Новости – Общество
Общество
Остров перестанет быть зоной
Морской торговый рыбный порт Мурманска. Фото: Лев Федосеев / ИТАР-ТАСС
Почему в России закрываются особые экономические зоны
19 августа, 2014 20:32
6 мин
Правительство намерено закрыть две особые экономические зоны: на острове Русский и в Мурманске. Проект соответствующего постановления был опубликован на сайте regulation.gov.ru. Эксперты считают, что проекты предоставления некоторым территориям особого юридического статуса разрабатываются непродуманно и вне действующих рыночных институтов.
Мурманск и остров Русский так и не стали бизнес-кластерами: с момента своего создания в 2010 году особые экономические зоны (ОЭЗ) в этих регионах не привлекли ни одного контракта. Согласно федеральному закону, если в течение трех лет с момента создания ОЭЗ в ней не был заключен ни один контракт, или же все они были к этому сроку расторгнуты, то проект закрывается.
Особая экономическая зона в Мурманске создавалась как логистический узел, место добычи и переработки полезных ископаемых. Успеху идеи должно было способствовать то, что мурманский порт расположен рядом с важными международными транспортными маршрутами, недалеко от Европы, а его акватория не замерзает и богата рыбой. На разработку проекта было потрачено около 56 миллионов рублей.
Еще в 2012 году были озвучены опасения, что мурманскую особую экономическую зону закроют, а губернатор области Марина Ковтун называла идею создания ОЭЗ поспешной и непродуманной. «Основная масса инвесторов просто не может выполнить те требования, что существуют в законодательстве. В том числе по подготовке материалов, бизнес-планов, оценке этих бизнес-планов со стороны банков. Вторая часть резидентов выдвигает требования по созданию инфраструктуры. Мурманская область взяла на себя все расходы по созданию инженерной инфраструктуры. Мы сегодня не видим источника в бюджете, который мог бы позволить сформировать инфраструктуру», — объясняет крах ОЭЗ заместитель губернатора Алексей Тюкавин в интервью «Комсомольской правде».
ОЭЗ на острове Русский должна была стать туристическим кластером. Самыми масштабными проектами, построенными на острове, были корпуса Дальневосточного федерального университета и мост на материк.
В особых экономических зонах действуют специальные налоговые льготы для предприятий-резидентов — именно низкие налоги должны привлекать инвесторов. В России действует 28 особых экономических зон, но далеко не всем удалось привлечь значительное количество инвесторов. По данным портала РосОЭЗ, в 19 из них — меньше десяти резидентов, а в 11 — ни одного.
Гидропосадка травы на набережной ДВФУ на острове Русский. Фото: Юрий Смитюк / ИТАР-ТАСС
Гидропосадка травы на набережной ДВФУ на острове Русский. Фото: Юрий Смитюк / ИТАР-ТАСС
Старший научный сотрудник Института Гайдара Сергей Жаворонков считает, что создание особых экономических зон должно быть более продуманным: начинать такие проекты имеет смысл в тех районах и отраслях, которые требуют больших инвестиций и не могут получить их вне льготного режима.
Удачный пример — соглашения о разделе продукции на нефтяных месторождениях, заключенные в 1990 годах, считает эксперт. Тогда благодаря налоговым льготам удалось привлечь к разработке сырья зарубежные компании. В результате Сахалин и Ямало-Ненецкий автономный округ получили экономический рост, а совместные проекты российских и иностранных компаний, например «Сахалин-1» и «Сахалин-2», действуют до сих пор.
«Нужно стимулировать создание новых производств, особенно капиталоемких, там, где без льгот их невыгодно развивать. А если мы просто создаем налоговую дыру, то это ничего никому не даст: ни территории, ни российской экономике», — говорит Жаворонков.
Идею туристического центра на острове Русский эксперт считает в принципе нелогичной: «Это пустынная территория, которая особо никому не нужна. Там построили корпуса Дальневосточного университета, тоже не особо востребованного, и говорят, мол, давайте все ехать на остров Русский. А какой там спрос на услуги? Кто там будет что-то покупать, студенты?» — недоумевает он.
В целом, особые экономические зоны не должны существовать вне работающих институтов рыночной экономики, считает Жаворонков. «Невозможно построить коммунизм на отдельно взятой территории. Сама логика особых экономических зон должна применяться нечасто, тогда, когда есть условия для создания производств, но нужны крупные капиталовложения, чтобы его стимулировать. А у нас считают: давайте создадим налоговую дырку, и туда придут инвесторы», — говорит эксперт.
Чтобы привлечь бизнесменов, планирующих долгосрочные проекты, одних налоговых льгот мало, уверен эксперт Института современного развития Никита Масленников. Инвестору нужно четкое понимание, каковы будут тарифы на ресурсы, которые он использует в обозримом будущем, а российская тарифная политика нестабильна, как и правила игры на российском рынке в целом.
Тем не менее особые экономические зоны могут эффективно работать, если «перезагрузить режимы регулирования» российской экономики, считает эксперт. «Предложения по созданию зон должны исходить с мест, от бизнеса. И они должны выдвигаться людьми политической волей, проекты не должны просто лежать у чиновников на полках», — заключает Масленников.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости