«Они верят, что на сцене — добрый мир»
Фото из личного архива семьи Чичко

Фото из личного архива семьи Чичко

Как в Омске работает театр, в котором играют дети и взрослые с синдромом Дауна

Наши дети не столько особенные, сколько не скучные, — говорит Лариса Чичко, руководитель театра «Параллельный мир». — Потрясают мудрыми мыслями и энциклопедическими знаниями. Саша знает все столицы мира и марки машин. Женя любит Шекспира и мечтает о семье. Однажды признался, что ему снится собственный дом, ребятишки вокруг стола…

Саше — 26 лет, Жене — 30. Они актеры с синдромом Дауна театра «Параллельный мир» в Омске. Труппа состоит из 14 человек — от семи и старше. Ее создали Лариса и Олег Чичко — артисты Омского театра юного зрителя с 25-летним стажем работы.

Много любви

— Они дети независимо от возраста — по своей открытости, наивности, восприятию мира, — объясняет Олег Чичко, режиссер «Параллельного мира». — У них так же, как у малышей, быстро меняется настроение. Удивительным образом чувствуют друг друга. Если у одного понурый вид, через несколько минут все по очереди потухают. Как в садике: один заплакал, остальные — следом. Надо чутко следить за эмоциями, чтобы вовремя сделать перерыв, переключить внимание. Не дай бог оттолкнуть словом, жестом.

—  Каждая репетиция начинается с объятий, — подхватывает Лариса, художественный руководитель театра. — И никого нельзя обойти вниманием — обидится ребенок, замкнется… Каждого нужно похвалить, утешить, если нужно. Женя сам всегда спрашивает: «Я молодец?» А если мягко объясняю, что тут надо иначе сыграть, у него паника начинается: «Ой, все пропало!» Им надо непременно чувствовать, что их любят, иначе вообще ничего не получится.

Искусственное дыхание для клоуна

Три года назад семья Чичко и не знала, как подступиться к задаче — создать театр для солнечных детей и показать первый спектакль с их участием уже через два месяца.

—  Даже информации о синдроме Дауна было в 2012 году немного, хотя мы перелопатили весь интернет, — говорит Лариса. — О подобных театрах — и того меньше. А мы ведь актеры, а не педагоги или воспитатели! Но я подумала о родителях этих ребятишек. Наш сын тоже долго был на инвалидности, хотя с другим заболеванием, но я понимала, как тяжело мамам — они посвящают себя ребенку, оставляют работу, а ведь идти-то им некуда, их мир ограничен домом и больницей. Синдром Дауна не болезнь, а генетическое отклонение, но обычно у детей с синдромом множество сопутствующих недугов: проблемы с сердцем, аутизм. У нас как-то по старинке принято считать, что солнечные дети недоразвиты. Они просто видят мир по-другому!

Олег и Лариса не захотели останавливаться на спектаклях пластических, бессловесных. Вдохновил их московский «Театр простодушных» Игоря Неупокоева.

— Но у него актеры только старше 14 лет, — объясняет Лариса. — И он сам находится с ними на площадке. А наши дети работают без дирижера: я подсказываю из-за кулис, Олег сидит за звуковым пультом. Когда актеры знают, что делать, мы им уже не нужны.

Чичко занимаются с ребятами два раза в неделю по три часа: занятия по пластике, технике речи.

—  Очень угнетало поначалу, что они делали все, как нужно, — говорит Олег. — Старательно, четко, но без искры, без импровизации. Когда случился перелом, наши мальчики и девочки поняли правила игры и начали по-хорошему хулиганить на сцене. Теперь мы говорим на одном языке. Объясняю, например, как надо сделать клоуну искусственное дыхание, и 12-летний Женька тут же хлопает в ладоши: «О, классно, а давайте я ботинок в руки возьму?»

И Саша впервые заговорил

14-летний Коля, на котором теперь держится половина репертуара, первые полгода во время репетиций сидел под столом. Олег и Лариса не пытались втянуть его в игру. У них — другой метод: они ждут.

—  Коля, как выяснилось, здорово умеет крутиться на диске здоровья, не теряя равновесия. Мы сделали такой номер: он три минуты вращается под музыку, импровизируя — замедляясь, ускоряясь, делая движения руками. Пошло на ура! Женька стал выполнять трюк, подсмотренный в Цирке дю Солей: обнаружив, что у воображаемой теннисной ракетки нет сетки, надевает ее на голову, потом протискивает туда голову, руки, и, в конце концов, проходит в нее весь. Но не понимал номер, пока мама с папой не попробовали его выполнить. Выяснилось, что у папы не входят в настоящую ракетку плечи, у мамы — бедра. А Женька увидел, что может лучше! И пошло. Ребенку нужно понять, что происходит, поверить, что на сцене — добрый мир. Никита, например, позанимался речью, а репетицию просто просмотрел. Зато пришел на следующее же занятие, и выяснилось, что выучил уже все реплики: и свои, и других!

Иногда на сцену вместо сына или дочери для начала выходит мама. Она сыграла, и ребенок, наблюдая за ней, повторяет ее путь. Олег и Лариса часто просят близких наблюдать за детьми, чтобы помочь им открыться.

Руководители театра занимаются с ребятами два раза в неделю по три часа: занятия по пластике, технике речи

Руководители театра занимаются с ребятами два раза в неделю по три часа: занятия по пластике, технике речи. Фото из личного архива семьи Чичко

— Удивительно, как ребята делают номера на память физических действий, — восхищается Лариса. — Упражнения эти в театральном училище всегда самые сложные, требуют больше всего времени на отработку. Люди годами учатся поднимать и опускать несуществующую кружку, например: надо помнить объем, вес предмета. А у Женьки, например, все четко — размер «ракетки» не уменьшается, не увеличивается. Абсолютная достоверность!

Сыграть всех персонажей сразу

Олег придумывает сценарии для новых постановок. Лариса занимается с ребятами постановкой речи. Берет в руки свистульку — крокодильчика с пенопластовыми глазами:

— Вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Видите, если сильно дунуть, глазки улетят. Смысл в том, чтобы выдыхать медленно, плавно, — начав занятие, она поясняет мне. — Внимание переключается на игрушку, и зажатость снимается. Этого крокодильчика я в магазине увидела, и в голове щелкнуло. Есть еще в арсенале мячики, мыльные пузыри. Ребята уже научились управлять голосом: если выступаем в детском саду, говорят тише, чтобы не напугать малышей, а на фестивале в Бресте, в зале на 1200 человек, каждого было слышного без микрофонов. Нам зрители потом говорили: мы не заметили, что дети особенные, просто смотрели спектакль.

На прошлую репетицию бабушка 8-летнего Андрюшки ворвалась с криком: «Заговорил!» Как выяснилось, мальчик сказал целую фразу из будущей премьеры: «Учите китайский!» Причем не из своей роли — как заметили руководители театра, когда детям нравится действо, они играют дома за всех героев.

Олег и Лариса, поставив несколько небольших спектаклей, решили замахнуться на серьезную драматургию — ставят пьесу Георгия Селегея и Максима Туханина, новосибирских авторов, создавших «Мастерскую глупостей».

— Я ребятам объяснил: здесь нет положительных героев, все дураки! — шутит Олег. — Они так удивились. В пьесе все клоуны, а это здорово. Человек прячется за маской, а потому может делать все, что угодно: это не он хулиганит, а она! И наши ребята расцветают! Мы первый «разговорный» спектакль готовили почти год, а тут, как по маслу: два месяца прошло, осталось только полторы сцены сделать.

Чтобы подогнать пьесу под «Параллельный мир», Олег и Лариса сильно сократили текст, спросив разрешения у авторов. Постановку урезали до 40 минут — пока больше дети играть не могут, устают. Лариса и Олег считают, что со временем получатся и более длинные спектакли — нужна тренировка.

Сокращения было мало, пришлось адаптировать реплики для каждого исполнителя в отдельности — не все пока способны произносить нужные звуки. Эскизы костюмов нарисовали сами ребята, шить наряды и делать декорации будут родители.

«Мы не вернем детей в изоляцию»

— Бывает, что мамы и папы приводят ребенка: занимайтесь, вы обязаны! — качает головой Олег. — А потом потихоньку втягиваются, понимают, что сделать что-то можно только вместе. У родителей, конечно, большая нагрузка. Репетировать дома нужно обязательно, мы просто не можем отработать каждый жест. Но и это воспитывает — нельзя не заниматься ребенком! К сожалению, мы видим, как меняются и те ребята, которые остались за пределами «Параллельного мира». Все наработанное теряется.

Олег и Лариса не смогли выдавать продукт четко по графику, как требовалось для отчета, и уже через год ушли из фонда «Добрый мир», при котором был основан театр. В никуда. Из ТЮЗа, где репетировали прежде, после смены руководства студию тоже попросили, хотя коллеги-актеры помогают и сейчас — также бесплатно, как работают Чичко. Некоторое время занимались в Доме культуры «Железнодорожник», где их приняли хорошо. Но не все актеры смогли ездить на окраину города.

— Хотя и платили нам зарплату, но не совпали наши идеи с желаниями руководителя фонда, — будто извиняются Чичко. — Но и бросить нельзя — ждут ведь и дети, и родители. Они уже знают, что такое изоляция, одиночество, мы не можем снова отправить их туда. Танечка Пригон в Бресте получила Гран-при фестиваля — читала «Молитву» Экзюпери. А ведь до этого 10 лет после школы дома сидела, вышивала! Недавно нас взял к себе театр кукол «Арлекин», уже несколько репетиций провели. Это совсем другое дело — запах кулис, грима, атмосфера театра. И наши дети это почувствовали, сказали: «Мы — настоящие артисты!»

Сможет ли Николя Саркози вновь стать президентом Далее в рубрике Сможет ли Николя Саркози вновь стать президентомЭкс-президенту Франции предъявили очередные обвинения

Комментарии

22 февраля 2016, 19:30
Сейчас пошла программа глобальная. Будет полностью пересмотрено отношение к инвалидности. У людей с ограниченными возможностями появится новый мир для реализации.
24 февраля 2016, 12:26
Организаторам низкий поклон, святые люди
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»