Новости – Общество
Общество
Автострахование окончательно превращается в фарс
Новые правила расчета коэффициентов ОСАГО ударят по дисциплинированным водителям. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Новые правила расчета коэффициентов ОСАГО ударят по дисциплинированным водителям и увеличат число аварий на дорогах
10 августа, 2016 16:00
7 мин
Российский союз автостраховщиков (РСА) окончательно сформулировал свои предложения по повышающему коэффициенту ОСАГО для нарушителей ПДД.
Сапожники из Центробанка
Цифры остались теми же, что ранее озвучивались на неофициальном уровне. Более 4 нарушений в год, согласно документу, автоматически повышают стоимость ОСАГО на коэффициент 1,86, более 9 — 2,06, более 14 — 2,26, более 19 — 2,45, более 24 — 2,65, более 29 — 2,85, 35 и более — 3,04. Об этом «испражнении» больного на всю голову «страхового математика» мы подробнее поговорим ниже, а пока уточним, что в список войдут не все нарушения: скажем, автостраховщики милостиво исключили из него парковку в неположенном месте.
Дальнейшая процедура выглядит так: Центробанк, уполномоченный контролировать страховой рынок, изучит статистику ГИБДД по самым опасным нарушениям и вынесет свой вердикт по новому предложению. По словам главы РСА Игоря Юргенса, в целом инициатива уже согласована с заинтересованными сторонами.
Если вы читаете статью бегло, акцентируем ваше внимание на самой интересной фразе из предыдущего абзаца: Центробанк изучит статистику нарушений ПДД, аварийность, смертность, размер ущерба и сделает соответствующие расчеты. Ну не нашлось у нас, видимо, более компетентных структур, чтобы разобраться, какие поступки на дороге опасны, а какие нет. ЦБ с вверенными ему финансами никак не может справиться, чего же ждать от таких дилетантских «расчетов»? «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», — писал Иван Крылов более двухсот лет назад. Но в этом смысле у нас решительно ничего не изменилось.
Загонят в камеры
Сама по себе идея учитывать, скажем так, стиль и опасность вождения при расчете коэффициента «бонус-малус» ОСАГО — здравая. Флегматичный «колхозник» из правой полосы, стабильно держащий в городе скорость 55 км/ч, а за городом 80 км/ч, не должен платить за страховку столько же, сколько темпераментное дитя горных серпантинов, использующее спидометр исключительно как средство компенсации недостающих достоинств. Система ОСАГО в принципе несправедлива (аккуратные водители вскладчину компенсируют ущерб, нанесенный виновниками ДТП), и подобный подход может до некоторой степени нивелировать эту несправедливость.
Но есть одна серьезнейшая проблема. Подавляющее большинство штрафов в России, особенно в самых крупных, а значит и «вкусных» для страховщиков городах, выписывается по записям с камер видеонаблюдения. И это в корне меняет всю картину.
Ведь огромное число камер установлено с нарушениями, призванными повысить собираемость штрафов. Коррупция в этой сфере такова, что «продавцов полосатых палочек» многие вспоминают не как взяточников, а как бескорыстных ангелов-хранителей: они хотя бы слышали аргументы водителей. Сейчас же требуется упорство, а порой и специальное образование: так, в Казани только кандидату физико-математических наук удалось показать, как местная ГИБДД обворовывает водителей за счет специально настроенных камер. В том же Татарстане в 2009 году одна из камер фиксировала превышение скорости на сотни километров в час (!), при этом на фото было ясно видно, что машины стоят в пробке. Часто камеры вопреки закону ставятся не в специально оборудованных местах, а на усмотрение инспекторов — так, чтобы содрать побольше штрафов: например, в кустах. Есть и другие факторы: памятна война между двумя конкурентами за подряды от ГИБДД Московской области, выводившими из строя камеры друг друга — воз и ныне там, доверять подмосковным системам слежения вообще нельзя. А чего стоит простреленная кем-то камера на железнодорожном переезде в Химках, выписавшая в 2011 году тысячи высосанных из пулевых дырок штрафов (так, неисправной машине на буксире она приписала пересечение рельсов на скорости 131 км/ч), каждый из которых пришлось оспаривать «вручную»?
Обжаловать показания неверно установленной камеры, в принципе, не так уж и сложно, особенно учитывая, что представители ГИБДД и фирм-подрядчиков предпочитают игнорировать судебные заседания, но это все равно масса потраченного времени и нервов. Что же касается комплексов слежения, подкручивающих 2–3 км/ч к вашей скорости, — тут водители практически бессильны.
С годами камеры становятся все «умнее» и фиксируют все больше нарушений: тут и непредоставление приоритета пешеходу, и выезд за стоп-линию, и езда без ремня безопасности. Скорость, конечно, останется во главе злоупотреблений, но и темный ремень поверх темной одежды камера может просто «не разглядеть», особенно в темное же время суток. И дорожная разметка (стоп-линия, разделительная линия) у нас часто существует только в воображении ГИБДД, зато штрафы за нарушение требований разметки выписываются вполне реальные.
Законодательство разделяет штрафы, выписанные по показаниям камер и живыми инспекторами. Так, нельзя лишить водителя прав на основании одной лишь видеофиксации, скажем, выезда на встречную полосу. И это разумно как раз по приведенным выше причинам — все врут, но неодушевленные камеры делают это куда чаще и охотнее, чем живые инспектора.
Хотя и реже, чем руководители страховых компаний.
Слепая жадность
Но и таблица коэффициентов должна будет выглядеть совершенно иначе. Потому что сейчас настало время обещанных вопросов к расчетам РСА.
Человек, нарушивший правила 5 раз, будет платить в 1,86 раз больше, чем нарушивший 4 раза. Сурово, но предположим, что справедливо.
А вот безумное существо, пренебрегшее правилами 50 раз за год, получит коэффициент всего в 1,63 раза больше, чем пятикратный нарушитель.
В результате получается, что страховщики атакуют основную массу водителей, штрафуемых за незначительное превышение скорости, при этом открывая пусть не зеленый, но мигающий желтый свет откровенным автохамам.
Более того, если предлагаемые нововведения будут приняты, ездить станет только опаснее: медленный поток в принципе опаснее быстрого (больше мелких маневров в тесноте) плюс вырастет число резких оттормаживаний перед камерами.
Таким образом, нет и не может быть оправданий идее учитывать фальшивую, непрозрачную, многократно скомпрометированную систему автоматического слежения при расчете коэффициентов ОСАГО. Только штрафы и предупреждения, выписанные дорожными патрулями и сотрудниками стационарных пунктов ГИБДД, можно — и нужно! — принимать во внимание для оценки дисциплинированности водителя. Да, это случайный и ненадежный метод, но тут хотя бы есть сколько-нибудь серьезные основания считать нарушение достоверным.
Иначе нас ожидает просто всеобщее удвоение-утроение тарифов, а ГИБДД и страховые компании сольются во взаимном противоестественном экстазе, окончательно подтвердив определенные наклонности, приписываемые автолюбителями сотрудникам этих систем.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости