Новогодний лохотрон
В одном из супермаркетов города. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

В одном из супермаркетов города. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Какие уловки используют магазины, чтобы увеличить выручку в предпраздничные дни, и как с этим бороться

Редкий коммерсант откажется воспользоваться ажиотажным спросом, неизбежно возникающим в предновогодний период. Покупатели валят валом, сбиваясь с ног в поисках подарков и не особо разбирая, за что и сколько они платят. А поскольку далеко не все предприниматели одинаково порядочны, на одну реальную распродажу — то есть хоть сколько-нибудь выгодную для покупателя — приходится с десяток липовых, организуемых магазинами исключительно ради сострижения купюр с доверчивых граждан.

Топ-10 относительно честных способов отъема денег у населения

Существует множество приемов — хитрых и не очень, — с помощью которых продавцы не только заставляют вас покупать больше, но и срубают повышенный процент с каждой вашей покупки. Вот самые популярные из них.

1) Заявления о тотальных мегаскидках на товары, которые на самом деле буквально за несколько дней до акции подорожали примерно на столько же, на сколько позже устанавливают скидку (от 30 до 70% от прежней цены). На такой банальной афере в конце 2015 года оскандалилась одна из крупных торговых сетей: она подняла базовые цены, а спустя несколько дней начала «рисовать» скидки в 40%. В итоге популярный парфюм, стоивший до начала псевдоакции около 6200 рублей, сначала подорожал до 7500, а затем якобы подешевел до 4500 рублей. При этом обладатели стандартной дисконтной карты магазина — действие которой не случайно не распространяется на акционные товары — уже много месяцев могли купить те же духи за 4724 рубля. Соответственно, вся обещанная мегавыгода вместо 40% составляла 224 рубля.

2) Мухлеж с переклейкой ценников. Этот прием любят использовать одежные магазины. Смотрит покупатель, к примеру, на джинсы — и видит на ценнике наклейку с надписью «999 руб.». А из-под нее как будто случайно выглядывает еще одна: «1399 руб.». Человек, разумеется, думает, что сэкономит аж 400 рублей, купив вещь по распродажной цене. Как бы не так: джинсы, скорее всего, и до «распродажи» стоили около тысячи, а нижняя цена является придуманной, фиктивной. Она существует лишь для того, чтобы вызвать у покупателя эффект сравнения.

3) Вкусные ароматы. «Запах водки, хвои и трески, мандаринов, корицы и яблок», воспетые Бродским в рождественских стихах, уже давно не просто символы предновогодней суеты, а чрезвычайно действенная рекомендация для маркетологов. Можно не верить, но запахи мандарина и сосны увеличивают продажи более чем на 20%, аромат шоколада и домашней выпечки — на 60%, а запах «породистого» свежемолотого кофе привлекает к «обработанному» отделу в 2,5 раза больше посетителей. Причем работает это в любое время года, а не только перед зимними праздниками.

4) Акции «Три товара по цене двух». На них следует всерьез обращать внимание, лишь когда дело происходит в знакомых вам магазинах и вы в курсе, сколько упомянутые товары стоят в обычное время. Иначе легко обмануться и затариться вещами, цена на которые завышена раза в полтора.

5) Оснащение товарных стеллажей табличками вроде «Последний шанс», «Предложение ограничено», «Лучшая цена в городе». Психологи давно разгадали: считая тот или иной товар более редким, покупатели воспринимают его и как более ценный. Что касается «самой выгодной цены в городе», то вряд ли, выйдя из магазина, кто-то отправится в рейд по остальным торговым точкам, чтобы сличать ценники.

6) «Неожиданно закончившийся» скидочный товар. На этом приеме специализируются центры продаж электроники и бытовой техники. В рекламе, на листовках и баннерах сообщается о скидках на определенные модели приборов, а клиентам, приходящим в магазин, продавцы заявляют, что упомянутые модели, к сожалению, уже разобраны. Зато есть другие, они тоже хороши и стоят почти как акционные. Велика вероятность, что человек, уже настроившийся на покупку, решит не уходить домой с пустыми руками.

7) «Сто вещей под одну ценовую гребенку». Рядом с большим товарным развалом ставится табличка: «Скидка столько-то процентов». Покупатели уверены, что речь идет обо всех товарах, соседствующих с объявлением. Однако на кассе оказывается, что предложение действует лишь для самой дешевой футболки, одного вида колготок или «актуального» зимой купальника. Практика доказывает: люди крайне редко отказываются от товаров, уже донесенных до кассы.

8) «Скидки на самом деле нет, но мы вам об этом не скажем». Магазин оформляет яркий плакат с самой обычной, не измененной ценой на какой-то из мелких товаров: «Сухарики всего за 29 рублей». Покупатели подсознательно ищут скидки в предпраздничном магазине, так что даже не замечают в таких случаях, что никакой скидки нет. И не успел гражданин понять, что в том же магазине есть сухарики дешевле — как уже оплатил на кассе свои 5 или 10 пакетиков.

9) Разница между привлекательным ценником и стоимостью товара на кассе. Получив в супермаркете чек, не ленитесь проверить выбитые в нем цифры на предмет «десяти отличий». Если обнаруживается несоответствие, продавцы и кассиры, как правило, заявляют, что цена на товар «просто изменилась», а магазин «не успел» поменять старый ценник на новый. Примечательно другое: даже столкнувшись с таким откровенным обманом, мало кто отказывается от уже купленных товаров или требует компенсировать ценовую разницу.

10) «Ближе к глазам — значит ближе к кошельку». Желая избавиться от неходовых товаров, магазин непременно разместит их на «золотых» полках на уровне покупательских глаз и снабдит небольшой скидкой. Но стоит покупателю опустить взгляд или, наоборот, поднять голову — и на соседних полках обнаружатся аналогичные товары по куда более привлекательной цене.

Распродажа в магазине одежды. Фото: Виктор Драчев/ТАСС

Не будите в себе маньяка

Предприимчивые дельцы расставляют сети, а наша задача — не попасться на обман. В этом у нас два основных помощника: математика и здравый смысл.

Отправляясь в торговый центр или супермаркет, составьте — мысленно или на бумаге — список вещей, которые хотите купить. Гуляя по магазину, не обращайте внимания на лишние полки и ценники. Прикиньте, сколько денег вы можете позволить себе потратить, и не берите из дома больше этой суммы.

Если не любите считать в уме, вспомните о телефонном калькуляторе. Не стесняйтесь им пользоваться. Увидев таблички вроде «Одна упаковка за 82 рубля, две — всего за 174», усмехнитесь и спокойно идите дальше.

При встрече с плакатом «Лучшая/самая низкая цена в городе» опять же смартфон вам в помощь. Если речь идет о более или менее крупной вещи, мобильный интернет легко позволяет узнать, сколько она стоит в интернет-магазинах.

Наткнувшись на одежду с переклеенным ценником, не спешите хватать ее и бежать, пока эту куртку или джинсы не увели у вас из-под носа. Спросите себя: купили бы вы их, если бы не были уверены в скидке? Если нет — с легкой душой кладите их обратно на полку.

Если продавец-консультант активно сватает вам то или иное изделие, не ведитесь: большинство из них живут на проценты с продаж и лишь стремятся увеличить свою выручку. И не вздумайте испытывать чувство вины, уходя из магазина с пустыми руками: никто не вправе внушать вам обязательство «купить хоть что-нибудь».

Старайтесь расплачиваться «живыми» деньгами, а не кредитными картами. Психологи свидетельствуют, что в таких случаях у человека автоматически включается механизм защиты: наличку, которую он видит и держит в руках, тратить жальче, чем виртуальные банкноты.

Ну и помните, что конец декабря — совсем не последний скидочный рубеж: в январе тоже бывает много акций, притом, как правило, более выгодных, ведь основной покупательский бум уже схлынул.

Что делать, если?..

Напоследок — пара нюансов, связанных с законодательными вопросами. Многие магазины заявляют, что товары, приобретенные по акциям или со скидкой, обмену и возврату якобы не подлежат. Это прямое нарушение закона о правах потребителей. Не обменивать товары магазин имеет право лишь в случае их уценки по причине некомплекта или дефектов, о которых покупателя обязаны уведомить и предупредить. Если же этого не сделано — никакие распродажи не освобождают магазин от обязанности принять товар обратно или обменять в течение двух недель. Притом не только если у вещи обнаружился брак, но и вообще без объяснения причин.


Согласно закону исключение из списка товаров, которые вам обязаны обменять на аналогичный или вернуть деньги даже при условии отсутствия каких-либо дефектов на момент покупки, составляют:

  • товары, отпускаемые на метраж (провода и кабели, отделочные материалы вроде линолеума или ковровых покрытий, а также ткани, ленты, кружево и т.д.);
  • лекарства и всевозможные аппараты для лечения на дому;
  • предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки);
  • косметика и парфюмерия;
  • чулки, носки и нижнее белье;
  • упаковка для хранения пищевых продуктов (в том числе контейнеры);
  • бытовая химия;
  • мебель;
  • ювелирные изделия.

И последнее: если вы столкнулись со случаем массового обмана вроде подделки магазином ценников с указанием фиктивной «бывшей» стоимости вещей и хотите дать выход своему возмущению — обращайтесь с жалобой в Роспотребнадзор и антимонопольную службу. Именно они занимаются контролированием ситуации и наказывают торговцев-нарушителей. Любое повышение цен магазин обязан подтвердить предоставлением накладных. Если у руководства торговой точки их не окажется — фирму не только обяжут восстановить ценники, но и накажут приличным штрафом.

Далее в рубрике Мрачные прогнозы StratforВ 2016 году аналитики из США предрекают эскалацию российско-турецкого конфликта и усиление ДАИШ Мрачные прогнозы Stratfor

Комментарии

30 декабря 2015, 09:03
Ходить перед Новым Годом по магазинам - это вообще сплошная мука. Толкучка, очереди, этот ажиотаж просто убивает. Люди, совершайте нужные покупки заранее!
30 декабря 2015, 10:09
Я думал что только у меня такое отношение к этим распродажам. Так мы одной крови!)) Статья полезная, дам теще почитать)) Спасибо!
30 декабря 2015, 13:30
Строго говоря, раньше предновогодние скидки действительно были реальными, я не раз с выгодой закупался продуктами и алкоголем, а так же приобретал другие товары, которые на новогодних праздниках действительно были дешевле. Но это раньше...
А в этом году - просто обман какой-то! Я намедни прогуливался с целью шоппинга по торговым центрам и буквально быльв шоке - цены дикие, даже со "скидкой"!
Если все настолько хреново, то я даже боюсь предположить что будет, когда праздники закончатся...((((
30 декабря 2015, 14:04
Никогда не тарюсь подарками перед НГ, хожу после 1-2 января. людей нету, цены падают сразу. А переплачивать нет никакого желания - все эти празднеги тока на руку барыгам и спекулянтам
30 декабря 2015, 15:02
В этом году еще не такой мандраж у людей - уже более обдуманные покупки совершают. Вспомнить прошлый год - вообще гребли все что видели. Первый раз я тогда видел пустые полки магазинов электроники))
01 января 2016, 09:33
Ещё один способ массового обмана: Покупаю в "Лен те" кофемолку за 650р. На кассе: у вас карта магазина есть? Нет - значит 850р или идите карту купите(эта цену потом увидел мелкими цифрами написана). Почему я должен платить дважды за один и тот же товар: сначала покупая карту, а затем продукцию? И это почти во всех магазинах практикуется...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»