Осторожно! Псевдоправославие
Руководитель религиозной секты «Бога Кузи» Андрей Попов во время рассмотрения ходатайства следствия об аресте в Таганском суде. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Руководитель религиозной секты «Бога Кузи» Андрей Попов во время рассмотрения ходатайства следствия об аресте в Таганском суде. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Почему секты маскируются под православные организации и как их распознать

Недавно в Москве задержали «бога Кузю» — лидера секты, которая маскировалась под православную общину. Ее участники выдавали себя за представителей Церкви: они присваивали деньги, собранные якобы на помощь храмам и молебны — всего у «Кузи» изъяли около 43 млн руб. и 100 тыс. долларов.

Секты нередко мимикрируют под православие, отмечают эксперты. Наши улицы ежедневно наводняют мошенники в одеждах священников, издаются книги псевдосвятых старцев и стариц, а людей зазывают в якобы православные психологические центры, где обещают решить все проблемы — от зубной боли до неудач в бизнесе.

Настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин рассказал РП, как распознать псевдоправославные секты.

— Отец Федор, каковы основные признаки, по которым можно понять, что перед тобой организация, которая маскируется под православие, а не истинно православная?

— В первую очередь нужно читать Евангелие. Человек, который изучает Библию, с большой долей вероятности сможет определить, где есть настоящий евангельский дух, а где мимикрия. Взять того же «бога Кузю»: если верить СМИ, этого человека постоянно окружал гарем последовательниц. Это же очевидный грех прелюбодействия, нарушение седьмой заповеди. И если бы люди, ставшие жертвами его секты, больше знали о церковной евангельской жизни, одно это уже могло бы стать для них лакмусовой бумажкой: осторожно, здесь что-то неладное.

Второй признак — давление и часто откровенное вымогательство, которые используют сектанты. Ни в одном православном храме вас не будут принуждать к продаже имущества и денежным дарениям. Да, православные люди делают пожертвования и нередко завещают свое имущество Церкви. Но это всегда добровольный процесс, в нем нет принуждения. Напротив, сектанты почти всегда действуют путем психологической атаки на человека.

Наконец, еще один признак — наличие икон сомнительных святых. Иконы с изображением Сталина, Ивана Грозного, Григория Распутина — это признак того, что перед вами не настоящее православие.

— Если со Сталиным и Иваном Грозным все очевидно, то как неподготовленному человеку распознать, что на иконе изображены официально не признанные Церковью старцы или старицы? Например, сегодня в ходу иконы со старицей Пелагией Рязанской — она не канонизирована, эти иконы частным порядком создают ее почитатели. Распознать таких псевдосвятых человеку труднее.

— У нас такое количество настоящих святых, что появление сомнительных или неизвестных лиц на иконах уже должно вызывать подозрение. Зачем это делается? Ведь есть те, чью память веками чтит церковь и чьи имена общеизвестны.

— На улицах мы часто видим людей в одеждах священников, которые собирают пожертвования на восстановление храмов и монастырей. Как определить, мошенник это или настоящий священнослужитель?

— Недавно сам столкнулся с такой ситуацией. Стоял в пробке, мимо машин шли монахини, собирали подаяние. В их одежде не было ничего необычного, но вот крестились они при этом слева направо. Это сказало все о том, кто они такие.

Некоторое время назад клирикам Русской православной церкви запретили собирать подаяние на улицах — официально делать это могут только миряне. Но на практике для некоторых храмов, особенно тех, что удалены от центра и больших городов, такой сбор пожертвований часто остается единственным способом выжить. Поэтому в исключительных случаях монахи и священники продолжают собирать пожертвования на улицах.

Просящий подаяние — будь он священник или мирянин — в обязательном порядке должен иметь при себе два разрешения. Одно — от архиерея епархии, пославшей его на сбор пожертвований, другое — от архиерея той епархии, в которой он собирает деньги. Должна быть также именная доверенность на получение средств, подписанная настоятелем монастыря или храма, для которых собирают средства.

Протоиерей Федор Бородин. Фото: zelen-hram.ru

 — Бытует мнение, что нельзя собирать подаяние в подземных переходах и метро. Это правда?

 — С наличием документов, о которых мы сказали, собирать подаяние в этих местах допустимо.

— Специалисты говорят о том, что эти документы можно подделать. Адепты «бога Кузи», к примеру, сами звонили в деревенские храмы и говорили, что они хотят помочь — дайте только письменное благословение. Священники были рады любой помощи: они подписывали и отправляли документы, даже не подозревая, что отдают их в руки сектантам.

— Святые отцы говорят о том, что у помощи должен быть конкретный адресат — лучше тот, который знаком вам лично. Вот вы живете рядом с человеком, про которого точно известно, что он нуждается в помощи, или ходите в конкретный храм. Помогайте адресно — тем, в ком уверены. Если же хочется помочь удаленно — далекому храму или монастырю — узнайте про них больше, лучше всего сами свяжитесь с настоятелем и выясните, как отправить помощь.

— Псевдоправославные секты собирают деньги, в том числе собирая записки о совершении треб. Есть какие-то маркеры, которые должны насторожить желающих заказать требы?

— Возможность заказа молебна многие неправильно воспринимают как некое магическое действие: кто-то без нас его совершит, и хорошо. Поэтому лучше всего самому прийти на молебен в храм. В списках треб, которые распространяют псевдоправославные секты, должны насторожить некоторые формулировки: вместе с обычными молебнами здесь могут быть молебны, например, об избавлении от зубной или головной боли, от бытовых проблем и так далее. Сектантам важно выбить деньги любой ценой, поэтому они дополняют список треб массой конкретных случаев, надеясь поймать на это людей.

— В настоящее время распространена также литература, которая маскируется под православную: это жития и похождения каких-то старцев, книги их пророчеств и прочее. По каким признакам отсеивать эту псевдоправославную литературу?

— С 2009 года на всех книгах, которые попадают в распространение в церковную сеть, должен стоять гриф Издательского совета Русской православной церкви. Он отсутствует только в исключительных случаях — если книга издана до 2009 года.

Кроме того, псевдоправославную литературу выдает язык. Это почти всегда язык вражды и эмоций, который говорит, как все плохо и какие все плохие. Часто в этих книгах критикуют церковную иерархию, и почти всегда в них много восклицательных знаков.

— Как получается, что такие книги все же проникают на прилавки церковных лавок?

— Книги привозят одни и те же поставщики, которых хорошо знают в церковных лавках. Поставщики могут сами что-то пропустить по незнанию, и потом — из-за того что все давно работают друг с другом и доверяют, книгу может пропустить принимающий в церковной лавке.

Лучший способ не допустить этого — священнику лично контролировать ассортимент книг и изымать сомнительные.

— На улицах можно нередко встретить объявления, которые призывают посетить «православные центры психологической помощи», пройти «православную реабилитацию», поговорить с «православным психологом». Как понять, где самозванцы?

— Учредителями православных центров почти всегда являются приход храма, какой-то монастырь или епархия. Если в списках учредителей нет церковных структур, попробуйте поискать информацию о его специалистах — там почти наверняка должны быть священнослужители. Вот, например, у нас есть Институт христианской психологии: это структура не является церковной юридически, но по духу она абсолютна церковна — ее возглавляет священник Андрей Лоргус, который служит в столичном храме Святителя Николая на Трех Горах.

Если нет привязок к церковным структурам и нет священников, имеющих к нему отношение, это должно вызвать у человека подозрение — возможно, центр только объявляет себя православным, не имея на деле с православием ничего общего.

«Мы отдаем волкам пасти овец» Далее в рубрике «Мы отдаем волкам пасти овец»Известный исламовед считает, что наше государство не может эффективно противодействовать распространению экстремистских ваххабитских организаций

Комментарии

17 сентября 2015, 17:33
Ценное интервью. Как говорится, хозяйке на заметку))
17 сентября 2015, 17:57
Проще будет вообще держаться подальше от всех тех, кто подходит к тебе на улице с мутными вопросами и предложениями. Нужно искать Бога в своем сердце, а не в обрядах и храмах.
17 сентября 2015, 18:08
Типичный подход атеиста с сектантскими наклонностями
18 сентября 2015, 02:01
Типичный ответ религиозного фанатика
17 сентября 2015, 22:05
дело говоришь ШТЕПС, если сердце не верит, храм не поможет, а провокаторов надо штрафовать, только не понятно за что) у нас вроде религия отделена от власти
18 сентября 2015, 09:37
Поможет
18 сентября 2015, 14:58
не поможет, парируй
17 сентября 2015, 23:58
Каждый человек решает для себя сам подавать или не подавать просящим. Так же если кому-то приспичит вступить в секту, то никакие отговоры не подействуют. А вообще статья очень просветительски полезная. Ьудем знать теперь, кому верить не стоит.
18 сентября 2015, 14:58
абсолютно, самому решать, не надо перекладывать ответственность на других
19 сентября 2015, 14:03
Проверять разрешения у просящих подаяние - это очень круто. Не ожидал от РПЦ такого напористого хардкора. И про "без подаяния не выжить" - сильно. Ну все же видят, на чём ездят владыки, в каких домах живут, из чего и что пьют и едят, по каким часикам жизнь отмеряют, сколько золотишка на них навешано.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»