно ценились яйца, полученные в дар от священника: миряне верили, что они никогда не портятся, охраняют дом от напастей и исцеляют от болезней. Тех, кто проспал Заутреню, наказывали — окатывали водой из ведра.
Куличи да крашеные яйца
Утреня переходила в Литургию, после которой большинство прихожан покидали храм и ждали во дворе, пока священник освятит пасхи, куличи и яйца. Лишь после этого можно было отправляться домой и садиться за стол.
— Пишет красноярский педагог и этнограф Мария Красножёнова: «На Пасхе даже у бедных мещан обязательно устраивался стол, то есть на покрытый белой скатертью обеденный стол ставили вино в бутылках и графинах; окорока свиные, бараньи, телячьи; жареные курица, утка, индейка или гусь; язык; колбасы домашнего изготовления, крашеные яйца, сыр, булки. И этот стол не разбирался три дня». Главными блюдами были, конечно, куличи, крашеные яйца и «сыр» — так сибиряки называли пасху. А пасхой в Енисейской губернии называли куличи, — рассказывает Иван Савельев. — Начинали трапезу, «разговлялись» яйцами, предваряя еду троекратными поцелуями. Во многих сибирских семьях было принято самое первое яйцо делить между всеми членами семьи. Даже если в семье было 20 человек, его умудрялись разрезать так, чтобы каждому досталось по кусочку.
В самых бедных семьях яйца красили луковой шелухой или травой серпухой. Те, кто был чуть богаче, использовали для этого порошок из сандалового дерева, а потом украшали яйца цветными нитками и кусочками разноцветных тканей. А состоятельные горожане поручали эту работу художникам — они расписывали яйца по вкусу заказчика. Так доводилось подрабатывать и Василию Сурикову: когда он осиротел, и устроился работать писцом в губернское управление, расписывая яйца на продажу.
Куличи, особенно в купеческих семьях, пекли огромного размера. Формы ведерного объема шли нарасхват. Считалось, что чем пышнее и выше получится кулич, тем благополучнее будет год. Верх кулича обычно смазывали вбитым яичным белком и посыпали окрашенной в разные цвета крупой. Самый большой кулич считался семейным, но и для каждого из членов семьи обязательно пекли свой, отдельный. Даже грудные дети получали в подарок маленький куличик.
«Пасха. Общая трапеза». Художник Валерий Копнят
«Пасха. Общая трапеза». Художник Валерий Копнят
Скакули и исполины
В Енисейске и Красноярске на площадях к Пасхе утраивали деревянные балаганы, где простонародье развлекали кукольными представлениями. Здесь же выступали фокусники, акробаты, шарманщики, дрессировщики с медведями.
Для молодежи к святой неделе обязательно строили качели. Для этого выбирали самые толстые бревна и особенно прочные веревки из конопли, которые могли бы выдержать вес нескольких человек. Рядом с навесными качелями ставили «козла» из бревен, через которого перекидывали длинную доску, на которую могли сесть по несколько человек с каждой стороны. Такие качели именовали скакулями.
Еще одним популярным аттракционом был исполин. В землю вкапывали высокий столб, а на его вершине укрепляли вращающееся колесо. К этому колесу привязывали немного не достающие до земли веревки с петлями на конце. Молодые люди одну ногу ставили в эту петлю, а второй отталкивались от земли.
Когда Пасха была поздней, деревенские парни и юноши водили хороводы, играли в горелки, прятки, лапту, городки и бабки. А если снег еще не успевал растаять, то молодежь собиралась в специальной избе, выстроенной на окраине деревни. Там можно было танцевать под гармошку или петь песни.
— Для детей на Пасху было предусмотрено особое развлечение, — рассказывает Ирина Сиротинина. — Если поблизости была горка, то дети собирались ватагой на ее вершине и скатывали вниз по склону крашеные яйца. Побеждал тот, чье яйцо укатывалось дальше, чем у остальных. Если горки не было, то тогда на земле очерчивали большой круг, делали ему невысокие бортики и устанавливали на краю специальный деревянный лоток с желобками. В этом круге раскладывали монеты, сладости, а после дети скатывали яйца вниз по желобку. Проехало по монете, стукнулось о конфету — забирай их. Не попал — оставляй проигранное яйцо в общем круге, оно достанется тому, кто сумеет скатить свое яйцо так, чтобы его задеть.
Еще одним развлечением для детворы была такая незатейливая игра: нужно было стукнуть своим яйцом о яйцо соперника. Чье разбилось, тот и проиграл. Разбитое яйцо доставалось победителю.
— Обязательно находились желающие сжульничать, — улыбается Ирина Сиротинина. — Самые хитрые заранее вымачивали яйца в растворе известки. Так скорлупа становилась прочнее, но определить по внешнему виду это было невозможно. Менее догадливые заранее вытачивали яйца из дерева, а потом раскрашивали их, чтобы скрыть уловку. Если такого мошенника разоблачали, то могли крепко побить. Зато при удачном стечении обстоятельств он приносил домой целые ведра с добычей. Этой простой забавой не пренебрегали и за семейным столом, но в этом случае яйцом обычно ударяли не по другому яйцу, а по лбу: если яйцо разбивалось, его отдавали тому, кто подставил лоб.
В гости по шелковой дороге
Праздничную атмосферу создавал и колокольный звон. Все пасхальную неделю любой желающий мог подняться на колокольню. Семейные люди на Пасху ходили в гости.
— Многие енисейские купцы, разбогатевшие на «золотой лихорадке», пользовались этой традицией как поводом лишний раз продемонстрировать свое состояние, — говорит Иван Савельев. — Например, один из местных нуворишей однажды нанял всех городских извозчиков оптом, и отправился в гости на первом из них, остальным приказав ехать следом. Вереница из экипажей растянулась на всю улицу. А другой купец, в пику ему, отправился в гости запросто, пешком. А чтобы не испачкать ноги в уличной грязи, велел расстелить по всему пути его следования отрезы из дорогих шелковых тканей.
Святой недели с нетерпением ждали и арестанты красноярского острога. В честь Пасхи было принято собирать пожертвования для заключенных, чтобы устроить богатый праздничный стол. Многие арестанты, которых должны были отправить дальше по этапу, давали взятки надзирателям, чтобы это произошло на несколько дней позднее. Такие же столы накрывали на деньги благотворителей и в богадельнях.
Последний день пасхальной недели, воскресенье, носил название Красной горки. Считалось, что это лучшее время, чтобы отпраздновать свадьбу. А незамужние девушки в этот день обязательно должны были отправиться в гости или на гуляние. Все верили: если на Красную горку девица просидит дома, то либо она вообще не выйдет замуж, либо будущий супруг ее будет очень некрасивым.
Традиция массовых пасхальных гуляний оборвалась, когда в Сибири установилась советская власть. Большевики заявили: «Пасха — праздник рабов», — и заменили ее на празднование Первомая, выдвинув лозунг: «Пасха — праздник покорности и смирения. 1 Мая — праздник борьбы и свободы. Выбирай между ними». Лишь через 70 лет праздник начал возвращаться в дома сибиряков.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ