Новая индустриализация назрела
Дискуссия «Задачи новой индустриализации России». Фото: Алексей Совертков/«Русская Планета»

Дискуссия «Задачи новой индустриализации России». Фото: Алексей Совертков/«Русская Планета»

Представители промышленности и эксперты обсудили необходимость смены курса экономической политики РФ

О новой индустриализации в России говорят уже не первый год, но процесс все не сдвинется с мертвой точки. Сейчас, в условиях экономического кризиса и стабильно низких цен на нефть, смена сырьевой модели экономики и развитие промышленного производства становятся для нашего государства вопросами выживания.

О том, как может произойти новая индустриализация и что этому мешает, говорили 24 февраля на площадке Всероссийского центра изучения общественного мнения в ходе дискуссии «Задачи новой индустриализации России» директора предприятий, ученые, предприниматели и общественные активисты. Они также обсуждали текущее состояние и будущее российской промышленности. Символично, что мероприятие проходило в помещениях бывшей кондитерской фабрики «Красный октябрь», которая сейчас стала креативным кластером и где арендует помещение, в числе прочих и ВЦИОМ.

Мнение народа

Чтобы выяснить отношение российского населения к отечественному производству, ВЦИОМ провел специальное исследование. Данные опроса, представленные участникам и гостям дискуссии, оказались довольно любопытными.

Так, выход из кризиса 26 % опрошенных видит равно как в развитии науки и образования, так и в новой индустриализации страны, в то же время только 6 % рассчитывает на привлечение иностранных инвестиций, а 18 % считает необходимым снижение оборота иностранной валюты. Примечательно, что новую индустриализацию поддерживают хорошо образованные люди зрелого возраста (35-45 лет), проживающие преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.

Отвечая на вопрос: «Где вы хотели, чтобы работали ваши внуки и дети?», 19% респондентов традиционно высказались в пользу госслужбы, 15 % за бизнес, а 11 % за сферу промышленности. При высоком рейтинге одобрения российского президента (82,5 %), большинство (60,2%) наших сограждан выступают за новый курс экономической политики. Кроме того, по распространенному мнению, успешному импортозамещению мешает именно неэффективная работа властей.

Эксперты ВЦИОМ приходят к следующим выводам: в российском обществе сформировались запрос на новую промышленную политику и положительное отношение к новой индустриализации, при этом надежда, в основном, на собственные ресурсы. В отношении инвестпроектов действует принцип: «Не в моем дворе» (50% участников опроса высказались против строительства заводов в непосредственной близости от мест их проживания), но уровень общественной поддержки все же высок.

Проблема — отсутствие диалога

Комментируя результаты исследования ВЦИОМ Сергей Лозинский, партнер Strategy partners group, которая еще несколько лет назад предложила термин «новая индустриализация», заметил, что общественная поддержка не всегда отражается на реальных процессах.

«Россияне хотят, чтобы промышленность развивалась, но никто не хочет, чтобы заводы строились рядом с их домом, все за импортозамещение, но никто не хочет покупать наше, многие хотят, чтобы молодежь работала в промышленности, но не готовы отдавать своих детей в ПТУ», — заметил Лозинский.

Говоря о мировом опыте новой индустриализации, партнер Strategy partners group, обратил внимание, что речь здесь идет не только о развивающихся странах, в первую очередь здесь лидирует США, Канада и Западная Европа.

В свою очередь, представители газоперерабатывающей и нефтехимической компании «Сибур» представили презентацию о своем производстве, наглядно показывающую, что и в России уже несколько лет занимаются новой индустриализацией, а в Тобольске растет центр несырьевой экономики России.

Но не у всех дела идут гладко. Александр Кошкин, генеральный директор ООО «Троицкий металлургический завод» продемонстрировал собравшимся образец сплава металлургического марганца, который стопроцентно импортируется в РФ. Сейчас принято решение о строительстве завода по производству металлургического марганца в России, но вопрос уперся в деньги: получить средства от государства, по словам Кошкина, на такой проект нереально.

Кошкину возразил исполнительный директор Института политических исследований Григорий Добромелов: дело не в том, что государство не хочет выделять деньги, а в отсутствии коммуникаций между госорганами и представителями бизнеса. «Большинство предпринимателей не знает, как получить государственные деньги, а государство создало сложные механизмы. Неправильно говорить, что ничего не делается, проблема в том, что бизнес-сообщество предпочитает не связываться с государством, а государство не понимает, что делать»,  — подчеркнул Добромелов.

Со своей стороны, президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин заявил, что в нашей стране есть все, чтобы провести новую индустриализацию: огромный рынок, ресурсы, заинтересованный бизнес. «Но правительство делает все, чтобы сделать новую индустриализацию невозможной. Главное препятствие: политика правительства и Центробанка», — уверен Константин Бабкин.

Промышленный фронт

Винить во всем власти — это не выход, новая индустриализация от этого не станет ближе. Как стало ясно в ходе мероприятия, проблема в отсутствии конструктивного диалога между государством, представителями бизнес-промышленности, экспертами и обществом.

В том числе в связи с этим было создано движение «Промфронт»,  активисты которого также намерены искать пути выхода страны из кризиса. Дискуссия во ВЦИОМ состоялась при участии движения, а его представители приняли участие в качестве спикеров. Символом движения выбран российский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, который настаивал на необходимости «возбуждения промышленного развития России» как единственного условия ее процветания» и еще в свое время был критиком товарно-сырьевой модели экономики.

Юлия Кондратьева, член общественного комитета «Промфронт», кандидат филологических наук, член Союза журналистов России, проживающая в промышленном Липецке, рассказала «Русской планете» о движении. Идея создать «Промфронт» зародилась в декабре 2015 года, спонтанно, когда ряд журналистов и представителей бизнеса из разных городов, в основном знакомых друг с другом по  социальным сетям,  решили создать движение единомышленников.

«Наша задача организовать диалог и изменить отношение общества к происходящему в российской экономике, а экономика во многом зависит от промышленности. Мы осознали, что можем организовать диалог между государством и промышленниками, между промышленниками и людьми, которые живут в индустриальных регионах», —  рассказывает Юлия Кондратьева.

Юлия Кондратьева, член общественного комитета «Промфронт». Фото: Алексей Совертков/«Русская Планета»

Таким образом, «Промфронт» решил проявить инициативу по принципу «снизу-вверх»: сформировать общественное и устранить недопонимание между заинтересованными группами для блага российской экономики.

«Сегодня состоялось наше первое общественное мероприятие в формате дискуссии. Но сначала был учредительный съезд нашего движения 7 февраля, в канун дня рождения Д.И. Менделеева. Сейчас идет работа над регистрацией движения. Надеюсь, что в скором времени в наших рядах будет не 20 человек, а 100 тысяч, и эти люди могли бы участвовать в агитационных акциях. В этом есть необходимость, Родина в опасности, собственно, поэтому мы и называемся Промышленный фронт», —  заключает Кондратьева.

Григорий Шугаев, обозреватель издания «Русская планета», член общественного комитета Промфронт, подчеркнул в ходе своего выступления, что «Промфронт» —  не политическая организация, и это важно для той деятельности, которой занимается движение.

Григорий Шугаев. Фото: Алексей Совертков/«Русская Планета»

«В последнее время у нас появилась необходимость говорить об экономике, и в воздухе витает это слово — «индустриализация». Дмитрий Иванович Менделеев утверждал, что обязательно должно быть широкое общественное обсуждение для движения страны вперед, которое он не представлял без индустриализации», —  напомнил Шугаев. Обозреватель добавил, что важная идея Менделеева была в том, что государство должно покровительствовать предпринимательству, а предприниматели должен помогать государству.  Если идеи Менделеева найдут воплощение в новой индустриализации, а бизнес и государство при помощи общественных активистов и дискуссий, наконец, услышат и поймут друг друга, тогда и начнется Русская промышленная весна.

America Setting Up “Serious Obstacles” for Russia Далее в рубрике America Setting Up “Serious Obstacles” for RussiaWashington risks losing means of influence in Syria

Комментарии

24 февраля 2016, 21:38
Вот и в 90-х так же собрались господин Гайдар с сотоварищами и думу думать начали, мол, Родина в опасности, надо что-то новое вводить. И понеслась - приватизация, шоковая терапия, ваучеры и прочая дрянь. Что в этот раз-то будет?
24 февраля 2016, 22:46
в этот раз, возможно всеостанется на уровне разговоров, ВПК и так развивается, а остальное у нас дорого делать
25 февраля 2016, 09:51
ВПК не развивается. На основе разворованного, но, отчасти, пока сохранившегося советского производства стали больше производить под гарантированный госзаказ. Но возрождать основы, то же разваленное станкостроение, никто не станет. И в условиях мало-мальски серьезного конфликта, когда потребуется резко нарастить производство оружия, все кончится пшиком.
25 февраля 2016, 09:48
С конца 80-х компания ебн с сотоварищи стала думу думать как развести лохов на деньги, чтобы зажить буржуями "как на западе". И преуспели в этом, развели таки их, наобещав лохам, что это они, лохи, "при капитализме как на западе, заживут как на западе". развалили Россию отделив от нее будущую РФ, устроили ограбление миллионов самых толковых россиян - "либерализацию цен", потом - переворот в 1993 и приватизацию на халяву национального достояния.
Сейчас они собираются доворовать остатки - продолжить приватизацию.
А индустриализация, конечно, чушь. И останется болтовней, видимо, для отвода глаз. "Эффективные собственники" выводящие по 150 млрд в год на запад не станут вместо этого "инвестировать" кровное, честно наворованное себе в ущерб в возрождение основ индустрии и их развитие: дорого и прибыли ждать долго.
25 февраля 2016, 10:54
Василий, вы, наверное, застряли в 90-х, что у вас так все беспросветно и темно вокруг? Успокойтесь, все последние годы реальный сектор экономики только рос. И продолжает развиваться. Реализуются масштабные стратегические проекты в различных отраслях - атомной, космической, энергетической, оборонной, высокотехнологичной.
25 февраля 2016, 12:14
точно, там где была сильная совесткая экономика идет развитие и российской
25 февраля 2016, 00:24
Конечно, во многом это просто разговоры. И разговоры не тех людей, которые что-то решают. Но есть и польза, т. к. без формирования общественного мнения трудно надеяться на улучшения. Другое дело, что собравшиеся "товарищи" опасаясь быть обвинёнными в "совковости" против идей Гайдара и сотоварищей выступать не смеют. При чём правильно опасаются, так как обвинения посыпятся даже не со стороны властей - власть уже давно декларирует (осторожно) отпротивное горбачёво-гайдаровским идеям, а от массы уверовавших во всёмогущество денег. И если власть себе может позволить некоторые дифирамбы делать в сторону, т.к. защищена социальной структурой, то индивидуал, озвучивший идеи, что надо выбираться из денежной зависимости подвергнется оплёвыванию. Меня лично такие плевки не сильно расстраивают, но многие, даже согласные, помалкивают, опасаются. И именно по этой "осторожной" причине дакие собрания крайне не эффективны - формирование общественного мнения идёт вяло и отстаёт от скорости развала экономики (правильнее сказать лжеэкономики - см. статью "Лженаука ЭКОНОМИКА" на сайте НОР). Такие собрания могут быть эффективны лишь как формирование команды, которая либо выйдет с требованиями к власти, либо сама займётся формированием теневого правительства и "теневой" программы выхода страны из кризиса.
25 февраля 2016, 09:56
Какие это "горбачевские идеи"? Горбачев, при всей глупости реализации верных в целом идей "перестройки". приватизацией не занимался даже теоретически.
А власть сейчас как раз таки декларирует ее продолжение, причем, в самых лакомых отраслях. И, естественно, в приватизированной стране никакой "программы выхода из кризиса" - реального развития индустрии - быть не может в принципе, потому что частнику это невыгодно, в отличии от спекуляции, а государство будет получать еще меньше денег в бюджет чем после первой приватизации
25 февраля 2016, 10:35
Э, нет. Он как раз и подготовил почву для ельцинской прихватизации. Все началось с кооперативов, если вы помните...!
25 февраля 2016, 10:57
Что вы к этой приватизации прицепились? Продают неэффективные активы, которые сейчас никакой прибыли не приносят - и продают с обязательствами их дальнейшего развития. Вам что, рабочие места не нужны? Слышите звон, да не понимаете, откуда он.
25 февраля 2016, 11:34
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
25 февраля 2016, 10:34
Вот только за счет чего наше государство планирует воплощать планы новой индустриализации в жизнь - непонятно. Ведь в первой половине прошлого века это была стальная воля руководителя, общая, и очень мощная идея и невероятный энтузиазм трудящихся. Сейчас ни чего этого нет, плюс еще и коррупция зашкаливает, а капиталистическое устройство губит на корню любую перспективную идею.
25 февраля 2016, 10:41
Надо отметить. что общественное мнение у нас более реалистично. чем мнение гряды законодателей и их заместителей.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»