Новости – Люди












Люди
«Озарение» без прозрения

Фото: Сергей Портер / ТАСС
Российские власти пока не готовы на пересмотр итогов прошедшей в 90-е приватизации
23 марта, 2016 15:45
5 мин
Акционерам ЮКОСа пока что рано раскатывать губы на 50 млрд долларов, которые они требуют от Российской Федерации. Москва решилась наконец выступить против них с коронным контраргументом. Как сообщило со ссылкой на свои источники в следственных кругах государственное агентство ТАСС, речь идет о намерении российской стороны уже в скором времени предоставить в европейские инстанции доказательства незаконности самих сделок с приобретением ведущими акционерами ЮКОСа, в частности Михаилом Ходорковским и Леонидом Невзлиным, контрольного пакета акций нефтяного гиганта.
«В ходе расследования основного дела ЮКОСа (возбуждено в марте 2003 года по фактам причиненного государству ущерба. — РП) были проведены обыски у ряда бывших топ-менеджеров, результаты которых позволят доказать, что в 1995–1996 годах группа лиц под руководством Ходорковского через подконтрольные им компании приобрела 78% акций ОАО «НК "ЮКОС"», в том числе 45% которых находились в федеральной собственности», — приводит ТАСС слова своего информированного источника в следственных кругах. При этом свыше половины вырученных акций (по данным следствия, 60%) Михаил Борисович впоследствии продал подконтрольным ему иностранным компаниям.
Следствие надеется, что Гаагский арбитражный суд, ранее принявший решение в пользу акционеров нефтяной компании, примет во внимание новые обстоятельства, которые, безусловно, свидетельствуют об изначальной несостоятельности самого коллективного иска.
Проходившая в 90-е годы приватизация противоречила действовавшему даже в те годы Закону о приватизации, что, собственно, и позволило критикам этого социально-экономического феномена определить его не иначе как «бандитский захват государственной собственности». Практика залоговых аукционов еще найдет свою справедливую оценку, но почему бы уже сейчас ведомству Александра Бастрыкина не начать называть вещи своими именами без боязни показаться грубыми и неполиткорректными?
Пока что цель поставлена малая — оспорить присужденные акционерам ЮКОСа десятки миллиардов долларов. Но найдется ли в следственных кругах сегодня хотя бы один смельчак, который предложит копнуть много глубже? Во всяком случае, сам глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, ранее выступавший с хлесткими статьями, бичующими пороки нашего правового уклада, пока не решился сказать о главном.
Говоря об огрехах приватизации 90-х, нужно всего лишь констатировать ее изначально преступную основу. Но для этого придется сделать ряд, пожалуй, слишком смелых для сегодняшнего времени умолчаний заявлений. И прежде всего признаться, наконец, что пересмотр итогов приватизации не имеет ничего общего с подрывом стабильности и угрозой национальной безопасности. Не нужно лукаво кивать на печальный пример Украины, где граждане действительно попытались было изменить текущий олигархический строй — и, дескать, вот что из этого вышло.
Не хотите возвращать — платите
Оспаривать этот лукавый аргумент, не учитывающий множество нюансов, — дело непростое, возможно, неблагодарное, но все же нужное в интересах как раз подлинной стабильности страны. Нам нужно наконец-то набраться смелости и окончательно порвать с преступным наследием 90-х.
Но, увы, до заявлений о пересмотре итогов приватизации дело дойдет вряд ли. Власть сегодня куда больше опасается новых, по модели 2011–2012 годов, выступлений внесистемной оппозиции в преддверии думских выборов и бросает все доступные силы на то, чтобы нейтрализовать саму возможность подобного сценария.
«Ходорковский — один из тех, кто как раз готов финансировать российскую оппозицию, — считает в беседе с "Русской планетой" политолог, глава Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. — Вывести его из игры невозможно, потому что он вне зоны досягаемости для следствия, но его влияние при этом можно попытаться максимально нейтрализовать хотя бы внутри страны. На это и направлены нынешние действия».
А так хотелось по-детски верить в то, что мы имеем дело действительно с неким озарением. Что вот сейчас нам серьезные дяди в серых пиджаках расскажут всю правду о той приватизации. Но как такое может быть, когда нынешний экономический блок правительства дружно грезит о приватизации-2? Не рано ли говорить о мерах по преодолению последствий той дележки национальных ресурсов, что произошла в 90-е, если мы стесняемся в принципе ее оспорить и все нынешние следственные потуги направляем лишь на то, чтобы избежать многомиллиардных издержек?
В порядке доброй подсказки или шпаргалки все же дерзнем подсказать тем или тому, кто принимает решения сегодня. Пересмотр итогов приватизации можно провести и без тотальной национализации — как мера исправления старых ошибок она, быть может, действительно несовершенна. Но почему бы не предложить куда более мягкий вариант с независимой оценкой приобретенных по сомнительным и явно незаконным схемам активов?
Можно простить этим товарищам их старые грехи, но за разумную компенсацию, после аудиторской оценки и с поправкой на инфляцию. Можно в рассрочку — лишние 30–50 млрд от того же Дерипаски (по грубым подсчетам, бухгалтеры поправят) бюджету бы точно не помешали.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости