«Нужно много работать на свое имя»
Фото: Варо Рафаэлян/PAN Photo/ТАСС

Фото: Варо Рафаэлян/PAN Photo/ТАСС

Как кризис сделал блогером фермера из кабардино-балкарского села

Мурат Теунов — владелец тепличного хозяйства в селе Нижний Черек в Кабардино-Балкарии и председатель НКО «Агросоюз КБР», включающей более ста местных аграриев, занятых в растениеводстве, птицеводстве и животноводстве. Восемь лет назад фермер взялся за выращивание томатов и огурцов в закрытом грунте. Начинал он бизнес стандартно: открыл индивидуальное предприятие, ежегодно получал банковские кредиты на развитие, «стоял» за государственными субсидиями, наладил сбыт через поставщиков на московский и местный рынки.

В кризис Теунову пришлось объявить себя банкротом, расстаться с ИП и начать работать в статусе личного подсобного хозяйства (ЛПХ): банки перестали выдавать кредиты на бизнес, связанный с рискованным земледелием. Но он сообразил, как извлечь выгоду из продовольственных санкций и сделать себе имя на волне увлечения экологичной едой.

«Где здесь продают помидоры от Теунова?»

— У меня есть продвинутые друзья — они рассказывали мне про интернет-сайты, где мелкие сельхозпроизводители продают свой товар, — вспоминает Мурат. — Мол, сейчас тренд на здоровую фермерскую пищу: городские жители хотят покупать овощи, мясо, птицу от знакомого фермера, чтобы все было чисто, экологично. Люди хотят видеть лицо производителя, у которого покупают, а не обезличенные товары из супермаркета. Моя хорошая подруга, профессиональный PR-менеджер посоветовала: «Заведи страницы в социальных сетях. Иди на местное телевидение, рассказывай, чем живет сельское хозяйство. Пусть тебя видят, знают». Я прислушался, вышел в «Фейсбук» и начал понемногу нарабатывать аудиторию.

Несколько лет назад случилась неприятность: сильный ветер унес пленку с теплиц, нужно было срочно продавать товар и восстанавливать хозяйство. Теунов сфотографировал на телефон последствия бедствия, посетовал на стихию и написал на своей странице: «Мои томаты можно купить на этом рынке в таком-то ряду». Товар разобрали почти моментально. Люди шли по рынку и спрашивали: «Где здесь продают помидоры от Мурата Теунова?»

Сейчас фермер собирается завести аккаунты в «Инстаграме», «Твиттере» и «Вконтакте». А еще он освоил сайты, где журналисты ищут экспертные мнения, и дает там комментарии о сельском хозяйстве.

— Пока на Кавказе я не видел других фермеров, которые бы раскручивали свой бренд или производство через социальные сети и блоги. Хотя я как глава нашего «Агросоюза КБР» объясняю фермерам: сейчас такое время, что нужно продвигать себя через сеть. Надеюсь, пройдет немного времени и другие наши фермеры из КБР выйдут в социальные сети, будут выступать экспертами в прессе, звать к себе журналистов и блогеров.

В прошлом году Теунов начал устраивать блог-туры на свое овощное производство: принимает у себя горожан из КБР и туристов, путешествующих по Кавказу.

— Сейчас власти говорят, что надо развивать агротуризм. Нам есть что показать, и людям интересно. Когда ко мне приезжают блогеры, я рассказываю о технологиях выращивания овощей. Весной и летом в теплицах растут томаты, а осенью и зимой — огурцы. У нас есть экоовощи, выращенные без применения удобрений, а есть выращенные биометодом, то есть на органических удобрениях. Есть производство на обычных удобрениях. Я могу много об этом рассказывать, так как параллельно у меня еще один бизнес — продажа удобрений для растениеводства и тепличных хозяйств.

Мурат Теунов

Мурат Теунов. Фото: Анастасия Степанова/«Русская планета»

«На Кавказе есть особенности менталитета…»

Мурат Теунов пробует внедрить среди своих фермеров то, что на современном деловом языке называется нетворкингом — это решение бизнес-задач с помощью круга друзей и знакомых.

— Ко мне обращаются поставщики-покупатели — берут овощи или удобрения. Я спрашиваю: «А какие еще товары нужны? Давайте, я подскажу вам контакты других местных фермеров». Если все члены нашего агросоюза будут так делать, мы хорошо наладим сбыт, — уверен он. — Конечно, можно сделать и больше — в складчину построить хранилище для овощей и фруктов, но на Кавказе есть особенности менталитета. Здесь каждый хочет быть «сам себе хозяин» и работать максимально самостоятельно.

Сейчас фермер продает товар на московский рынок через поставщиков и на местные рынки, в большие торговые сети пока не стучится: невыгодно.

— Раньше я пытался пробиться в торговые сети, но это сложно для малого и среднего бизнеса — мое производство считается средним. У них плата за вход на полку и штрафы для производителей, если не смог выполнить поставку. Например, по договору я должен поставлять 20 тонн томатов каждую неделю, а если пострадал от стихии и не смог — штраф. Но сейчас торговые сети стали лояльнее. Раньше они привечали только крупных производителей, нас не подпускали. А с конца прошлого года я получаю звонки — приглашают прийти, обсудить условия. Пока это все еще невыгодно, но, если эмбарго не отменят, сети могут и улучшить условия, — предполагает Теунов.

«Здесь земля очень отзывчивая»

— В Кабардино-Балкарии большие возможности для развития аграрного дела: садоводства, растениеводства, овощеводства. Здесь земля очень отзывчивая, у аграриев есть поговорка, на русский переводится примерно так: «Все, что запланировал, сбудется». Сейчас по теплицам у КБР нет конкурентов среди соседних республик. Осетинские фермеры обижаются — их поставщики едут за нашими овощами. У нас есть село Кахун, там в каждом дворе теплицы. Можно ехать только в одно село за товаром с несколькими грузовиками. Есть мощные садоводы «Сады Эльбруса». Здесь много малых и средних фермерских хозяйств — опять же особенности менталитета и географии: местные жители хотят заниматься своим делом, да и чем еще заниматься в Кабардино-Балкарии, если не сельским хозяйством, — объясняет Теунов.

А еще он говорит, что большие госсубсидии на сельское хозяйство на Кавказе — миф.

— Я получал субсидии два года подряд — это капля в море. Смотрите: у меня тогда было 28 соток земли. Я получил 140 тысяч рублей на развитие, то есть по 5 тысяч на сотку. Создать производство на каждой сотке — 75 тысяч рублей.

Сейчас фермер надеется только на социальные связи и интернет, с его помощью он не только находит покупателей и бизнес-партнеров, но и обучается. Хорошо знает английский язык и общается с фермерами из Канады и США.

— Сегодня я могу сказать, что пошел по верному пути. Несмотря на то, что пришлось обанкротиться и уйти в ЛПХ, у меня развивается производство, в теплицах работают 10 человек. Я взялся за новый вид деятельности — помогаю другим аграриям построить теплицы. Сейчас веду переговоры с новыми инвесторами. Они сначала обратились в итальянскую фирму, чтобы просчитать бизнес-план. Итальянцы насчитали 50 млн рублей на 1 га тепличного производства на гидропонике, а я нашел возможности сэкономить и посчитал по 12 млн рублей за 1 га.

По его словам, малое тепличное хозяйство окупается в первый год, большие промышленные теплицы на гидропонике — несколько лет, но при этом любые теплицы считаются высокодоходным бизнесом.

— Как я вижу будущее сельского хозяйства в Кабардино-Балкарии? Думаю, что, если запрет на ввоз продовольствия из европейских стран не отменят, мы будем развиваться. Боимся, что опять повезут турецкие и китайские овощи. Сейчас власти поставили местных производителей на пьедестал почета, но мы должны понимать: все может измениться. Поэтому нужно делать себе имя, осваивать интернет, прививать людям культуру покупки у небольших предпринимателей. Иначе говоря, много работать на свое имя. На Кавказе к этому не привыкать.

Далее в рубрике Перемирие в Сирии: тревожное ожиданиеВступил в силу режим прекращения огня Перемирие в Сирии: тревожное ожидание

Комментарии

27 февраля 2016, 22:11
Если все фермерские хозяйства выйдут в сеть, то это коренным образом изменит ситуацию на рынке. Очень многие действительно хотят аккурат экологичные продукты и знать где они выращены и кем. Это действительно выход.
28 февраля 2016, 22:37
ну если они будут решать вопрос с доставкой своей продукции на столы россиян. то тогда несомненно вы правы
29 февраля 2016, 12:05
В этом то и проблема современной российской экономики. Многие небольшие производства совершенно никому не известны, не занимаются никакой рекламой, не имеют банального сайта. Поэтому их никто не может найти, хотя продукция их весьма востребована.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»