Отказ от безумия
Фото: AP. Michel Euler/AP. Сергей Пятаков/AP. Игорь Беляев/«Русская планета»

Фото: AP. Michel Euler/AP. Сергей Пятаков/AP. Игорь Беляев/«Русская планета»

Основной политический итог 2015 года в мире — уход от либерального тренда

Год уходящий преподнес правящей западной элите целый ряд сюрпризов, которые ближе к 31 декабря стройно выстроились в ряд, позволяющий говорить о тенденции. Люди стали отказываться от либерального взгляда на жизнь и, стало быть, от соответствующей политики — и, как следствие, от политиков, исповедующих веру во все хорошее против всего плохого. А последний фактор очень неприятный, ибо, как пишет Росс Даутэт в заметке «Трещина в либеральном порядке», опубликованной в New York Times 26 декабря, впервые «темой этого года стала уязвимость либерального миропорядка, а не его устойчивость».

Речь идет не о полном крахе либерализма, а лишь о том, что во многих слоях западного общества появились сомнения и опасения по поводу незыблемости, как казалось еще в прошлом году, символа веры «общечеловеков». Но даже задумчивость европейцев и американцев по этому поводу сдетонировала и привела к изменению политической палитры общества. Последние 25 лет в мире господствовал либерально-демократический капитализм — в таком духе рассуждает Росс Даутэт, и пусть он не был идеальным и не все были с ним согласны, но его позиции казались достаточно стабильными. Было сложно представить, что этот строй может развалиться и тем более что-нибудь может прийти ему на смену.

Когда рванул «пузырь доткомов», когда произошла трагедия 11 сентября, случились Иракская война и финансовый кризис, многих удивляли консолидированность и консенсус, которые царили в западном обществе, пишет автор статьи в NYT. В мире на тот момент не появлялось никакой новой идеологии, которая могла бы предложить альтернативу либерализму, как фашизм или марксизм в свое время. К концу 2015 года ситуация изменилась, и особенно это ощущалось в Европе, где партии центра традиционно успешно побеждали те движения, что угрожали мечте об объединении континента.

Теперь же на окраинах Евросоюза — в Греции, Венгрии и Польше — такими победами похвастаться они больше не могут. Более того, в 2015 году главные партии стали проигрывать националистам в Великобритании, Франции, Испании и Швеции.

Громкий успех партии Марин Ле Пен в первом туре региональных выборов во Франции оказал незабываемое впечатление не только на парижский политический бомонд, но и на большой антикатолический слой общества страны, ориентирующийся на фирменное французское свободомыслие. В результате устроенного госпожами Ле Пен переполоха бывшие враги — социалисты Олланда и республиканцы Саркози — объединились, чтобы только ни в коем случае не допустить «Национальный фронт» к власти.

Подготовка к конференции лидера Национального фронта — Марин Ле Пен. Фото: Jacques Brinon/AP

Референдум в Дании положил конец безропотному следованию старцам Большого Брюсселя — страна высказалась против дальнейшей экспансии евроинтеграции. Всенародное голосование в Словении не позволило содомитам заключать так называемые браки и усыновлять детей, чем отправило в нокаут широко шагающий по планете марш всемирной гомосексуализации.

Здесь следует остановиться и для лучшего разумения нынешней ситуации обратиться к понятийной проблеме либерализма. Как известно, термин происходит от латинского слова liberalis, что значит свободный. Это философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека. Ничего плохого нет в концепции личной свободы, чувстве собственного достоинства, свободе слова, всеобщих правах человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободном рынке, равенстве, правовом государстве, прозрачности правительства, ограничениях государственной власти.

Мы говорим о либерализме в том контексте, который имел в виду патриарх Кирилл, обращаясь с проповедью в Киево-Печерской лавре, еще 29 июля 2009 года. Тогда предстоятель обратил внимание на то обстоятельство, что исторически либерализм ставил «перед собой задачу бороться с тиранами, с тиранией, под которой подразумевались монархия и Церковь». Противоречия углубились с возникновением постмодернистского либерализма, который привел к размыванию понятий добра и зла. В исчезновении различий между добром и злом просматривается, по мнению Святейшего, апокалипсис. А серьезный акцент, если не зацикленность, передового отряда человечества на защите прав меньшинств входит в конфликт с правами других людей.

Противники культурного, постмодернистского либерализма, на наш взгляд, обоснованно видят в нем опасность для морального здоровья нации, традиционных ценностей и политической стабильности. Парадоксальным образом защищая «свободу», либералы умудряются ее же беззастенчиво попирать. В социальном плане это приводит к еще большему неравенству людей и расслоению общества. Борясь за свободу «индивидуума», они, по сути, оказываются проводниками интересов международного финансового капитала.

«Один из основных принципов, который пытаются сломать, — это отношение к бедности и богатству — так оценивает риски утверждения в общественном сознании либерального взгляда на жизнь публицист, психиатр и психолог Ирина Медведева. — Разве когда-либо в России полагалось относиться к богатству как к главной цели в жизни? Никогда богатство не ставили во главу угла. Никогда богатство не было критерием положительности человека. Потом русская культура общинна. У нас всегда люди любили вместе работать, вместе радоваться, вместе горевать. В Церкви это называется соборностью. В советское время это называлось коллективизмом. В последние десятилетия пытаются человека оторвать от других людей, пытаются внушить ему, что он должен быть сам по себе».

«Я помню, как в первое время, когда в моду вошло выражение "это твои проблемы", оно травмировало слух, — продолжает развенчивать либеральное мировоззрение исследователь. — Сделано все, чтобы общинный дух ушел из нашей жизни, но он уйти не может, потому что он в генетической памяти все равно есть, просто находится в подавленном состоянии. От любого давления происходит какая-то обратная реакция. То есть подспудно этот общинный дух, не имея возможности выйти на поверхность, подает бессознательные сигналы человеку. Из-за попыток культурного слома страдают и дети, и взрослые. Первый шаг к оздоровлению психики — это перевод бессознательного недовольства, бессознательной тревоги, бессознательного чувства чужеродности, того, чему в последнее время приходится подчиняться, и чувства чужеродности псевдоэталонов в сознание. А затем надо сознательно отвергнуть все чужеродное». Именно начало этих процессов мы и могли наблюдать в политической жизни Европы и Америки в уходящем году.

Комментируя итоги антисодомитского референдума в Словении, доцент кафедры психологии РПУ им. Иоанна Богослова Надежда Храмова акцентировала внимание на том, что «сейчас мы видим начало противостояния между народом и элитами. Это еще не поворот, а лишь обозначение реально существующего конфликта. И тут очень важно сказать, что источником уверенности, которую ярко продемонстрировал словенский народ, является Россия. Потому что в России относительно защиты традиционных ценностей народ и элита в целом едины. А в Западной Европе элита и народ разделились, и элита там не является суверенной».

И как раз в России именно в 2015 году в свет вышла знаковая книга «Узники свободы. Лекарство от либерализма». Соавторы Ирина Медведева и Татьяна Шишова отмечают, что люди стали чувствовать: «...эта жизнь, которая навязывает стереотипы, в буквальном смысле слова им не по душе». Человек начинает понимать: на самом деле «не он сумасшедший, а ему навязывают модели жизни сумасшедшего дома, что у него все правильно, что ему это противно. И он должен свое бессознательное сопротивление перевести в сознательное». Пока, по мнению Надежды Храмовой, сопротивление авангардной идее либерализма — однополым «бракам», продемонстрированное народами Франции (безуспешно) и Словении (успешно), свидетельствует о понимании того, что человечество подошло к грани самоубийства и самоуничтожения. Но это уже само по себе значительный прорыв.

Кстати говоря, неожиданно в этом году выяснилось: позиция российского общества в отстаивании традиционных ценностей принесла прагматические выгоды стране в вопросе отмены санкций. Поворот европейского общественного мнения в сторону прекращения санкционного давления Запада многие наблюдатели объясняют именно этим.

«Трамп не станет кандидатом в президенты от республиканцев, Джереми Корбин и Марин Ле Пен не возглавят свои государства, Швеция не превратится в фашистскую страну, а Евросоюз не развалится — так формулирует свою основную мысль Росс Даутэт в широко обсуждаемой ныне в рунете статьи NYT. — И версии, что Европа станет исламской империей или сталинистским государством, скорее относятся к фантастике, чем к реальным вариантам будущего. Либерализм, конечно, еще поживет какое-то время, но впервые за долгие годы Западу в этом вопросе стоит перестраховаться».

Становится все более очевидным, что постмодернистский либерализм нагло паразитирует на травме, полученной цивилизацией в первой половине XX века от пережитого в ходе мировых войн и практик тоталитарных режимов. Этим только он и жив. Этим только он и питается. И, можно надеяться, через понимание необыкновенной хрупкости мира человечество придет к новой созидательной фазе своего бытия. По мнению философа и поэта Ольги Седаковой, именно этот фактор может послужить таким же мощным фактором развития, каким на исходе существования древнеримской цивилизации являлось юное и мученическое христианство. А отсюда есть и надежда на новое обращение человечества к Спасителю. Возможно, не все потеряно. С Новым годом! 

Армия нового поколения Далее в рубрике Армия нового поколенияИтоги развития Вооруженных сил России в 2015 году Читайте в рубрике «Общество» На смерть Гейдара ДжемаляФилософ скончался в ночь на понедельник, оставив после себя неоценимое интеллектуальное наследие На смерть Гейдара Джемаля

Комментарии

30 декабря 2015, 12:27
Есть такое выражение: "Свобода без социализма - это привилегии и несправедливость. Социализм без свободы - это рабство и скотство". Полностью с ним согласен. Нужно строить свободное и социально ориентированное общество.
01 января 2016, 10:51
Мир наконец-то начинает понемногу прозревать - видимо, близость эпохи Водолея все же сказывается на общественном сознании...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»