Обитель на месте безмолвия
Михаил Нестеров «Пустынник», 1888–1889 год

Михаил Нестеров «Пустынник», 1888–1889 год

14 мая Православная церковь вспоминает святого Пафнутия, основателя Боровского монастыря

Предание гласит: в 50 лет он оставил Покровскую обитель, которой управлял 13 лет, и ушел в лес.

Так делали многие монахи — рвали последнее общение с миром ради отшельничества. Иные оповещали о своем уходе братию. Другие уходили тайно, с утра отворяли дверь в их келью, а их уже нет.

Житие не сообщает, как это сделал преподобный Пафнутий. Но известно, что с этого ухода началась его слава. И как будто именно к этому уходу всю жизнь готовил его Бог, чтобы затем руками Пафнутия возвести новый монастырь там, где он искал безмолвия.

Отрок, монах, татарин

Пафнутий Боровский родился в семье татарского баскака — так называли сборщиков дани для татарского хана. На дворе стоял 1394 год. Прошло 14 лет со дня Куликовской битвы и два года с момента кончины Сергия Радонежского — святым его еще не признали, но почитали уже по всей Руси. Тысячами шли в Троицкий монастырь паломники, а когда через 30 лет вскрыли гроб с мощами Сергия, удивились, что  мощи оказались нетленны.

Таким был, как сейчас скажут, информационный фон, сопровождавший детство Пафнутия. Вокруг слагали былины о победе на Куликовом поле и чудотворце Сергии, а по соседству, считай, в одной избе, жил дед-баксак.

Дед оказался человеком удивительным. Спасая свою жизнь от крестьян, не желавших более платить дани, он крестился и получил при крещении имя Мартин. Крестившись, стал бывать в храме. Приобщился к службам. И  уже вскоре учил русскому благочестию свою русскую жену и семью.

От деда Пафнутию достались азиатский разрез глаз и любовь к молитве. Житие сообщает, что был отрок Пафнутий (при крещении — Парфений) «зело набожен» и подражал добродетельным людям (в первую очередь, Сергию Радонежскому) с «ревностию великой».

В возрасте 20 лет благочестивый юноша ушел в монастырь. Уход детей в монахи родители в те времена воспринимали по большей части как достойный выбор. Говорили, монах за родительские души у Бога попросит. Потому препятствий к уходу юноша не испытал.

И вскоре ему повезло. В Покровском монастыре близ Боровска молодой монах Пафнутий попал в ученики к старцу Никите. Этот полуслепой старец знал и был родственником Сергия Радонежского. Через него приобщился Пафнутий к праведной жизни и узнал, чем жил Сергий, самый почитаемый человек на Руси рубежа XIV–XV веков.

Житие сообщает, что в монашеской жизни Пафнутий проявлял усердие и снискал всеобщую любовь, да такую, что по смерти игумена пришла к нему братия и просила: «Будь, Пафнутие, нашим отцом, возьми на себя обитель».

Пафнутий согласился и управлял Покровским монастырем 13 лет, а затем, согласно преданию, тяжело заболел.

Скит

История умалчивает, было ли причиной ухода Пафнутия чудесное исцеление или в отшельнический путь двинули его монашеские обеты. Известно только, что в середине 40-х годов XV века монах  взял с собою одного инока и ушел искать место, чтобы основать скит.

Место это нашлось на пересечении двух рек — Истерьмы и Протвы. Монахи древности рыли себе пещеры и жили в них до скончания своих дней. Монахи XV века ставили себе простые срубы-кельи. Так поступил и Пафнутий, живя в безмолвии и труде.

В один из дней явился к келье монах.

 — Благослови, отче, жить рядом.

Пафнутий всмотрелся в лицо пришедшего — худое, скулы выпирают, глаза горят.

 — Благословляю.

Так появилась рядом с его кельей еще одна, а потом еще и еще. Прослышав про благочестивого старца Пафнутия, шли к нему монахи со всех концов Руси и считали счастьем поселиться рядом. Так понемногу скит разросся и вырос из него монастырь — известный сегодня как Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский.

Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь. Фото: Борис Кавашкин / ТАСС

За пять с половиной веков истории монастырь видел многое. На богомолье заезжали в обитель великие князья и цари. Приходили захватчики — поляки во главе с лже-Дмитрием, наполеоновские войска, фашисты. Мучились, запертые в темницах монастыря, жертвы церковного раскола — протопоп Аввакум, боярыня Морозова.

Во второй половине XV века стены первого белокаменного собора в честь Рождества Богородицы расписывал великий Дионисий. Сегодня от этого собора остались только блоки с фрагментами росписи. Житие Пафнутия Боровского приводит такой эпизод. При­бли­жал­ся празд­ник Пас­хи, а в оби­те­ли со­всем не бы­ло ры­бы. Бра­тия опечалилась и даже роптала на святого. «Не скор­би­те об этом, бра­тие, — отвечал он им. — Владыка Всемилостивый уте­шит нас». Ве­че­ром в Ве­ли­кую Суб­бо­ту по­но­марь по­шел на ис­точ­ник по­черп­нуть во­ды и уви­дел рыб великое мно­же­ство, в то время был разлив воды. «И поймали рыбы столько, что достало целой оби­те­ли на всю Свет­лую неде­лю, как на обе­ды, так и на ужины».

Прославление

Христианское предание говорит, что иногда Бог дает подвижникам награду — возможность заранее узнать о своей смерти и закончить земные дела.

Пафнутий предсказал дату своей кончины за неделю. 83-летний старец поручил послать весточку в Москву князю Михаилу Андреевичу: «Чтобы не ходил в обитель, потому что иное дело приспело».

В последней молитве Пафнутий благословил братию: «Мне, бра­тия, кто при­ка­зы­вал мо­на­стырь сей ос­но­вать? Са­ма Пре­чи­стая Ца­ри­ца из­во­ли­ла. Ей, ча­да, спешите де­лать доб­ро».

Накануне кончины сам выбрал себе место для могилы, ве­лел вы­ко­пать ее недалеко от цер­ков­ных две­рей. «А гро­ба ду­бо­во­го не по­ку­пай­те мне, — ска­зал старик. — На эти шесть де­нег ку­пи­те ка­ла­чей и раз­дай­те их ни­щим».

Пафнутий Боровский скончался 1 мая 1477 года. Спустя 70 лет его канонизировали. Основанный им монастырь процветает до сих пор. Мощи святого хранятся в Рождественском соборе, в приделе, названным его именем.

Нефть попадет в рублевую зону Далее в рубрике Нефть попадет в рублевую зонуДавление на национальную валюту снизится

Комментарии

15 мая 2015, 17:17
Священномученики Аввакум и Морозова томились в монастыре не как жертвы раскола а как исповедники древлего благочестия в коем пребывал и Пафнутий и Сергий Радонежский .
16 мая 2015, 00:46
Небольшая просьба к редакторам РП: исправить "баксака" на "баскака". В то время "баскаков" ещё не "баксачили".
16 мая 2015, 10:11
Спасибо, исправили.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»