Новости – Общество
Общество
Отверточная сборка уходит из России
Площадка готовой продукции на территории завода General Motors в России. Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС
Сможет ли отечественный автопром воспользоваться снижением конкуренции
24 марта, 2015 16:21
7 мин
Компания General Motors решилась на полную консервацию сборочного завода под Санкт-Петербургом, остановку строительства мощностей в Тольятти, а так же на вывод бренда Opel из России. Автоконцерн подкосила сомнительная модель бизнеса с недооценкой полноценных производств и глубокой локализации в России. Дилеры подсчитывают убытки и гадают, кто из мировых гигантов следующий. Кстати, почти сразу после объявления GM о своем уходе из нашей страны российское правительство одобрило меры по поддержке отечественной автомобильной промышленности на 25 млрд рублей.
Сомнительная модель
Слухи о возможном уходе GM из России ходили уже с ноября прошлого года, однако концерн категорически опровергал их. Между тем, 17 марта 2015 г. в головном офисе GM в Детройте было вынесено решение, ошеломившее многих: GM сворачивает бизнес в России. По словам президента GM Дэна Амманна, «изменение бизнес-модели является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на мировых рынках».
Проблемы у GM возникли из-за того, что в России у компании не было ни автомобильного завода с глубокой локализацией, ни по-настоящему массовых моделей, разработанных специально для нашего рынка. Opel Astra (20% локализации) или Chevrolet Cruze (30% локализации) таковыми не являлись и проигрывали по потребительским качествам Volkswagen Polo седан (50%), Skoda Rapid (50%), Hyundai Solaris (45%), Renault Logan (65%) и Nissan Almera (55%).
Впрочем, у руководства GM нет иллюзий. «В настоящий момент наши автомобили не обладают достаточным уровнем локализации», — говорит генеральный директор Opel Group Карл-Томас Нойманн. К 2018 г. по промсборке GM должен был перешагнуть за 60% локализации. Для выполнения обязательств к уже вложенным в питерский завод 319 млн долларов компании пришлось бы добавить еще около 1 млрд. Но с деньгами у GM не все гладко, в 2017 г. концерн обязан осуществить крупные выплаты по выданному в 2009 г. кредиту под гарантии правительства США на 13,4 млрд долларов.
Президент GM Дэн Амманн, заявил о неготовности осуществлять «серьезные инвестиции в рынки с неясной долгосрочной перспективой». Лишнего миллиарда на «Ниву» и новый завод просто нет, а залезать в еще большие долги при нависающих крупных выплатах кредиторам бессмысленно. В итоге, компания посчитала для себя более выгодным потратить около 600 млн долларов на консервацию производств, выплаты пособий рабочим и на разрыв контрактов с дилерами.
Кто следующий?
Неожиданный уход GM из массовых сегментов в России вызвал бурю негодования у 137 дилеров Opel и 147 дилеров Chevrolet, которые не были предупреждены о предстоящем разрыве. По данным Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД), многим из них теперь грозит банкротство. У GM довольно строгие требования к оформлению дилерских центров, отчего партнерам в регионах приходилось вкладывать 2,5-3 млн долларов в каждый объект. Всего же инвестиции частных лиц в дилерские сети GM за последние три года составили около 500 млн долларов. Теперь эти вложения могут оказаться потерянными. РОАД намерена подготовить судебные иски против американского автоконцерна для возмещения причиненных убытков.
Дэн Амманн
Дэн Амманн. Фото: Carlos Osorio / AP
Как заявил президент РОАД Владимир Моженков, обеспокоенность вызывает и поведение корейского SsangYong. После распространенного в СМИ заявления о приостановке экспортных поставок в Россию, представители SsangYong перестали отвечать на телефонные звонки, что подогрело тревожные ожидания дилеров. Сейчас объявлено, что производство на заводе Соллерс во Владивостоке продолжается в штатном режиме, но более внятного объяснения от корейцев пока в РОАД не поступало.
Проблема в том, что бизнес-модель, свойственная GM и приведшая американцев к проблемам в России, свойственна и другим автогигантам. Именно они и составляют группу риска с перспективой на вылет.
Тяжело обстоят дела с собственным производством у Mazda. Популярный бренд в основном импортировал свои самые массовые модели. Это семейство хэтчбеков и седанов Mazda 3. Правда в 2012 г. Sollers и Mazda создали совместное производство во Владивостоке с перспективой собирать до 70 тыс. кроссоверов Mazda CX-5 и седанов D-класса Mazda 6. В прошлом году произвели более 30 тыс. машин, однако «трешки» в их числе не было. В итоге, из-за падения рубля, новых таможенных пошлин и сборов Mazda 3 приблизилась по цене к Mazda 6, пришлось убрать модель с рынка, хотя бы на время. Мазда «трешка» обеспечивала 28% всех российских продаж марки. Как заявили в представительстве Mazda, компания остается верной своим обязательствам и будет продолжать развивать сотрудничество с Sollers.
Среди японцев самая тяжелая ситуация у Honda. Падение продаж в феврале по сравнению с предыдущим периодом прошлого года составило 86%. В итоге, компания тоже приостановила поставки «массовых» моделей С-класса — Civic и Accord. Пока остались только паркетники CR-V и Pilot.
Не намного лучше в России идут дела и у концерна PSA Peugeot Citroеn. При падении продаж более чем на половину, компания убирает с рынка непопулярные импортируемые машины. В этом году число моделей должно сократиться с 30 до 15. Уйдет серия DS, однако останутся седаны Citroen С4 и Peugeot 408 российского производства. Дилерам, чтобы поддержать их во время кризиса, разрешено выставлять в салонах Peugeot-Citroеn автомобили и других марок. В компании заявили, что российский рынок является стратегически важным, и уровень локализации на заводе под Калугой будет повышаться.
Несмотря на то, что прошлом году дела у Ford в России были не намного лучше, чем у GM: продажи упали более чем на 30%, а уровень локализации на заводе под Санкт-Петербургом еле дотягивал до 35%, руководство концерна полно оптимизма. У Ford есть неплохой промышленный партнер Sollers, с помощью которого удается в скором времени повысить уровень локализации.
«Ford Sollers полностью следует своим обязательствам по локализации и подтверждает план по достижению к 2018 г. среднего уровня локализации производства в 60%. Ford Sollers рассмотрит возможность расширения своего присутствия в регионах России путем сотрудничества с существующими дилерскими центрами брендов, уходящих с рынка», – заявили в Ford. В Хендэ Мотор СНГ тоже остаются верными старым договоренностям. «У нас все в штатном режиме, без изменений», — заявила руководитель группы по связям с общественностью Юлия Тихонравова.
В Volkswagen Group Rus сообщили, что компания «последовательно придерживается выполнения своей инвестиционной программы на российском рынке: продолжается строительство завода по производству двигателей в Калуге и склада запасных частей в Московской области, открытие которых запланировано на 2015 г. До конца 2018 г. в развитие наших предприятий в России будет инвестировано около 1,2 млрд евро».
В то время, когда некоторые иностранные автогиганты уходят из России, отечественные власти озаботились поддержкой наших производителей. Как заявил глава Минпромторга Денис Мантуров, на это в общей сложности выделено 25 млрд рублей. В программы поддержки входит субсидирование процентных ставок по автокредитам, обновление автопарка, стимуляция спроса, снижение стоимости лизинга и дополнительные закупки федеральными структурами коммерческого транспорта и спецтехники.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости