Новости – Люди












Люди
Родом из советского околофутбола

Фанаты «Спартака» в Вильнюсе, 1987 год. Фото: fratria.ru
Почему украинские «ультрас» восприняли противостояние на Евромайдане как продолжение их битв с московскими болельщиками
4 февраля, 2014 05:00
13 мин
Фанаты футбольных клубов на Украине играют заметную роль в противостоянии власти и недовольных отказом от евроинтеграции граждан. Называющие себя «ультрас» (часто к ним корректнее употреблять термин «футбольные хулиганы») болельщики в целом поддержали Евромайдан в разной форме. Во многих городах они взяли на себя функцию охраны протестующих от нападений «титушек».
Что касается России, то футбольные фанаты были активными участниками беспорядков на Манежной площади 11 декабря 2010 года после убийства Егора Свиридова, входившего во влиятельную группировку «Спартака».
На последнем дерби «Спартак — ЦСКА» со стороны красно-синих был вывешен баннер об одной из красно-белых группировок, участники которой работают в ЧОПе и были замечены как охранники в торговом комплексе «Бирюлево» во время волнений в этом районе в октябре 2013 года.
История футбольных «ультрас» на постсоветском пространстве имеет давнюю историю. «Русская планета» напоминает о футбольных фанатах (футбольных хулиганах) советских времен.
СССР: начало
Существует много определений футбольных фанатов, у нас речь пойдет именно о субкультуре. В Советском Союзе принадлежность к фанатам определялась несколькими факторами: прежде всего открытая демонстрация клубных цветов (шарфов, маек, флагов, даже значков) и активная поддержка команды, в том числе в других городах на выездах.
Начиная со второй половины 1970-х на матчах стали появляться фанаты, первыми здесь были поклонники московского «Спартака». Вскоре группы поддержки появились у многих клубов высшей лиги, которые пытались поддерживать команду как дома, так и на выездах.
Первый относительно либеральный период конца 70-х — начала 80-х быстро закончился. К власти пришел Юрий Андропов, пытавшийся навести порядок в стране. Новый курс быстро почувствовали на себе футбольные фанаты: за выкрики, шарфы, флаги и даже значки стали выводить с сектора.
Обратила внимание на футбольных фанатов и советская пресса, писавшая о явлении негативно.
«Зато появились в доме атрибуты его новой жизни: красно-белая вязаная шапочка, длинный шарф тех же цветов (правда, после одной из статей в газете о „фанатиках“ отец его отобрал). А на летний сезон — красно-белая кепка, какие-то шнурки, повязки... в общем, целая костюмерная. Что ж, самые неожиданные вещи вдруг становятся модными у подростков», — писала «Комсомольская правда» в 1982 году.
Именно в этот период и постепенно зарождается ключевое фанатское противостояние советских футбольных фанатов по двум блокам.

Фрагмент матча «Спартак» (Москва) - «Динамо» (Киев), 1979 год. Фото: Игорь Уткин и Александр Яковлев / ИТАР-ТАСС
Фрагмент матча «Спартак» (Москва) - «Динамо» (Киев), 1979 год. Фото: Игорь Уткин и Александр Яковлев / ИТАР-ТАСС
Война болельщиков московского «Спартака» с фанатами киевского «Динамо» началась осенью 1982 года, утверждают красно-белые. Постепенно противостояние стало распространяться на все московские команды. После выхода в высшую лигу вильнюсского «Жальгириса» его фанаты и местная молодежь тоже присоединились к войне против Москвы. Они также враждовали с поклонниками ленинградского «Зенита» и минского «Динамо».
Помимо столкновений с болельщиками других клубов у фанатов были оппоненты и среди другой молодежи. Выезды в другие города часто сопровождались потасовками с гопниками, здесь лидерство в союзном чемпионате удерживала Одесса. Местные фанаты зачастую присоединялись к приезжим, чтобы противостоять гопникам. В 1982 году футбольные фанаты подрались с фашистами, которые собрались на Пушкинской площади в день рождения Адольфа Гитлера.
1987 год, Динамо (Киев) — Спартак (Москва)
После прихода к власти Михаила Горбачева давление на футбольных фанатов несколько ослабло. Тем не менее они оставались молодежной субкультурой крупных городов, имевших представительство в высшей лиге и иногда в первой. Ключевым событием для активного роста фанатского движения стал матч в Киеве осенью 1987 года между местными динамовцами и московским «Спартаком», и последовавшая за ним реакция властей.
Традиционно именно поездки московских болельщиков в Киев сопровождались наибольшим числом столкновений между фанатами, хотя вражда на московских дерби выливалась в драки еще раньше.
В то время киевское «Динамо» было лидером советского футбола. К тому же клуб имел хорошие возможности пополнения за счет других украинских команд, ведущие игроки практически директивно переводились с Киев. Учитывая, что, как правило, в высшей лиге советского чемпионата было не меньше четырех украинских команд, а в 1980-е даже больше, болельщики других клубов не очень любили киевское «Динамо». Появившиеся в 80-е года фанаты донецкого «Шахтера», одесского «Черноморца», харьковского «Металлиста», запорожского «Металлурга» дружат с фанатами из Москвы.
В ответ фанаты киевского «Динамо» создают свой антимосковский блок, куда входят поклонники львовских «Карпат», вильнюсского «Жальгириса» и днепропетровского «Днепра». То есть украинские фанаты делятся в значительной мере по территориальному принципу.
Поэтому на матч в Киев, чтобы помочь динамовцам, приезжали фанаты из Львова и Днепропетровска.
В свою очередь, для красно-белых выезд в Киев на протяжении 80-х годов считался самым важным, на него собирался боеспособный состав. В столицу Украины в 1987 году на ключевой матч чемпионата — «Спартак» и киевское «Динамо» боролись за чемпионство — приехали более 300 человек.
Стычки между фанатами начались еще на вокзале и продолжались весь день в городе. Около стадиона столкновения стали носить массовый характер, фанаты «Спартака» успешно противостояли киевлянам. На матче присутствовали более 70 тысяч человек, «Спартак» выиграл 1:0. После матча столкновения на стадионе и железнодорожном вокзале вспыхнули с новой силой: москвичи из-за хорошей организации успешно противостояли местным фанатам, но в итоге во всех поездах, следовавших из Киева в Москву, были разбиты окна.
Важно и другое. Матч сопровождался не только традиционным противостоянием, но и появлением сепаратистских лозунгов. Помимо традиционного «Смерть москалям» появились лозунги «Україні волю!», а помимо бело-голубых флагов «Динамо» — «жовто-блакитные».
Похожая ситуация складывалась в Вильнюсе: с началом перестройки на матчах было все больше национальных литовских флагов. Таким образом, сложилась не просто антимосковская, но и в определенной мере сепаратистская коалиция. Основные события разворачивались во время приезда фанатов в Киев, Днепропетровск и Вильнюс, поскольку в Москву представители команд из этих городов в значительном количестве приезжали не так часто. На протяжении всех 80-х годов фанаты «Шахтера» и «Металлиста», одесситы и запорожцы, поддерживали Москву.
После побоища в Киеве, впоследствии ставшего в фанатской среде легендарным, милиция сделала выводы. Впредь фанатов из Москвы в Киеве встречали на вокзале и сопровождали вплоть до стадиона.
Реакция прессы и расцвет движения
После побоища в Киеве материалы об этом появились в советских газетах. Единственное в то время ежедневное спортивное издание «Советский спорт» посвятило несколько материалов событиям вокруг матча «Динамо» (Киев) — «Спартак». Расследование под названием «После драки» вышло через неделю после событий, корреспондент издания встретился с фанатами обоих клубов.
«Ревела толпа, мелькали в воздухе пряжки ремней (пряжка от солдатского ремня была излюбленным оружием у футбольных фанатов в то время — РП). От взрыва в телефонной будке на одном из московских парней задымилась одежда», — писал «Советский спорт» о событиях на вокзале со слов очевидцев.

Драка фанатов «Спартака» с фанатами киевского «Динамо», 1987 год. Фото: fratria.ru
Драка фанатов «Спартака» с фанатами киевского «Динамо», 1987 год. Фото: fratria.ru
В заметке приводилось мнение функционеров и игроков «Спартака», недоумевающих о причинах, по которым поклонники команды ездят на выездные матчи. А затем автор предлагал решение: создать при командах клубы болельщиков.
Еще через две недели в «Советском спорте» появилась новая статья о фанатах «Страсти по футболу. Кто они: паломники или искатели приключений».
«Уходят с трибун настоящие болельщики — приходят туда „фанаты“. Стихийно возникло сложнейшее социальное явление, пока что непонятое во всей глубине, но уже доказавшее, что шутки с ним плохи», — рассуждал автор в самой популярной спортивной газете страны. Далее речь идет именно о матче в Киеве, автор заметки удивляется, как местные фанаты ушли с матча, не дожидаясь его окончания.
«Подраться с приехавшими „коллегами“ им было куда важнее», — сокрушался автор в 1987 году.
Публикации в «Советском спорте» послужили импульсом для развития фанатского движения по всей стране. Уже спустя год даже матчи второй лиги могли сопровождаться серьезными столкновениями фанатов: в Рязани поклонники владимирского «Торпедо» дрались с фанатами местной одноименной команды.
Исключением стали только республики Средней Азии и Закавказья, там в 80-е годы организованного фанатского движения так и не появилось, за исключением тбилисского «Динамо» и алма-атинского «Кайрата», у которых были несколько десятков фанатов. Причем некоторые поклонники футбола из Казахстана приезжали сразу на несколько выездных матчей своей команды, потому что постоянно ездить туда-обратно было невозможно.
Распад СССР и украинские фанаты
Крушение Советского Союза крайне негативно отразилось на фанатском движении, в первой половине 90-х оно переживает упадок. Интересно, что в первые годы независимой Украины фанаты «Металлиста», «Черноморца», запорожского «Металлурга», «Шахтера» если и поддерживают национальную сборную, то крайне сдержанно. То есть противостояние из советских времен сохраняется. Ситуация начинает изменяться только к концу 90-х.
Но ключевой антимосковский союз: «Динамо» (Киев) — «Днепр» — «Карпаты» сохраняется до сих пор. Поэтому неудивительно, что события на Евромайдане украинские «ультрас» восприняли как продолжение этого противостояния Москвы и части Украины.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости