Как нам обустроить ЦКАД
Церемония начала строительства новой автомагистрали А 113 (ЦКАД). Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Церемония начала строительства новой автомагистрали А 113 (ЦКАД). Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Минэкономразвития и подмосковное правительство спорят о необходимости застройки территории вокруг новой скоростной трассы

Правительство Московской области выразило решительное недоумение по поводу высказываний руководства Минэкономразвития, призвавшего не строить жилье и торговые центры вдоль Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) — будущего платного объезда столичного мегаполиса. ЦКАД будет расположена на расстоянии 35–45 км от МКАД, рядом с нынешней «бетонкой» А107 и местами станет использовать ее участки. Строительство разных очередей ведут разные компании, а управлять всем этим хозяйством намерен «Автодор» — очередная госкомпания, собирающая средства с граждан и придающая всем ускорение в нужную сторону (гражданам — к пункту назначения, средствам — в правильные карманы).

Две дорожные карты

Кто же прав? Изначально проект ЦКАД продвигался именно как обеспечивающий мультипликативный экономический эффект — новая дорога даст стимул строительству и торговле возле нее, это принесет налоги в бюджет Московской области и приведет к процветанию региона. Собственно, сам генеральный план дороги предусматривает наличие места для строительства масштабных торговых комплексов с ее внутренней стороны и жилья с внешней.

Поэтому предложение Минэкономразвития ограничить здесь застройку выглядело неожиданно и шло вразрез со всеми планами инвесторов. Что же побудило людей Алексея Улюкаева, головой отвечающих за рост ВВП, выступить против экономического бума в Московской области и «новой Москве»?

Для ответа на этот вопрос давайте определимся, чтó мы вообще строим. Либо это скоростная магистраль, призванная увести транзитный трафик от самого загруженного транспортом города России, либо новая торговая улица, этакая монструозная кольцевая Тверская.

Экономический эффект есть в обоих случаях, но выглядит он по-разному.

  1. Скоростная платная трасса обеспечивает быструю доставку грузов по назначению. Давно берут плату на М4 «Дон», недавно вступил в строй «шереметьевский» участок М11 с его нереальными ценами, хватает и других платных отрезков. Все это реально скоростные дороги, специально проложенные в обход застройки, чтобы минимизировать число пересечений и убрать неторопливый местный трафик (для него, впрочем, есть бесплатные альтернативы). Теоретически именно такой трассой могла стать ЦКАД.
    В идеальном случае плата за проезд должна быть такой, чтобы не перекрывать логистический эффект, достигнутый от повышения скорости и безопасности.
  2. А есть московские кольца — Садовое, Третье, МКАД. Бесплатные (все еще?), с изобилием съездов к жилью и торговым центрам, с постоянными перестроениями автомобилей, со смешением транзитного и местного трафика и, соответственно, постоянными пробками.

Сиюминутный экономический эффект здесь, возможно, и выше, иначе не стояла бы очередь из арендаторов даже в наши нелегкие времена, но к передвижению самому по себе эти дороги имеют уже весьма опосредованное отношение.

Гибридное строительство

Из ЦКАД собираются сделать некий гибрид этих двух систем: да, дорога платная, с пунктами оплаты и транспондерами, но в то же время с созданием неслабого местного трафика (который будут стимулировать пониженными резидентскими тарифами) и монетизацией окружающей территории через ее застройку.

Нынешняя бесплатная А107 если и останется в живых, едва ли будет способна выполнять функции полноценного дублера. Требование закона о наличии бесплатной альтернативы у платных трасс уже сейчас фактически не выполняется, и можно не сомневаться, что застройщики постараются избавиться от «бетонки».

Да, будет учтен опыт МКАД, повороты к ТРК и кварталам станут более грамотными, но суть не изменится: смешение тысяч местных и транзитных автомобилей, масса мелких съездов неизбежно приводят к постоянным перестроениям, замедлению потока, увеличивают риск аварий. А в этом случае нивелируются главные преимущества трассы — скорость и безопасность. Встает вопрос: а за что мы тогда вообще платим «Автодору»? За свой вклад в развитие региона?

И тут же следующий вопрос, уже не очень приличный: а что, у России нет других дел, кроме развития Московской области? Да и в чем заключается это развитие? В вырубке немногих оставшихся лесов и строительстве бюджетного жилья, коттеджей и торговых центров? В насыщении региона приезжими из других частей России и мигрантами? Кто вообще вдолбил нам в голову, что развитие выглядит именно так?

Поверьте, на фоне «остальной России» в Московской области и «новой Москве» все очень хорошо и сейчас, без дополнительных жилых районов и торговых центров. Разве что надо завершить, наконец, газификацию региона, а то как-то стыдно в стране победившего «Газпрома» подпольно врезаться в трубы с «национальным достоянием». Никакие другие инвестиции сюда в ближайшие 20 лет не нужны: если у нас есть деньги, направлять их нужно куда угодно, только не в Москву и область. Уж лучше действительно дороги в Крыму построить, а то и медицину на Вологодчине поднять (последнее пожелание, впрочем, уже удостоилось проверки на экстремизм от прокуратуры Вологодской области).

***

ЦКАД вообще не нужна России. «Наши карты дерьмо… Север вовсе не здесь, но в Полярном круге», — сообщал генералам лирический герой Бродского, а мы вслед за ним напомним, что реальный центр страны находится в Западной Сибири. Москва и ее область — самая что ни на есть западная окраина, дальше только вечный страдалец Смоленск. Если основной трафик проходит через Москву — это болезнь, которую надо лечить. Чем более «развит» Московский регион, тем активнее он высасывает средства из остальной России. Тему «черные дыры» проходят в школьном курсе астрономии — так вот, экономический эффект от бесконечных инвестиций в Москву абсолютно тот же: она разрастается и требует новых и новых вложений.

Нам стоило бы объявить полный мораторий на «развитие» Московского региона. Но поскольку в обозримом будущем это невозможно, стоило бы поддержать предложение Минэкономразвития и сделать ЦКАД просто хорошей трассой. Без всякой инфраструктуры, кроме автозаправок и туалетов. Туалетов действительно не хватает.

Политики без права на иностранный паспорт Далее в рубрике Политики без права на иностранный паспортВ Госдуме предлагают запретить руководителям всех политических партий РФ иметь любое другое гражданство, кроме российского

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»