ОСАГО на пути к независимым оценщикам
Сотрудник страховой компании фиксирует повреждения автомобиля, попавшего в ДТП. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Сотрудник страховой компании фиксирует повреждения автомобиля, попавшего в ДТП. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Законодатели хотят видеть более объективный институт оценки ущерба от дорожно-транспортных происшествий

Член комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Маргарита Свергунова (ЛДПР) подготовила обращение на имя главы Центрального банка Эльвиры Набиуллиной с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности, она предлагает дать право самим потерпевшим привлекать независимых от страховых компаний оценщиков, которые смогут объективно оценить ущерб и рассчитать размер необходимой компенсации. Сегодняшняя практика, отметила Свергунова, показывает, что оценщики страховых компаний далеко не всегда реалистично оценивают ущерб.

На долю почти каждого российского автолюбителя, даже самого аккуратного, выпадал день, когда в багажник или в другую часть его автомобиля въезжало авто менее внимательного гражданина. От очевидного материального ущерба и испорченного настроения человека должен избавить полис обязательного автострахования. Но, увы, реальность такова, что автостраховщики не всегда спешат помочь своему клиенту и идут на различные ухищрения для сохранения собственных средств.

Первым делом, попав в аварию и посмотрев печальным взором на свежую вмятину, водитель набирает номер своей страховой компании. Через некоторое время он узнает, что «все хорошо» и к нему направляется сотрудник оценочной компании, который подсчитает размер ущерба. После подсчета водителю сообщается, что на ремонт его машины может быть выделена такая-то сумма. Кто хорошо ориентируется в ценах на ремонт, сразу понимает, что результат работы оценщика оказался каким-то странным. Другие осознают проблему, только приступив к ремонту, когда окажется, что фактические затраты составят сумму, например, в два раза большую, чем насчитал оценщик.

«Сейчас в сфере обязательного автострахования есть несколько очень важных пробелов, которые играют на пользу страховщикам, но против самих автовладельцев. Во-первых, это невозможность выбора автовладельцем, у которого наступил страховой случай, независимой оценочной компании. В итоге компания страховщика занижает сумму ущерба, и люди вынуждены заваливать суды исками, которых могло бы и не быть. Необходимо прописать право потерпевшей стороны самостоятельно выбирать оценщика, на основании вердикта которого страховые и должны осуществлять выплаты всей суммы, не доводя дело до суда, — пояснила Маргарита Свергунова. — Во-вторых, необходимо срочно внести в закон об ОСАГО изменения, касающиеся выплат в связи с износом авто, ведь в случае наступления страхового случая детали покупаются не на разборках, а, как правило, новые».

Одновременно надо отметить, что проблемы с оценщиками возникают не только у простых смертных, но даже у высокопоставленных представителей власти, которых обычно коммерческие компании стараются не обижать. Так, один из них на условиях анонимности рассказал РП, что некоторое время назад попал в небольшую аварию и оценщик его страховой компании насчитал сумму ущерба, более чем в два раза меньшую, чем потребовалось для восстановления автомобиля.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов сказал РП, что в принципе автомобилист может и сегодня призвать на помощь независимую оценочную компанию, при одном «но».

«Сегодня человек может прибегнуть к оценке другой, независимой компании, однако разница в том, что в данном случае эта оценка будет ему стоить денег и времени. На сегодняшний день действительно существует такая проблема, что человеку выплачивают 40–50% от реальной суммы ущерба и в суды обращается примерно каждый пятый пострадавший. Тут просто нужно смотреть, стоит ли овчинка выделки, то есть действительно ли велика сумма ущерба, — пояснил Шкуматов. — Также стоит отметить, что предложение депутата имеет актуальность лишь до того момента, когда заработает система натурального возмещения, то есть ремонта на станциях техобслуживания, которые есть у компаний-страховщиков. Они анонсировали скорый ввод в эксплуатацию данной схемы, и тогда у автолюбителя появится выбор, в ходе которого очевидно преимущество непосредственно ремонта перед денежной компенсацией. Но пока данная система еще не заработала».

Сегодня институт обязательного автострахования в стране выглядит ненужным, вызывая лишь скептицизм у водителей. Все это привело к тому, что тысячи российских автомобилистов предпочитают покупать подделки под полис ОСАГО, которые стоят меньше настоящих полисов, но которых достаточно, чтобы автоинспектор не выписал административный штраф за езду без страховки. Интернет изобилует сайтами, предлагающими полис автострахования с доставкой, причем по ценам явно ниже тех, что озвучивают «настоящие» страховщики. Но вскоре этой практике придет конец. Российский союз автостраховщиков, «прозрев» относительно поддельных полисов, объявил, что с 1 июля 2016 года автолюбителям придется заменить все полисы ОСАГО, в том числе и действующие. Новый бланк подделать якобы будет несколько сложнее. Возможно, это как-то и повлияет на снижение объемов «серого» рынка страховых полисов, но не избавит от тех проблем, с которыми водителям приходится сталкиваться ежедневно.

Как правильно повысить НДФЛ Далее в рубрике Как правильно повысить НДФЛЗапланированное Минфином повышение налога на доходы физических лиц до 20% независимо от размера этих доходов — путь к уличным беспорядкам

Комментарии

16 мая 2016, 15:54
Вы путаете, скептизм к ОСАГО появился из-за бешеного повышения цен. Сама по себе страховка является положительным фактором на дороге. И это понимают все водители. Но плата несоизмерима.
По поводу натурального возмещения - это будет совсем ужас! Представляю как на немецкие иномарки будут ставить китайские детали, которые будет закупать, естественно за свои деньги страховщик. Вот и думайте, стоит ли менять шило на мыло?
17 мая 2016, 15:11
Скептицизм касательно полисов ОСАГО хоть и обоснован повышением стоимости полисов, но это не главное.
Главная проблема как раз в отношении, в качестве оказания страховых услуг при наступлении страхового случая, и здесь я с автором статьи полностью согласен.
Особенно остро проблема стоит в удаленных регионах и в провинции, где попросту нет ни сервисных центров с квалифицированными рабочими, обеспечивающими качественный ремонт, ни профессиональных экспертов-оценщиков.
Этим и пользуются страховые компании, накапливаясь на "темном люде" так как им заблагорассудится!
16 мая 2016, 15:58
А мне вот в субботу какой-то олень въехал в правую дверь во дворе на парковке. И сбежал. Страховщики сказали, что пока виновника не найдете, выплат вам не видать. Вот такие пироги нехорошие.
17 мая 2016, 15:15
Угу, вот вам и все ОСАГО. Тупиковая ситуация. Так как страхуется не автомобиль, а ваша ответственность. Точно так же вас "пошлют", если окажется, что полис виновника недействителен.(
А покупать КАСКО (или и тоти другое) у большинства российских автовладельцев просто нет средств.
16 мая 2016, 17:00
Сегодня институт обязательного автострахования в стране выглядит ненужным? Да ладно..

Я вот считаю что институт ОСАГО очень даже нужен. Те, кто считает обратное, наверное, либо сами пешеходы, либо никогда не врезались в дорогое авто (от чего не застрахован никто). Вот повредили вы чью-нибудь Бентли, чем будете расплачиваться? Почку продадите? То-то же
16 мая 2016, 20:09
Дело нужное, не спорю. Но сама схема заведомо необъективная, сплошное узаконенное мошенничество!
16 мая 2016, 17:15
Вот вот. Недавно пересел за руль. За год страховка составила 14 тысяч. Ни разу не обратился (слава Богу). Вопрос сильно ли помогли мне на эти 14 тысяч...
16 мая 2016, 20:06
Так это радоваться надо. Проблема совершенно в другом, поймете когда столкнетесь со "страховым случаем"...!
Вот тогда-то и прочувствуете "всю прелесть ситуации" российского рынка автострахования...!
16 мая 2016, 20:04
Более всего в этом плане напрягает то, что страховщики обычно считают ущерб " с учетом износа деталей" (что в абсолютном большинстве случаев не соответствует действительности), так как по факту пострадавший вынужден ремонтировать свой автомобиль по стандартным рыночным расценкам и покупать новые детали.
А в итоге ремонт автомобиля обходится в 2-3 раза дороже суммы выплаты по ущербу, да и вообще битый автомобиль сразу существенно теряет в цене!
Вот бы посчитать - сколько дополнительных миллиардов, за всё время функционирования, выгадали страховые компании в свой карман на этой жульнической схеме ...!?!
17 мая 2016, 03:17
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
17 мая 2016, 10:30
По ОСАГО есть над чем работать. Еще отсечь бы лоббистскую составляющую и все стало бы дешевле и качественней.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»