Новости – Общество
Общество
Она учила Путина горшки обжигать
Нина Мишинцева. Фото: Андрей Петров/ «Русская планета»
Керамика вологодской художницы Нины Мишинцевой восхитила десятки тысяч людей, и в том числе президента России
16 августа, 2015 11:56
5 мин
Маленькая, раньше никому, кроме местных жителей, не известная деревенька Куракино в Кирилловском районе Вологодской области стала в последнее время местом туристического паломничества. Сюда едут посмотреть на удивительную красоту, создаваемую художницей Ниной Мишинцевой.
Ее мастерская располагается в бывшем коровнике. На полках стоят тысячи изделий — расписные игрушки, панно, тарелки, вазы, подсвечники, кашпо для цветов… И главная гордость художницы — изразцы для печей и каминов, изготовленные по технологии XVI века. Все сделано из обычной красной глины, которой много на Вологодчине.
О тонкостях и сложностях изготовления керамики Нина Мишинцева может рассказывать часами. О том, что глина сначала должна не меньше года лежать под открытым небом, а потом еще два года вызревать в глубоких ямах, — только тогда она станет пригодной для работы. О том, как размалывают глину в шаровых мельницах, в которые бросают камни, собранные на берегу озера, затем размачивают в ванне и заливают в гипсовые формы. А готовые изделия отправляются в печь с температурой под 900 градусов, после чего окунаются в жирное молоко и снова прокаливаются.
— С каждым изделием приходиться долго и терпеливо нянчиться, — поясняет мастерица, занимающаяся керамикой более 40 лет.
Жизнь помотала ее по стране: родилась она в Чите, училась на отделении керамики Абрамцевского художественно-промышленного училища имени Васнецова, работать начала в новосибирском филиале НИИ художественной промышленности старшим мастером лаборатории керамики. А в 1991 году ей пришлось с двумя сыновьями покинуть Новосибирск из-за семейных проблем. Отправилась она в Вологодскую область, где жила ее бывшая учительница рисования, ставшая монахиней и жившая вблизи Ферапонтова монастыря.
— Я поразилась тому, какая богатая духовная жизнь у здешних людей, — вспоминает Мишинцева. — Поняла: вот оно, мое спасение, больше ничего не надо искать.
В общине при монастыре познакомилась с Виктором, который вскоре стал ее новым мужем и отцом дочки. Жило семейство сначала в деревне Красное, поначалу очень бедно. В середине 1990-х Виктор занялся предпринимательством, а для Нины соорудил печь для обжига, и она стала лепить игрушки — расписных козочек, кошечек и зайчиков, идущих с ведерками за водой или весело играющих. Игрушки умиляли всех вокруг, их охотно покупали вместе с вазами, чашами и подсвечниками, которые в большом количестве выходили из рук художницы. Появились деньги, и часть их супруги пожертвовали на восстановление деревенской часовни. Потом перебрались в Куракино, где купили полуразрушенный коровник, в котором в 1996 году родился бренд «Куракинская керамика».
Керамика вологодской художницы
Керамика вологодской художницы. Фото: kurakino.com
Сейчас в мастерской работают несколько человек, делающих полуфабрикаты, которые расписывает только сама Нина Мишинцева. В технологии изготовления и росписи используются образцы старинных мастеров из Москвы, Петербурга, Великого Устюга, Ярославля, Соликамска и Тотьмы. У Кирилло-Белозерского монастыря расположен салон-магазин художницы, бойко торгующий керамическими сувенирами.
— Как-то раз приехали итальянцы, увидели моего зайца с дубиной, сидящего на козле, и закричали: «Рус мафиози!» — смеется мастерица. — В общем, верно: от плохой жизни оседлал заяц козла, да и поехал с дубиной на большую дорогу.
А великолепными изразцами Мишинцевой, на которых нарисованы северные пейзажи или сцены деревенской жизни, украшены печки и камины в коттеджах по всей округе, да и на многих дачах в других областях. Помимо радующей глаз красоты, у изразцов много других достоинств: они легко моются, долго сохраняют тепло, выглядят, как новые, спустя много-много лет.
— Я изучаю изразцы разных времен, фотографирую печи, ими украшенные, — говорит Нина Георгиевна. — Люблю голландские темы, и хорошо освоила их, нравятся мне и рельефные великоустюгские изразцы. Хочется делать такие украшения, которые радовали бы хозяев дома и гостей постоянно.
Сыновья и дочка помогают маме: старший сын — программист, он сделал сайт мастерской и изготавливает дизайн-макеты, за станки и оборудование отвечает средний сын-инженер, а дочка хорошо проводит экскурсии и хочет стать искусствоведом.
Нина Мишинцева — одна из немногих в России женщин-керамистов. Не счесть выставок, которые она устраивала в Новосибирске, Вологде, Твери, Кирове, Великом Новгороде, Архангельске, Москве и даже в Норвегии. Мастерица по-прежнему влюблена в свой край и считает, что Москва, как и другие мегаполисы, высасывает у людей силу и доброту, горожане становятся суетными, а в деревне больше возможностей сохранить себя.
В мастерской она часто проводит мастер-классы для детей, которые с восторгом необыкновенным делают на гончарном круге горшки и водят кисточкой по игрушкам. А 14 лет назад ее учеником стал сам президент Владимир Путин.
В 2001-м Нина Георгиевна была приглашена в Кремль на прием по случаю праздника 8 Марта. Там она пригласила Путина к себе в гости. Президент записал адрес в блокнотик и вскоре нагрянул на Вологодчину — посмотреть в Ферапонтовом монастыре на фрески Дионисия и навестить художницу в ее салоне. Работами был восхищен. Усадила Мишинцева Владимира Владимировича за гончарный круг, вылепил он горшок, а хозяйка ему подарила керамические оконца сельского дома с видом на поля. А спустя несколько лет от президента поступил ответный подарок в виде гранта размером 250 тысяч рублей на развитие гончарного промысла.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости