Новости – Общество
Общество
«Это как слепые ведут всех в пропасть»
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
В Общественной палате раскритиковали закон о миссионерстве
29 июня, 2016 17:45
5 мин
Разработать концепцию взаимоотношений государства и религиозных организаций и принять закон о государственной религиоведческой экспертизе, вместо того чтобы постоянно дополнять закон о свободе совести новыми поправками, которые не работают без множества подзаконных актов и по-разному интерпретируются в регионах, — таковы итоги обсуждения так называемого закона о миссионерстве в ходе круглого стола «Изменения в законодательстве о свободе совести. Современные вызовы Церкви» в Общественной палате.
Закон о миссионерстве — часть «антитеррористического» пакета законопроектов, главным идеологом которого стала депутат Госдумы Ирина Яровая (поэтому законопроекты еще называют «пакетом Яровой»). Пакет уже прошел думские чтения и 29 июня был одобрен Советом Федерации.
Нововведения, по задумке авторов, должны помочь в борьбе с терроризмом и экстремизмом. «Пакет Яровой» содержит поправки в десятки законов, и среди них — в закон о свободе совести и религиозных объединениях. В частности, закон предлагают дополнить отдельной главой «Миссионерская деятельность», где пропишут суть этого понятия и условия, при которых она может осуществляться. Поправки устанавливают, что миссионерской деятельностью следует считать богослужения, проповедничество, распространение религиозной литературы вне специально отведенных для этого мест — храмов, кладбищ, учебных религиозных заведений.
Чтобы осуществлять миссионерскую деятельность, гражданин теперь должен будет иметь при себе разрешительные документы. Осуществлять миссионерскую деятельность в жилых помещениях станет нельзя. То есть Свидетели Иеговы, чья практика основана во многом на визите домой к потенциальным последователям их учения, окажутся вне правового поля. При этом со стороны критиков «пакета Яровой» высказываются опасения, что новые поправки усложнят жизнь и представителям традиционных конфессий: домашние молитвы, проповеди, встречи людей, например, с целью беседы о Евангелии — все это тоже может подпасть под запрет.
Предложенный пакет поправок несовершенен и нуждается в ряде доработок — к такому выводу пришли представители Общественной палаты. «Вместо принятия пакета поправок, а вслед за ним и подзаконных актов, без которых эти поправки работать не будут, правильнее было бы выработать саму стратегию государственно-религиозной политики. Она была бы инструкцией для всех чиновников», — сказал Александр Кудрявцев, председатель Совета Российской ассоциации защиты религиозных свобод.
По его мнению, постоянное усложнение законодательства в религиозной сфере в отсутствие единой госполитики приводит к смешению понятий и их вольной трактовке в регионах. Итогом становятся курьезные случаи — например, когда в суды поступают иски с требованиями признать тот или иной священный текст экстремистским. То же ждет и «закон о миссионерстве», который может создать трудности не только представителям сект, но и тем, кто исповедует православие или ислам.
Вместо той же главы о миссионерской деятельности нужно было прописать критерии создания и работы государственной религиоведческой экспертизы, отметил Анатолий Пчелинцев, директор Института религии и права. Четко обозначенная система ее работы, методы и состав, по мнению эксперта, принесли бы больше пользы, поскольку практически во всех судопроизводствах, связанных со сферой религии, в конечном итоге дело упирается именно в экспертную оценку.
Пчелинцев отметил также, что рассматриваемый пакет поправок вступает в противоречие с Конституцией РФ, которая гарантирует каждому свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой. «Этот законопроект вносит разлад в общественное согласие, — заключил Пчелинцев. — Он похож на историю о том, как слепые ведут всех в пропасть».
Большой минус «пакета Яровой» в том, что его не обсуждали с профильным комитетом Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Представителей конфессий также привлекали к обсуждению минимально, отметили представители Общественной палаты. Эту же информацию ранее подтвердил «Русской Планете» Ярослав Нилов, заместитель руководителя фракции ЛДПР, председатель думского «религиозного» комитета. Нилов также подверг проект критике.
«Полагаю, что у религиозных организаций, в том числе и у Русской православной церкви, к этим поправкам будет ряд существенных вопросов. Потому как если они будут приняты в нынешнем виде, просто пригласить домой священника, чтобы, например, освятить квартиру, уже будет считаться нарушением», — сказал он РП.
Авторы вносимых поправок руководствовались в первую очередь проблемой распространения радикальных форм ислама, и это, безусловно, благая цель, сказал Нилов. Но, по его мнению, такие тонкие вопросы должны прежде всего обсуждаться с представителями религиозных организаций.
В самой Русской православной церкви о новом законе пока высказываются осторожно. «Есть надежда, что он будет применяться в отношении нетрадиционных религиозных объединений», — сказала глава юрслужбы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега).
Члены Общественной палаты, в свою очередь, предложили написать коллективное письмо президенту Путину, чтобы уже он приостановил принятие закона. Они также высказались за создание ассоциации адвокатов, которая бы аккумулировала информацию о судопроизводстве по делам в сфере религии — через это в перспективе можно было бы прийти к единой трактовке и применению «религиозных» законов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости