Новые русские казаки
Казаки Феодосии во время освящения вод Феодосийского залива на праздник Крещения, 19 января 2016 года. Фото: Дарья Шарипова/ «Русская планета»

Казаки Феодосии во время освящения вод Феодосийского залива на праздник Крещения, 19 января 2016 года. Фото: Дарья Шарипова/ «Русская планета»

Чем занимается казачье войско в Крыму, где никогда не было вольницы

— Казачьему роду здесь нет переводу, — зычным басом говорит атаман Союза казаков феодосийского региона, казачий полковник Борис Степанов.

И как ему не поверить? Казачество в Крыму сейчас активно развивается: только зарегистрированных по российскому законодательству — реестровых — казачьих общин на полуострове насчитывается 58. Крымские казаки пользуются поддержкой государства и представляют определенные силы и ценности, при этом исторически полуостров никогда не был местом казачьей вольницы. «Русская планета» узнала, в чем заключается феномен казачества в Крыму.

Историческая правда и вымысел

— Зоной формирования казачества было огромное пространство от Урала до Днепра. Крым в эту область не входил, — говорит РП Владимир Калиновский, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры исторического регионоведения и краеведения Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, опровергая ряд спекуляций. — Географически самое близкое к Крыму — запорожское казачество, первые упоминания о котором относятся к XV веку.

По словам историка, с 1475 по 1783 годы Крым находился во власти Османской империи, и ни о каком развитии казачества — по сути, православного воинства — в мусульманском государстве речи быть не могло. То же самое можно сказать и о Крымском ханстве (XV–XVIII вв.). Тем не менее казаки контактировали с Крымом, причем и как враги, и как друзья. Например, в конце XVII — начале XVIII века донские и первые кубанские казаки взаимодействовали с Крымским ханством.

— Но это были скорее ситуативные союзы, которые не предполагали постоянного дислоцирования казачьих объединений на территории полуострова, — обобщает Калиновский.

Что касается периода после присоединения Крыма к России (1783 г.), то по месту службы казаки тут периодически появлялись, но станицы не создавали. То есть в Крыму не было постоянных казачьих поселений. И первым толчком для создания казацких общин на территории полуострова стал республиканский период в истории Крыма — 1992–1995 годы. Ориентация тогдашней республики Крым была на Россию, тогда же было решено и создать казачество в Крыму.

— Логика была такова: раз для России традиционным сословным войском является казачество, то давайте и мы его создадим, — рассказывает Калиновский. — И началось. Но этот интерес совпал со всеобщим интересом к казачеству в России и на Украине. А в украинский период существования Крыма здесь уже было множество казачьих общин, причем часть из них ориентировались на проукраинские силы, другая часть — на пророссийские.

Зачем бороться за Россию, если она уже здесь?

— Мы здесь появились в девяностых годах, в 1993–1994-м начали создаваться первые казачьи общины, — говорит РП атаман Борис Степанов. — Союз казаков Феодосийского региона получил первую регистрацию еще в 1999 году. Мы четко и ясно понимали, для чего создавались наши организации при Украине: в противовес определенным порядкам, которые Украина здесь насаждала. Она же постоянно воевала с русским языком. И вот мы начали организовывать свои общины для защиты своих прав, своих интересов — славян, православного люда.

Когда Крым стал частью Российской Федерации, задача защищать русский язык немного отошла в сторону, и появилась необходимость переориентироваться. Зачем бороться за Россию, если она уже здесь?

Впрочем, крымским казакам представилась возможность участвовать в процессе воссоединения Крыма с Россией. Это события новейшей истории, многое пока неизвестно, и роль казаков в событиях Крымской весны оценить трудно. Но в том, что определенную роль они все-таки сыграли, сомневаться не приходится.

— Мне поступил звонок с одной из воинских частей Российского черноморского флота: придите, мы хотим с вами встретиться и поговорить, — рассказывает Степанов. — Так я получил наше первое задание — разблокировать захваченный порт Крым, чтобы пограничная служба начала пропускать желающих выехать с полуострова на территорию Российской Федерации. Я взял своих бойцов — 60 человек, — и мы добились того, что пошла погрузка на паром. «Вежливые люди» появились в Симферополе только на следующий день.

Как крымским казакам живется на Родине

После того как мечта крымских казаков о воссоединении с Россией сбылась, они не потеряли цель своего существования. Казацкое движение в Крыму после 2014 года занялось патриотическим воспитанием детей и молодежи, участием в жизни церковных общин, а также охраной и патрулированием улиц.

— Мы 15 лет назад поставили поклонный крест в селе Морском, и с тех пор там каждый год проходит крестный ход, — говорит Степанов. — Были попытки демонтировать крест, но мы снова его поставили. Этот год не стал исключением, мы ходили с крестным ходом и радовались тому, что крест до сих пор стоит.

19 января, в праздник Крещения, казаки вместе с другими феодосийцами участвовали в крестном ходе от Казанского собора до Центральной набережной, где состоялось освящение вод Феодосийского залива. Казаки были одеты в традиционную форму и несли хоругви. Многие из них по крещенской традиции окунулись в море, а после этого представители феодосийского казачества поили всех горячим чаем.

По словам атамана, местные казачьи общины помогают поддерживать порядок на улицах в праздники, в том числе и на Новый год. Администрация часто просит их провести в городе разные мероприятия: например, чаепитие для школьников.

— У нас есть свои полевые кухни, есть люди, которые умеют готовить, — добавляет он. — Мы можем быстро все это оформить. Я, например, со своими ребятами провел уже 16 детских казачьих игр. Мы и сами играем, и межрайонные соревнования тоже проводим.

Казачество в Крыму и других регионах России, так же, как и на Украине — это один из способов вернуться к корням в век всеобщей глобализации. По словам Бориса Степанова, казачьи заветы и уставы до сих пор сохранились, хотя и несколько переделаны на современный лад. Они по-прежнему напоминают о том, что всегда было важно миллионам русских людей: о почитании старших, воспитании детей, вере и о любви к своей земле.

Люстрация для Родины-матери Далее в рубрике Люстрация для Родины-материУкраинские власти хотят убрать герб СССР с щита легендарного монумента

Комментарии

24 января 2016, 00:42
Казаки вообще большую роль в возвращении Крыма сыграли. Причем старания нужно не только крымских казак отмечать, но и кубанских, они ведь тоже с первых дней на полуострове были и во всех задачах участвовали
24 января 2016, 09:33
Нынешнее казачество надо использовать как скаутов в США - для развития эколого-патриотического движения среди молодёжи ! Тут тебе и лесные походы, и лошади, и рукопашный да сабельный бой , и православные обряды . А заниматься тока выпиванием горилки да пением казацких песен негодиццо
24 января 2016, 20:24
отличная идея, главное ситуация с алкоголем внутри казачества под контроль поставить и с этой братии будет толк для страны
25 января 2016, 20:19
Хорошая идея. Казачество должно приносить РЕАЛЬНУЮ пользу обществу и государству!
25 января 2016, 15:55
Правильно насчет использования казаков по историко-эколого-патриотическому назначению. Ибо выращивать в 21 веке реальных казаков в шапках с саблей на коне немного безумно смотрится. А вообще атаманам надо бороться с алкоголем, ибо пока наше казачество больше напоминает хор пьяных ряженых на деревенской свадьбе...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»