«Нынешняя власть должна быть крайне благодарна Сердюкову»
Призывники во время прохождения медицинской комиссии в сборном пункте военного комиссариата. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Призывники во время прохождения медицинской комиссии в сборном пункте военного комиссариата. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Александр Гольц рассказал, как реформа армии порвала с трехвековой школой русской военной мысли, и попытался понять их взаимосвязь с реформой всего государства

В Международном обществе «Мемориал» прошла лекция журналиста Александра Гольца «Реформа армии, реформа государства: проблемы взаимосвязи».

«Сегодня я буду говорить о взаимосвязи военной реформы и реформы государства в целом. Должен вам сообщить — это чрезвычайно больной для меня вопрос. Последние полгода нанесли тяжелый удар по моим представлениям о том, какую роль военная реформа должна играть в нашем государстве», — начал свое выступление лектор.

Шеф-редактор «Ежедневного журнала» Александр Гольц много лет пишет на военные темы, хотя не любит, когда его представляют военным экспертом. Шестнадцать лет, с 1980 по 1996 год, он проработал в газете Минобороны «Красная звезда». В 2004 году Гольц написал книгу «Армия России: 11 потерянных лет», в которой подверг детальному анализу попытки армейской реформы в постсоветской России.

«Русская планета» приводит основные положения его лекции о новом этапе реформы вооруженных сил.

«Безусловный военный успех России»

Происходившее последние десять месяцев в Крыму и Украине стало безусловным военным успехом России. Не потому, что «зеленые человечки» взяли Крым без боя. Замечательным успехом с военной точки зрения стало развертывание 40—60 тысяч военнослужащих на границе с Украиной за два-три дня. Напомню: когда Басаев и Хаттаб ворвались в Дагестан в 1999 году, понадобилось около трех недель для развертывания российских войск. А ведь расстояние от района дислокации до места развертывания приблизительно одно и то же.

Российская армия получила иное качество. Оно было приобретено в результате реформ Анатолия Эдуардовича Сердюкова (министр обороны в 2007—2012 годах. — РП), всеми ныне проклинаемого, что является характерной судьбой российских реформаторов.

Нынешняя власть должна быть крайне благодарна Сердюкову, ведь именно его беспощадность и некоторый цинизм позволили провести военные реформы.

Начало масштабной реформы армии при Сердюкове

Российское общество практически не заметило этих реформ, вот несколько цифр, чтобы понять их смысл и размер.

Было сокращено около 170 тысяч военных должностей: с 355 тысяч до 220 тысяч снизилось число офицерских должностей; со 120 тысяч офицеров и прапорщиков мы спустились до уровня 50—60 тысяч, по некоторым данным, 40 тысяч офицеров и прапорщиков.

Наша страна знавала сокращение личного состава и покруче, но эти реформы впервые в истории сопровождались существенными структурными изменениями. 1890 частей и соединений сухопутных военных сил было сокращено практически в 11 раз. Приблизительно вдвое сокращено количество частей ВМФ и ВВС.

Александр Гольц. Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

Александр Гольц. Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

Мало того, наша страна перешла с четырехзвенной системы организации ВС на трехзвенную: вместо округа, армии, дивизии, полка — стратегическое командование, бригада, батальон. Количество военных округов, названных командованиями, было сокращено с шести до четырех.

Понимал ли Сердюков и его немногочисленные сподвижники, что они делают? Ведь они фактически обрушили систему военной организации и военной культуры, которая господствовала в России в течение последних 300 лет.

Родовые травмы российской армии

Чтобы понять, что сделал Сердюков, надо совершить экскурс в историю. Рождение регулярной российской армии сопровождалось двумя принципиальными родовыми травмами.

Сейчас это мало кто признает, но Российская империя была выстроена вокруг указов, отвечавших потребностям армии в Северную войну. Это породило первую родовую травму — не армия для государства, а государство для армии.

Отсюда миф, что вооруженные силы — главная скрепа российского государства. В книгах по военной истории приводятся споры молодых министров императора Александра III с генералитетом. Это практически полное совпадение споров Егора Гайдара с маршалом Родионовым (министр обороны в 1996—1997 годах). «Кто эти мальчишки сопливые? Это мы, генералы, должны решать, сколько потратить на оборону. А вот то, что останется, тратьте как хотите».

Вторая родовая травма — внедрение рекрутского набора царем Петром I. Он гениально увидел ее у своих противников-шведов, только страны были разные, как и политические системы.

«Российская власть, перейдя к рекрутскому набору, получила оружие, сравнимое в современных условиях с атомной бомбой», — сказал английский военный историк Уильям Фуллер. Крепостное право, отсталость и самодержавие дало тот эффект, какой не могла выдержать ни одна другая страна. В течение 20 лет Северной войны Петр провел 26 наборов, обескровив страну до огромной степени, но достиг победы.

«Подвели нас бабы, товарищи»

Не хочу ставить под вопрос гений российских полководцев вроде Александра Суворова, но надо помнить, что у них было колоссальное численное превосходство. И этим объясняется «золотой век» русского оружия, который начался победой над Карлом XII, продолжился победой над Фридрихом Великим и завершился победой над Наполеоном Бонапартом.

Вот только один пример, объясняющий смысл этой военной стратегии: Суворов пошел в Итальянский поход с 50 тысячами военнослужащих, одержал блестящие победы и вернулся с 10 тысячами.

Мобилизационная концепция, уверенность, что «бабы еще нарожают», сопровождала русскую военную мысль практически до конца Советского Союза. Анатолий Квашнин, начальник Генштаба в 1990-е годы, на одном из совещаний сказал гениальную фразу: «Подвели нас бабы, товарищи». Концепция оказалась подорвана тем, что Россия скатывается в демографическую яму.

Подход, что служба в армии не профессиональный выбор, а форма налога, существовал все три века с момента создания российской регулярной армии. Такого примера нет в истории ни одной из развитых европейских стран, включая даже Германию, страну классического милитаризма.

«Завалили немцев не только трупами, но и военной техникой»

В XX веке стало понятно, что одной массовой мобилизацией оборону страны не обеспечить. В СССР появляется необходимость массового производства вооружения для армии.

Большевики в конце 1920-х годов были людьми предельно честными. Они ясно говорили: индустриализация нужна для военной подготовки страны. Тут выяснилось, что существуют две школы мысли. Одна была представлена маршалом Тухачевским, говорившим о необходимости специализированного производства, строительства заводов, которые будут выпускать пушки, танки, военные самолеты.

Сварщики в одном из цехов танкового завода. Фото: РИА Новости

Сварщики в одном из цехов танкового завода. Фото: РИА Новости

Сталин, надо отдать должное его стратегическому мышлению, предложил другой план, обозвав сторонников Тухачевского красными милитаристами. План предполагал создание формально «гражданской» промышленности, в нужный момент легко переходящей на военное производство. Никто из тех, кто строил Уралмаш и другие заводы, не имел в виду, что они будут производить тракторы, все знали — они будут производить танки.

Этот подход обеспечил победу СССР во Второй мировой войне. Мы завалили немцев не только трупами, мы завалили их и военной техникой. По самым мягким подсчетам реальное соотношение потерь в Курской битве — один к пяти. По немецким данным, один к семи, то есть на каждый немецкий танк мы потеряли семь. Но, благодаря индустриализации, уже в декабре 1941 года СССР выпускал столько же танков и самолетов, сколько и Германия, а позже наращивал темпы производства. Это дало победу для массовой мобилизационной армии.

После победы, тем более после изобретения ядерного оружия эти достижения потеряли свою ценность. Но принцип сохранялся железно — каждое советское предприятие имело так называемое мобзадание и мобилизационные мощности.

Папиросы (до появления сигарет) и макароны были калибра 7.62, чтобы в случае войны можно было легко начать клепать гильзы. Пробки от «Советского шампанского» имеют диаметр боеприпасов для авиапушек.

В качестве корреспондента «Красной звезды» я наблюдал мобилизационные мероприятия на заводе АЗЛК. Поверьте, это сильное впечатление, когда с конвейерной ленты уходит последний «Москвич» и появляется первый БТР. БТР, фактически сделанный из тех же самых деталей, что, конечно, отражалось на качестве «Москвичей». Впрочем, холодильникам «Минск» не было износа, ведь их делали из той же стали, из которой точили винты для атомных подводных лодок.

Кризис системы

Кризис и разложение этой идеальной системы организации ВС для тоталитарного или авторитарного государства начались еще в 1980-е годы, а с концом СССР она пришла в полный упадок.

Как только у граждан появились хоть какие-то права, они воспользовались ими для увиливания от исполнения «почетного долга» и «священной обязанности».

Боец российских войск в Чечне перед боевыми действиями. Фото: Игорь Михалев / РИА Новости

Боец российских войск в Чечне перед боевыми действиями. Фото: Игорь Михалев / РИА Новости

При первом же влиянии рынка возникла и проблема нерентабельности мобилизационных мощностей. Любой частный предприниматель, получавший такие хозяйства, старался избавиться либо от мощностей, либо от самого предприятия. Каха Бендукидзе, ставший на какой-то момент владельцем «Уралвагонзавода», как только увидел военную составляющую, тут же от этих активов избавился.

1990-е годы были периодом окончательного разложения советской и русской системы массовой мобилизационной армии. Российские начальники, включая Владимира Путина, это совершенно ясно осознавали. Вот цитата из его обращения к Федеральному собранию в 2006 году, когда он вспоминал начало Второй чеченской войны в 1999-м году:

«Для эффективного ответа террористам нужно было собрать группировку, численностью не менее 65 тысяч человек. А во всех Сухопутных войсках, в боеготовых подразделениях — 55 тысяч, и те разбросаны по всей стране. Армия — 1 миллион 400 тысяч человек, а воевать некому. Вот и посылали необстрелянных пацанов под пули. Никогда этого не забуду».

Мобилизационная система привела к тому, что фактически не было боеготовых частей, все они требовали доукомплектования за счет резервистов.

Технологическая отсталость

До сих пор в официальных документах российской армии вы не найдете упоминания о революции в военной сфере. Термин, который есть в директивных документах всех армий, включая китайскую.

Мы находимся в первой трети этой «революции». Это прежде всего достижения в разведке и целеуказании благодаря информационным технологиям. Великий военный теоретик Карл фон Клаузевиц ввел термин «туман войны» — невозможность наверняка знать, где находятся силы противника. Этот туман удалось рассеять, по крайней мере, Соединенным Штатам. Перед началом операции над территорией создается несколько слоев разведки и целеуказания из спутников, а также беспилотных самолетов.

Вот только два примера: начало боевых действий в Афганистане, когда у талибов развилась «боевая шизофрения» — им казалось, что за каждым из них персонально охотится самолет; операция в Ираке, когда 2,5 американские дивизии действовали против 400 тысяч солдат Саддама Хусейна. Обученные в советских военных академиях саддамовцы несколько раз пытались контратаковать, но их уничтожали даже не на рубеже развертывания, а в районе сосредоточения войск. Все эти достижения прошли мимо российской армии.

Момент истины: вооруженный конфликт в Южной Осетии в 2008 году

Полная деградация военной системы стала очевидна во время войны с Грузией. Российские военачальники поняли, что, будь противник чуть решительнее и мощнее, результаты могли быть совсем другими.

По разным данным, срочники составляли до трети брошенных в бой. Координации разных родов и видов ВС не было никакой. Состояние боевой техники было такое, что пришлось использовать стратегические бомбардировщики для тактической разведки, что плохо сказалось на их судьбе (один самолет Ту-22М3 был сбит ПВО Грузии. — РП).

Позже, объясняя необходимость военной реформы, генерал Николай Макаров (глава Генштаба в 2008—2012 годах) говорил: «Мы столкнулись с немыслимой ситуацией, когда мы говорим человеку возглавить дивизию, а он отвечает, что не умеет этого делать». Вот здесь обнаружилась вся гнилость мобилизационной системы.

Новый облик российской армии

Реформаторы боялись слов «военная реформа», как черт ладана, они придумали довольно бессмысленное словосочетание «новый облик вооруженных сил».

Каковы результаты деятельности Сердюкова и его сподвижников? Мы можем их видеть на Украине. Было создано 10—15, может, 20 подразделений, сформированных в основном из контрактников. Был создан костяк того, что чуть позже может стать Силами быстрого развертывания.

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Указание об их формировании от Владимира Путина получил генерал Владимир Шаманов. Думаю, в эти силы войдут все воздушно-десантные войска, морская пехота (восемь бригад и четыре полка), семь бригад спецназа, три-четыре элитных соединения сухопутных войск. Все то, что мы видели на Украине в виде тактически-батальонных групп.

Поля будущих сражений

Надо сказать, это готовилось не для Украины, а для Центральной Азии. 1 января 2015 года, после вывода войск Коалиции из Афганистана, перед Россией встанет очень серьезная военная угроза. То, что мы называем агрессивным исламом, перепрыгнет через Амударью и Пяндж и окажется в «нашей» Центральной Азии, где существуют слабые авторитарные режимы с чудовищным уровнем бедности.

До недавнего времени казалось, что мощным щитом будет Казахстан. Совершенно ясно, что у этого режима есть серьезные внутренние проблемы. В наихудшем сценарии у нас окажутся десятки тысячи беженцев где-то в районе Кургана и Оренбургской области, притом что российско-казахстанская граница существует исключительно на бумаге.

Создание сил для обеспечения безопасности страны в ходе такого кризиса — вполне легитимная задача для государства.

Некоторые итоги военной реформы

В результате сердюковских реформ российская власть получила 10—15 относительно боеготовых соединений, способных одержать победу в любом локальном конфликте по периметру российских границ. Вопреки всей милитаристской риторике в России не мыслят в категориях вооруженного конфликта с НАТО или Китаем. Более или менее понятно, что, если Россия столкнется с «глобальным агрессором», она будет обречена на раннем этапе конфликта. Но эти соединения обеспечат России победу в любом локальном конфликте, и это стало понятно в ходе украинской истории.

Реформы шли в правильном направлении. Были иллюзии, что в ходе их развития они стали бы влиять на российское государство, потому что они представляют полный разрыв с традиционной милитаристской моделью.

Дмитрий Медведев и Анатолий Сердюков в Воронежском военно-авиационном училище. Фото: Дмитрий Астахов / РИА Новости

Реформы были остановлены и объявлены успешными на количественной стадии. Выполнив эту часть реформ, Сердюков думал о качественном содержании, прежде всего о военном образовании. В ходе реформы количество военных вузов и академий сократилось с 68 до 33, предполагалось оставить десять, но дело даже не в количестве. Планировалось сделать по англо-саксонскому образцу систему военного образования офицера непрерывной. Чтобы офицер перед каждым назначением возвращался в учебный центр и получал новое знание или умение. Человек бы получал новое звание не по выслуге лет, а потому, что он научился чему-то новому.

Реформаторы дошли до того, что хотели увеличить гуманитарный компонент в военном образовании, что всегда вызывало гомерический хохот российских военных. Так устроена программа в США, где программа военных академий разделена на естественные и технические науки, и огромный список гуманитарных предметов. Человек, который пять лет учит естественные науки, без труда овладеет любой сложной техникой. Он имеет системный взгляд и системные умения, ему не нужно годами осваивать матчасть, как, увы, происходит у нас.

Гуманитарные предметы тоже не для того, чтобы сделать из офицера культурного человека. Тот, кому демократическое государство доверяет оружие, должен понимать свое место. Ведь армия недемократична в любом государстве, и это противоречие решается гуманитарным образованием.

Сердюков дошел до такой ереси, что вытащил военные вузы из подчинения соответствующим главкоматам и создал учебное управление в Минобороны. Ересь зашла настолько далеко, что предполагалось шесть часов в неделю на изучение иностранных языков.

Не берусь судить, что послужило причиной, но реформа была приостановлена. До того момента, когда она могла влиять на взаимоотношение гражданина и государства, дело не дошло.

Привлеченный средний класс Далее в рубрике Привлеченный средний классДоклад эксперта: России нужна иностранная рабочая сила средней квалификации Читайте в рубрике «Общество» На смерть Гейдара ДжемаляФилософ скончался в ночь на понедельник, оставив после себя неоценимое интеллектуальное наследие На смерть Гейдара Джемаля

Комментарии

14 октября 2014, 22:59
У гражданина Гольца явно большие проблемы с историей. Если у Петра I действительно было численное преимущество над Карлом XII , то войны с Фридрихом велись при равенстве сторон. А уж Наполеон имел численное превосходство в разы.

При таких явных ошибках (или сознательных передергиваниях) закрадываются сомнения в компетентности Гольца вообще...
15 октября 2014, 06:53
Главное что у тебя в своей компетенции никаких сомнений нет) Наполеон - 610 тыс, Россия - 600 тыс и 400 тыс ополчения. Какие разы? Может в параллельной реальности...
15 октября 2014, 08:20
Это сейчас в американских или украинских учебниках пишут про Россию?
23 октября 2014, 23:01
В американских и украинских учебниках глупостей про Россию не пишут. Глупости писали в российских СМИ, поливая грязью недавнее прошлое. И оболваненный глупый российский обыватель позволил развалить Россию и разворовать-приватизировать ее обломок РФ
15 октября 2014, 15:06
Толстой в Войне и Мире приводит совсем другие сведения
20 октября 2014, 10:25
Да уж! Какие разы?! Всего-то в 2 раза! кстати, по-русски кмпетентный человек написал бы "в своей компетеНТНОСТИ". Компетенция и импотенция - разные слова.
15 октября 2014, 10:27
абсолютно верно, серьезно воспринимать русофоба Гольца это себя не уважать. Это абсолютный клон Латыниной и Шендеровича, передергивание и вранье его страсть. Люстрировать и забыть, а ведь когда то в Красной звезде работал, предатель
15 октября 2014, 14:13
Гольц прочно держит свое место в списке самых известных журналюг-грантоедов Госдепа.
15 октября 2014, 22:29
Я с детства думал, что на таких как Гольц просто не надо обращать внимание, а мама учила, что больных надо жалеть...
12 ноября 2014, 21:10
Оно просто лишний раз подтверждает своим эпосом во славу сердючки, что его правильно сняли! Жаль, что не посадили, но это другая история... Там зубок подсуетился, папку внукам сохранил. ;-))
15 октября 2014, 23:55
конечно,это сознательное передергивание. Одно упоминание спецподразделений-расчетов быстрого реагирования на территории Украины чего стоит. Тупо замаскированная статья под лекцию от военведа для украинских ушей и ушей остального мира. Дабы считали это очередным"доказательством " присутствия наших войск в чужой войне. Те из военных,кто посчитал эту войну своей -сам туда и поехал. Пункты сбров были известны всем желающим. Но не с подачи государства. Если был бы приказ сверху-все закончилось бы через два дня. Вся война России с Украиной. А НАТО бы ни за что на ее территорию не вошло. Они бы успокоили благополучно себя тем,что теперь газ к ним пойдет без перебоев.Слишком быстро бы все завершилось. Все ведь,если до горяченького дойдет,прекрасно понимают,что если не признан Крым-значит не признан и распад СССР.
20 октября 2014, 10:44
Дабы что-то писать, надо что-то читать. Или хоть телик смотреть, где уже не врут, не скрывают как "зеленые человечки" захватывали в чужой стране правительственные здания, вокзалы-аэропорты, радио-телевидение, разоружали войсковые части... В Донбассе все поначалу шло ровно по тому же сценарию. Проврутся и о зеленых человечках в Донбассе. Впрочем, этот московский "ополченец" гиркин и не скрывал этого
21 октября 2014, 17:23
про войны с Фридрихом - имеется ввиду Семилетняя скорее всего? У Пруссии с союзниками около 217 тыс ч, у союзников с Россией 464 тыс ч. Во всех крупнейших сражениях у русских было численное преимущество в 1,5-2 раза.
21 октября 2014, 17:52
Так же как после вашего предположения по поводу войны вы написали "скорее всего", так же напишите, что вы предполагаете, что у русских было преимущество. А может вы еще вспомните что в ВОв погибли десятки миллионов русских солдат, а немецких сотни тысяч?
14 октября 2014, 23:19
Цинизм и сарказм - они такие.) Таких как Сердюков вообще нужно пожизненно на Калыму ссылать с полной конфискацией, а не дифирамбы ему воспевать!!!
15 октября 2014, 10:28
верно, Гольца кстати туда же
17 октября 2014, 22:57
А у нас все наоборот, для него амнистию написали, это ни в какие ворота не лезет...
20 октября 2014, 10:27
Таких как Сердюков - сотни тысяч. В стране воров - одних долларовых мультимиллионеров 180 тыс. И воруют - бизнесменят они ПО ЗАКОНУ. По нынешнему воровскому "закону" РФ они навровали - набизнесменили у страны триллионы долларов. Какая уж тут оборонка!
А мы к этому уже научились привыкать, кто то ворует Миллиарды, а кто то летает в Крым
16 ноября 2014, 11:10
Такой человек на должности министра обороны- позор для всей страны, надеюсь никогда такого позора больше не испытаю за родину.
15 октября 2014, 02:08
Я вот часто в разговоре со знакомыми и в Сети сталкиваюсь с категоричными суждениями о Сердюкове. Но из этих людей никто никогда ничего не знал конкретно, а чаще в военном деле вообще ничего не понимал (даже срочную не служил). А что гавкать, если не понимаете?!!! Из известных фактов следует, что подчиненная Сердюкова распродавала имущество за дешево (может, даже использовала несовершенство законодательства). То, что она с ним делилась, никто не доказал. Об этом даже не говорят. Ошибка Сердюкова, что такие подчиненные (я вот думаю, что большинство его критиков и критиков Васильевой сами бы воспользовались, если бы не боялись - такое общество)? Ошибка. За это и сняли. Еще и к аутсорсингу наша экономика оказалась не готова. Не армия, а бизнес, который зачастую умеет только надувать. Государство дурить - это для него святое. Аутсорсинг в принципе лучше. В других странах используется. Но не рассчитали с возможностями бизнеса. Не сказал бы, что это грубая ошибка. Но и за это снять можно. Что еще нужно? Судя по всему, не очень популярен в армии был. Это просто не очень хорошо для министра обороны. Хотя как-то столкнулся с целой делегацией военных в спортивном магазине. Они закупались для своей части где-то на севере. С продавцом обсуждали и Сердюкова. Не так плохо о нем высказывались (это когда уже сняли). Вообще-то серьезный анализ говорит и об ошибках, и о достижениях. Но никто из лающих не знает о них. Сняли, потому что нужен был другой человек. Наверное, ошибок оказалось чуть больше дозволенного. Люди даже не пытаются разобраться. А это признак настоящей глупости. Нет информации - помолчи пока. Но именно те, кто ничего не знает и не понимает, больше всего кричит.
15 октября 2014, 08:05
В нашей системе, когда чиновниья иерархия обозначает размер кормушки, аутсорсинг обозначает средство средство изъятия из этой кормушки. По русски - субподряд. Почитай все акционы отданные субподрядчику есть распил - иначе выигрывал бы сам субподрядчик.
И то что кто-то чего-то не доказал, для русского человека не есть показатель честности и справедливости. Сердюкову надо не медаль вешать на шею, а петлю. На красной площади.
20 октября 2014, 10:30
Сам написал, что такова эта воровская рыночная система и призывает... вешать Сердюкова! Сердюков ее создавал?! Совсем другие люди, причем, пользуясь глупостью миллионов - нынешних патриотов - которых развели строить этот "капитализм" как сельскую дуру на базаре.
15 октября 2014, 09:47
У Сердюкова не ошибки,а преступления и оправдывать его могут только его подельники.А на Путина у него,похоже,серьёзный компромат,поэтому и остался безнаказанным!
15 октября 2014, 10:54
А "Табуреткин" по-вашему сильно соображал в военном деле!?? Не дурите людей, уважаемый Гвоздь!!!
15 октября 2014, 15:07
Сердюков был назначен медведевым чтобы сократить армию. Он с этим успешно справился. Реальный генерал из войск не смог бы резать людей по живому, а табуреточнику пофигу
18 октября 2014, 13:17
В Вашей словесной эквилибристике отсутствует всякий логический смысл.Конечно Сердюков не виновен так же,как слон в посудной лавке.Вопрос в том-у кого ума хватило запихнуть слона в посудную лавку?
15 октября 2014, 08:00
журналисты, обслуживающие ВПК, вообще такие, они все время кричат, "все пропало!!!" Видимо, это способствует выбиванию деньги из правительства..
15 октября 2014, 08:01
К тому времени, когда Гольц упомянул прихватизаторов в ключе предпринимателей, мне уже было не интересно читать. Типичная либеральная демагогия в попытках обелить воров, предателей и прочих кидал. Фамилия автора тоже говорящая.
15 октября 2014, 10:29
про фамилию зря, в остальном не в бровь, а в глаз
15 октября 2014, 10:47
Вчера здесь был очень ценный комментарий (не мой), который тут же быстренько удалили. Суть его сводилась к тому, что Сердюковское наследие - это создание малочисленной боеспособной армии контрактников, которая может эффективно решать разве что локальные военные конфликты, в то время, как основу, на которой базировалась могучая советская, а затем и российская армия, Сердюков окончательно разрушил, добил, так сказать...! (((((
Но на самом деле Сердюков ни чего не создавал - контрактные профессиональные войска существовали и до него, а он лишь усилил их значимость, поставив их впереди основной армии, что в корне не правильно! Так как основой нашей государственной безопасности всегда была многочисленная призывная армия, основанная на всеобщей мужской воинской обязанности и 2х-летнем сроке службы! 2 года службы - это очень важный момент, так как именно на втором году призывники становятся настоящими солдатами, способными к выполнению практически любых задач при соответствующей организации и поддержке!
15 октября 2014, 16:28
"2 года службы - это очень важный момент, так как именно на втором году призывники становятся настоящими солдатами, способными к выполнению практически любых задач при соответствующей организации и поддержке!"

Абсолютно согласен!!!!)))) По личному опыту могу сказать, что ближе к "дембелю" (служил 1 год) начинаешь (только начинаешь!!!) чувствовать себя настоящим солдатом, который может ВСЕ... Даже, если потребуется, отдать жизнь за Родину!!!)))
20 октября 2014, 19:40
Я два служил В кадрированной части( их то и сократил Сердюков) я мог бы служить 3 года или 25 лет как при царе батюшке Ничего бы это не дало ни мне, ни моим сослуживцам А стране пришлось бы кормить 41 солдата, тупеющих от бессмысленной службы, 23 офицера получающего не маленькую зарплату, да еще и ворующие все ,что можно Зампотех продавал моторы с кразов, зампотыл гречку, масло и тущенку ( ввиду малочисленности личного состава,воровали НЗ,часть то кадрированная) Случись какая война, толку от нашей части о И таких частей в армии СССР было 70 процентов, России кормить такую прорву жуликоватого офицерья не по карману.А то что отнятые от кормушки бездельники офицеры пополнили количество интернет троллей анти-Сердюковцев, чего в этом удивительного. И бесплатных рабов лишились, в виде солдат , и строже следить стали. и больше требовать. Я уверен ,что теперь то в армию офицерами идут зная, то зарплата высокая ( Сердюков ), квартиру получат ( Сердюков) но и спуску за неуважительное отношение к солдату не дадут То есть идут качественно другие ребята, не воровать и потакать своим комплексам величия, издеваясь над подчиненными, а именно служить, в нормальную армию ,А крикунов, типа ; все развалили , мы так не привыкли, не хотим по новому всегда много будет .Кричите себе на здоровье
18 октября 2014, 12:14
Любопытно, приходило кому в голову или нет почему в призывных армиях мира забирают минимум с 20 лет а у нас с 18? Или что начало взрослениея из мальчиков в мужчин приходится на 19 лет? Призовите человека в 25 и никакой перемены в нем за два года вы незаметите. Однако они будут менее управляемы что для офицерского шакалья никак не удобно. Ведь если сам тупой то управлять людьми у которых уже собствееная голова на плечах не просто.
20 октября 2014, 11:59
Перечитайте что написали... лет в 19
12 ноября 2014, 21:20
Старый полкан(фронтовик) рассказывал как в его время служили три года: первый год - салага(всему учился у стариков), второй год он хорошо служил и повышал до мастера разряд, а третий год становился стариком(брал салагу и обучал его себе на смену). :-))
15 октября 2014, 11:34
На первый взгляд слова Голца можно трактовать как попытку придать человеческое лицо господину Сердюкову и немного отбелить его в глазах общественности. Вот, мол, вы его ругаете, а он на самом деле сделал много хорошего и полезного для нашей многострадальной армии. Но есть одна заковырка. Все познается в сравнении. Сделал много по сравнению с чем? Вот сейчас во главе российской армии стал Шойгу. Кто может с уверенностью заявить, что он делает и сделает меньше чем Сердюкв для вооруженных сил России? А ведь он уже сделал почти невозможное - поднял престиж российской армии до такой высоты, что Сердюкову даже не снилось. Потому что думал он немного о другом. А ведь именно престиж и гордость - залог высокого воинского духа бойцов.
15 октября 2014, 12:57
Подожди-ка.
А что сделал Шойгу? По ТВ пару раз выступил? Показался на глаза какой он красивый?
15 октября 2014, 14:19
А как же Крым? Взяли без единого выстрела! Это ли не венец тактико-специальной подготовки? Да и вообще - после Сердюкова, Шойгу кажется просто спасителем.
15 октября 2014, 11:36
А вообще, интересный обзор. Про макароны и папиросы калибра 7,62 даже и не знал, посмеялся)
15 октября 2014, 12:55
А по-моему про папиросы и макароны - это бред.
Вы видели когда-нибудь как работает станок, который штампует гильзы?
Приспособить его к выпуску макарон или папирос, ну хоть убей, невозможно.
Тут уже очевидный перегиб.
Если по габаритам они хоть как-то позожи, то это чистое совпадение. Ну или максимум - для облегчения транспортировки.
Ни о каком совмеством выпуске патронов и продуктов питания и речи быть не может.
15 октября 2014, 13:03
Байка от прорабов перестройки.Согласно ГОСТ 875-69 (последние цифры обозначают год), в зависимости от диаметра макароны трубчатые делили: на соломку - 4 мм, особые - 4,1 – 5,5 мм, обыкновенные - 5,6 – 7 мм, любительские - больше 7 мм.
ГОСТ 875-92 признавал макароны обыкновенные (диаметром 5,5-7 мм), обыкновенные гофрированные (диаметром 5,6-7 мм), особые (диаметром 4-5,5 мм), любительские (диаметром более 7 мм), соломку (диаметром до 4 мм), любительские гофрированные (диаметром более 7 мм).Папиросы имели три диаметра :7,2 ;8,2 ; 8,8 мм.
15 октября 2014, 15:08
Про беломорканал чистая правда, под размер патрона АК-47
15 октября 2014, 11:40
Все реформы Сердюкова мвелись к продаже повыгоднее госимущества, своевольного его распределения и своеобразный "контроль" над финансами - масса людей просто перестала получать положенное довольствие. Я уже молчу о подрыве боевой готовности методом расформирования и "объединения" военных училищ,ликвидации многих частей. Под маркой благих намерений Вооруженные Силы страны были просто разворованы,на должности специалистов посажены "нужные девочки", а сейчас находятся идиоты,требующие осыпать Сердюкова лаврами! Да его в Сибирь и пожизненно на лесоповал! Столько вреда России принёс только Горбачёв и Ельцин!
20 октября 2014, 12:03
Воруют - бизнесменят сотни тысяч людей. ПО ЗАКОНУ, "рыночному" закону РФ. И отменять егоникто не собирается! Собираются даже продолжить приватизацию. А при чем тут Горбачев, кстати? Он разрешил мелкую спекуляцию - кооперативы. Разворовывание - приватизация была уже после отделения РФ от России алкоголиком
20 октября 2014, 20:03
95 % интернет троллей недовольных Сердюковым, это уволенные офицеры, Уволены по делу, такую ораву не прокормить стране, И части кои он расформировал, кадрированные толку от них никакого, рассадник безделья и воровства , работать надо ВВП страны повышать, импортозамещением заниматься, а не о бесплатных рабах солдатиках мечтать, коих Сердюков отобрал
23 октября 2014, 23:06
"работать надо ВВП страны повышать, импортозамещением заниматься"... а не воровать-бизнесменить. Такую ораву "бизнесменов" не прокормить стране! Тем более что толку от них никакого. Вот кого надо было сокращать... на лесоповал, а не армию
15 октября 2014, 12:22
Здесь на деятельность Сердюкова можно смотреть с двух сторон: да, развалил, распродал etc, но провести реформу, не разрушив старого устройства, не получилось бы. Дело, скорее, в консерватизме самого военного ведомства, которое сопротивлялось до последнего любым изменениям баланса системы. Сердюков сделал свою работу, подготовил почву для создания новой структуры Вооруженных Сил. Не подумайте, что полностью разделяю точку зрения продажного поца-гельца, но некоторые моменты доклада соответствуют действительности. Опасность в том, что другие вещи, выдуманные или притянутые за уши, на фоне правды в общем контексте, тоже кажутся почти истинными.
20 октября 2014, 20:08
А Вы не бойтесь, Я считаю, что может и воровал Сердюков (я лично не видел) , но я видел, как воруют офицеры в армии, когда служил, А неимоверное количество кадрированных бесполезных частей ? они для чего? толку от них никакого. Сердюков, если и украл, то в самое большое пол процента от сэкономленных им же наших денег
Кстати квартиры офицерам в Москве и Подмосковье начали давать именно при сердюкове, это верно
15 октября 2014, 12:47
"Замечательным успехом с военной точки зрения стало развертывание 40-60 тысяч военнослужащих на границе с Украиной за два-три дня."
к таким "учениям" не один месяц готовятся
15 октября 2014, 14:21
Кстати при Шойгу подобные "перебросы" войск на дальние расстояния, как и "внезапные проверки боеготовности" стали для нашей армии нормой.
20 октября 2014, 12:04
Беда в том, что "перебрасывать" нечего. "Собственники" продолжают разваливать промышленность и разворовывать - приватизировать
15 октября 2014, 15:06
Не думаю, что нынешняя власть должна быть благодарна Сердюкову, хотя бы потому, что все реформы вооруженных сил все же являют собой коллективные принятия решений. Министр в этом деле скорее как формальное звено - владелец волшебной подписи. По факту мебельщик Толя, как мне видится, работал в свое удовольствие - организовывал досуг первых лиц государства, флиртовал с барышнями Оборонсервиса и предавался праздной жизни.
15 октября 2014, 20:10
Такое огромное государство как Россия невозможно защитить малыми силами контрактников. Своего рода контрактники были даже в Советской армии - сверхсрочники, так что Сердюк нового не изобрел, но разрушил много. Все граждане России должны проходить воинскую службу. Но это должна быть ВОЕННАЯ УЧЕБА. Призывник должен овладеть знаниями, необходимыми для выживания на "поле боя" и при этом выполнения боевых задач. Для этого есть теоретические и практические занятия и нормативы как контроль. Общефизическая и психологическая подготовка, стрельба, устройство оружия и техники и устранение неполадок, тактические занятия. Даже за 1 год интенсивной учебы можно подготовить до очень хорошего уровня "с нуля". Я служил в 2002 году, и хозработам (набивать кантики на кроватях и сугробах и тд.. ), к сожалению, отдавалось большее внимание, чем военному обучению. Бог миловал что не послали на войну с такой подготовкой.
16 октября 2014, 22:21
Гольц служил по 96 год в Звезде, видать так его там не любили, что до сих пор он армию троллит, как же Ефимьев его там держал
Гольц как раз при Ефимьеве и уволился из звезды
17 октября 2014, 17:14
Второй Костя Симонов с его жуковскими мемуарами. И нашим и вашим за семишник спляшем.
17 октября 2014, 18:05
Сердюков, выполнял приказы! А приказы командиров и начальников не обсуждаются. настоящий военный.
17 октября 2014, 21:20
Текст - полное говно.
Сов, армия предназначалась для ядерной войны. Такой оставалась и российская армия "до реформ".
А после "реформ", т.е. простого разворовывания, осталось несколько наёмных формирований, на которые пока денег хватает. Как только нефть упадёт в цене ещё на десятку, так и нечем будет платить псевдоконтрактникам.
Любым делом должны заниматься те, кто имеет к этому способности, а ещё лучше - талант. Из сотни человек для боя годятся в лучшем случае 5, как и для любого серьёзного дела.
Та страна, которая сможет отбирать таланты и применять их так, чтобы таланты могли себя свободно проявлять, будет править миром. Вот этого ни "гольцы", ни путинцы не понимают.
20 октября 2014, 12:07
"править миром" сможет страна, которая имеет мощную современную высокотехнологичную индустрию, науку и образование. А не такая, которая то импортирует сосиски из США, то гордо отказывается от импорта... и импортирует из других стран. Этого не понимают ни гольцы, ни их критики
17 октября 2014, 22:31
Автор явно проводит линию "ОТ ПРОТИВНОГО" или просто пиарится. В фактах очень много неточностей и субъективизма. Наполеон действительно обладал превосходством в войсках. Первая линия французов составляла 140 тыс. из общего количества 610 тыс. Бородино потому и состоялось, что силы первых линий были примерно одинаковы. При этом России жизненно необходимо было всего то сохранить армию, которая была разбросана на огромной территории. Это потом были ополченцы. Столица России была не Москва, а СПБ. Потому Кутузов и позволил ее взять. Может быть действительно мы всегда воевали числом, а не умением (кроме Суворова и редких исключений). Курская дуга не показательна, общее число потерь вооруженных сил за всю войну составляет примерно Германия - СССР 1-1,3. (Без граждан). Сердюков в этом смысле еще больший позор. В 2008 принуждении к миру его несколько дней вообще не могли найти. Из рядов ВС были убраны все "лишние" в финансовом плане организации. Контрактная армия хороша только в локальных конфликтах. Множество военных училищ сокращено, потеряны преподавательские кадры. Уже сейчас "неожиданно" ощущается нехватка офицерского состава, например летчиков. Он разваливал армию финансово, не как министр обороны, а как менеджер. Он даже не вместо мебели был, он уничтожал кадры. Все реформы сводились к сокращению (и разворовыванию). Женщины Сердюкова занимали ключевые должности в армии. Сейчас Шойгу признал вредоносными действия Сердюкова, однако сначала Медведев сказал, что он все делал правильно, но многое надо пересмотреть (т.е. начали все восстанавливать). Оборонка тоже была в загоне. Сердюков с Медведевым склонялись закупать оружие за бугром. (Пример: история с Мистралями). Возможно, что только когда разобрали Грузинские события, Сердюков проворовался, Шойгу пришел и Путин начал финансировать свою армию и оборонку - дело потихоньку сдвинулось. Конфликт на Украине показал готовность контрактников-десантников к боевым действиям, хотя заблудившиеся были. Просто, как у нас и принято, учимся воевать, когда получили по шапке (первая чечня, юж. осетия). Всегда в авральном режиме. Путин как раз понимает, что третья мировая - это не миф. НАТО уже совсем близко. Пока спасение - это свои ВС и может быть поддержка Китая, как врага США на какое-то время. Еще одного Сердюкова Россия не выдержит...
20 октября 2014, 10:34
"Финансово" армию развалило... государство живущее по воровскому "бизнесменскому" закону частной собственности. Этот бизнес не догнал ни в одной отрасли производства РСФСР и при этом выкачал из страны триллионы долларов. У нас сотни тысяч долларовых миллионеров получивших, вместо бюджета, триллионы себе в карман.Откуда государству теперь взять деньги еще и деньги на армию?!
12 ноября 2014, 21:34
С вооружениями уже забыли про надувные танки и комплексы С-300. А ведь на полном серьезе по телявидению говорили, мол как выгодно, если ракета попадет в это надувное творение... ;-))
19 октября 2014, 12:51
У Суворова, действительно была 50 тыс. армия.Но ему противостояла 86 тыс.армия Массена.При наступательных операциях( а Итальянский поход по определению наступательная операция), потери наступающих как минимум 3:1 .А в тех тяжелейших горных условиях, и того больше.И не стоит упрекать фельдмаршала в том, что к концу компании у него осталось ВСЕГО 10 тыс.человек .
20 октября 2014, 10:40
Да, явно не "стратег". Затронул было ГЛАВНОЕ - что "бизнес", воры приватизаторы, развалили в стране производство, соответственно - образование и наука, а потом... понес околесицу и принципах набора. Да при любых принципах комплектования армии в стране, где нет современного высокотехнологичного производства, армия обречена на поражение в более-менее серьезном конфликте. Ведь сам же пишет о том как америкосы громили иракцев пользуясь современным оружием и... опять бред о принципах комплектования. Тут экономическую систему менять надо, изымать производство из рук жадной свиньи - "бизнеса", думающей лишь о быстрых и больших прибылях, и возвращать его государству. А "бизнес" - на лесоповал, крепить обороноспособность с пилой в руках.
21 октября 2014, 10:33
Экономическую систему менять надо, но в сторону капитализма. Но и для бизнеса должен быть аналог ОТК, на каждом этапе, существенные неустойки при производстве брака, срывов сроков. Мобилизационный план для нынешних частных предприятий должен быть узаконен и контролироваться государством. Нужно взять хорошее из прошлого и соединить с хорошим сегодня и будет сильная армия.
23 октября 2014, 23:10
"для бизнеса должен быть аналог ОТК"... Не понял, кто кому должен! Важно понимать, что "эффективный собственник" плевать хотел какая будет армия, ему нужна эжирная и, главное, быстрая прибыль. Если кому что "нужно" - пусть попробует взять и соединить, а хозяева страны, "бизнес", будут делать со страной то что нужно им
20 октября 2014, 13:00
Я так понимаю, что на главном фото статьи справа призывники, неумелые и слабые, а слева стоит бравый солдатик- подтянутый и здоровый, а потом говорят, что армия вредит...
02 ноября 2014, 11:03
Кстати да, в глаза бросается. Помнится в годы службы курсантом довелось проходить стаж в Тульской десантной дивизии, место было веселое, год был 1999, и вот что заметил - в столовую заходили солдаты , причем сначала загоняли молодых духанов, а потом жрали деды. Все духаны были тощие, замученные, голодные.. А деды - огромные раскаченные мужики, все как на подбор десантура. Вот что армия делала с пацанами за 2 года...
20 октября 2014, 14:22
Гольц - абсолютно некомпетентный клоун.
21 октября 2014, 08:00
К середине статейки уже стало подташнивать.Восхваление Сердюкова,как сейчас идёт пиарщина его любовницы Васильевой.Тьфу.Табуреткин возомнил себя крутым и ушёл от жены.Но у жены был папа,который сказал Табуреткину ,кто он на самом деле.И тот приполз обратно домой.Жил бы с женой,до сих пор бы армию реформировал.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»