Новости – Общество
Общество
Отказ через переводчика
Халимат и Магомед Расуловы в Мосгорсуде, 9 апреля 2014 года. Фото: Илья Питалев / Коммерсантъ
Мосгорсуд начал рассматривать дело об избиении полицейского на рынке «Матвеевский»; обвиняемые свою вину не признают
9 апреля, 2014 17:52
9 мин
В среду, 9 апреля, в Мосгорсуде состоялось первое заседание по делу супругов Халимат и Магомеда Расуловых, обвиняемых в покушении на жизнь полицейского в потасовке на рынке «Матвеевский» на западе столицы. Им грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. На суде подсудимые подтвердили, что не признают вину, а судья отказалась отправлять дело на доследование.
К 11 часам у здания Мосгорсуда собрались около 30 журналистов от разных телеканалов, в том числе «Первого» и «России-24». После того, как коренастого Магомеда Расулова и его супругу Халимат Расулову с повязанным на голове платком провели на скамью подсудимых, телеоператоры покинули зал. У его дверей остались лишь мужчина кавказской внешности и быстро нашептывающая что-то сама себе женщина в головном платке. Забежав на секунду в зал, она кивнула Расуловым, а те ответили ей аналогичным жестом. Мужчина и женщина отрицали наличие родственной связи с обвиняемыми, но по данным «Русской планеты», это родители Халимат Расуловой. В зал суда они так и не вошли.
Объявив о начале заседания, судья Елена Гученкова начала представлять участников процесса, однако адвокат Расулова Салман Джафаров прервал ее, пояснив, что его «подзащитный практически не слышит на левое ухо». Состав процесса оказался не самым обычным для российского судопроизводства: присутствовал переводчик с аварского для Расулова, который пояснил, что понимает по-русски лишь «немного». Судья представила обвиняемых и выяснила подробности их биографии, в частности, узнала, что ранее несудимый, как и его супруга, уроженец Дагестана и гражданин России Расулов имеет высшее образование.
«Высшее? А что же вы окончили?», — удивилась Гученкова. «Исламский институт в Дагестане», — ухмыльнувшись, тихо пояснил обвиняемый. В ходе опроса Гученкова отметила, что Расулов отказался от ознакомления с обвинительным заключением. Однако сам он пояснил, что просто «поостерегся» пользоваться этим правом без своего адвоката.
Затем судья предоставила слово их защитниками.
Адвокат Расуловой Сергей Пешков попросил судью вернуть уголовное дело прокурору на доследование. Он объяснил, что обвинительное обвинение составлено с нарушениями. По его словам, Расулову обвиняют в преступлении, которое она не совершала, а именно покушение на жизнь 28-летнего оперуполномоченного Антона Кудряшова. Адвокат утверждает, что его подзащитной вменяются деяния ее супруга. Прокурор Галина Карпова выступила против и удивилась, почему соответствующее ходатайство не было подано на стадии следствия.
После небольшого перерыва судья оставила ходатайство адвоката без удовлетворения, подчеркнув, что право Расуловой на защиту, несмотря на это, не ограничивается.
Затем Карпова огласила обвинительное заключение, согласно которому в июле прошлого года полицейские Максим Герасимов, Александр Березовой и Кудряшов получили информацию о причастности к изнасилованию несовершеннолетней девушки уроженца Дагестана Магомеда Магомедова. 27 июля оперуполномоченные узнали, что подозреваемый находится на рынке «Матвеевский». Прибыв туда около 16:30 мск, они обнаружили Магомедова в автомобиле ВАЗ-2104 на проезжей части у рынка, вывели его оттуда, задержали и вызвали конвой для доставки в отделение полиции.
«Пока полицейские ожидали доставку, факт задержания заметила сестра Магомедова Халимат Расулова, которая по телефону рассказала об этом своему мужу Магомеду Расулову. В 16:40, желая добиться немедленного освобождения Магомедова, Расулов подошел к полицейским и в ультимативной форме, с угрозой насилия, приказал освободить его», — зачитала Карпова.
Полицейские отказались выполнять просьбу, и тогда Расулова, как полагает обвинение, позвала «неустановленных следствием лиц» на помощь. «Лица» взяли оперуполномоченных в кольцо; тогда они пояснили, что служат в полиции. Герасимов достал удостоверение и попросил не препятствовать задержанию подозреваемого. В ответ Расуловы пригрозили полицейским «насильственными действиями» и вновь потребовали отпустить родственника, но в этот момент прибыла конвойная машина и оперуполномоченные повели к ней Магомедова.
«Расуловы, осознавая, что препятствуют полицейским осуществлять законную служебную деятельность, желая воспрепятствовать закону, возымели умысел применить насилие в отношении полицейских. Реализуя этот умысел, Расулова два раза ударила оперуполномоченного Березового рукой в голову, однако полицейские не прекратили осуществлять служебные обязанности, и тогда они решили напасть на Кудряшова. Расулова, возымев преступный умысел на причинение полицейскому смерти, шесть раз ударила его руками по голове и один раз ударила ногой по телу», — продолжила прокурор.
Магомед Магомедов в Дорогомиловском суде, январь 2014 года. Фото: Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС
Магомед Магомедов в Дорогомиловском суде, январб 2014 года. Фото: Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС
По версии следствия, женщина отвлекала оперуполномоченных от большей опасности — нападения Расулова. Дагестанец же в это время незаметно вложил в свою руку твердый предмет для увеличения силы воздействия и ударил кулаком в голову Кудряшова, от чего тот получил серьезную черепно-мозговую травму. Когда полицейский упал на асфальт, Расулова захотела довести умысел на причинение ему смерти до конца и дважды ударила лежащего без сознания Кудряшова по голове, объясняла сторона обвинения.
На вопрос судьи, понятна ли ему версия следствия, Расулов ответил утвердительно.
«Не, не признаю. Полностью не признаю», — нахмурившись, добавил обвиняемый. После недолгого разговора с ним переводчик пояснил, что Расулов утверждает, что «не знал, что они сотрудники полиции, удостоверения свои они не предъявляли».
«Мой подзащитный вину свою полностью не признает, он достоверно не знал, что Кудряшов был полицейским. По статье 318 (применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни и здоровья − РП) в отношении Герасимова он вообще никаких действий не совершал. В ходе судебного следствия мы исследуем это, в том числе и с помощью видеозаписи с места инцидента», — добавил адвокат Джафаров. Речь идет о видеозаписи, сделанной сотрудником офиса проекта «Реальность», случайно оказавшимся рядом с Матвеевским рынком 27 июля.
В свою очередь, супруга Расулова частично признала свою вину.
«Да, мне понятно, в чем я обвиняюсь, но с обвинением я не согласна — не признаю статью 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов − РП) в отношении Кудряшова и 318 (применение насилия в отношении представителя власти − РП) в отношении Березового. На тот момент я не знала, что это сотрудники полиции. Признаю только первую часть статьи 318 (применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни и здоровья — РП) в отношении Кудряшова», — пояснила она. Свои показания Халимат вызвалась давать первой, однако по решению судьи произойдет это лишь после оглашения письменных доказательств и допроса свидетелей.
Выслушав оглашенные прокурором письменные доказательства — постановления о возбуждении уголовного дела, полицейские рапорты и заключения судмедэкспертов — Гученкова объявила перерыв до 14 апреля. С этого числа заседания по делу Расуловых будут проходить в Мосгорсуде в ежедневном режиме. В следующий понедельник стороны процесса планируют допросить потерпевшего полицейского Кудряшова.
«Подводить итоги пока рано. Халимат отрицает посягательство на жизнь сотрудника полиции, она согласна только в части нанесения побоев, но нужно учесть, что она не знала, что наносит их полицейскому», — тихо объяснял журналистам адвокат Пешков. Стоявшая во время слушаний перед дверью зала заседаний женщина и ее спутник, преследуемые объективами телекамер, в это время старались побыстрее уйти с территории Мосгорсуда, отказываясь от комментариев. По данным "Русской планеты", это были родители Халимат Расуловой.
Супруги Расуловы находятся под стражей с конца июля прошлого года. Халимат задержали в день инцидента на «Матвеевском», а Магомеда лишь спустя два дня — он сбрил бороду и попытался добраться до Дагестана, однако из Москвы выехать не успел. После задержания Расулов пожаловался на избиение со стороны конвоиров, однако те ответили, что обвиняемый первый напал на них.
Происшествие на Матвеевском рынке получило широкий общественный резонанс. Вскоре после инцидента полицейские устроили на «Матвеевском» внезапную проверку, по итогам которой было принято решение о его закрытии. На скандальную потасовку обратил внимание и президент Владимир Путин, назвав инцидент следствием «сращивания органов власти с торговлей и торговцами». После его заявления Следственный комитет поручил провести всероссийскую проверку рынков для выявления фактов коррупции при организации торговых точек, а руководство московского управления МВД уволило главу отдела полиции района, в котором располагался «Матвеевский». Потерпевшего Кудряшова, в свою очередь, приставили к награде.
Знакомые обвиняемых в покушении на его жизнь дагестанцев в разговоре с «Русской планетой» утверждали, что конфликт между родственниками Магомедова и полицейскими возник еще задолго до драки у рынка. По их словам, сотрудники местного УМВД забрали у семьи 500 тысяч рублей за право торговать на рынке, фактически оставив ее без денег, однако вскоре свою долю потребовали и сотрудники УБОП. Получив отказ, они якобы пообещали устроить торговцам проблемы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости