«Носил вериги, чтобы усилить силу молитвы»
Преподобный Силуан Афонский. Фото: Юлия Скопич/ Русская Планета

Преподобный Силуан Афонский. Фото: Юлия Скопич/ Русская Планета

Как в родном селе преподобного Силуана Афонского готовятся отметить 150-летие со дня его рождения

В 2016 году в православном мире будет отмечаться 150 лет со дня рождения святого Силуана Афонского. Корреспондент «Русской планеты» побывала на родине преподобного, в селе Шовское Лебедянского района. О жизни святого и самом селе рассказал настоятель местного храма Рождества Христова иерей Николай Молокоедов.

Отец Николай (Молокоедов). Фото: Юлия Скопич/ Русская Планета

«Он решил, что когда вырастет, посвятит свою жизнь служению Богу»

Храм Рождества Христова помещик Василий Дурасов построил в 1865 году, за год до рождения Семена Антонова (в 1866 году), позднее причисленного к лику святых как Силуан Афонский. В этом храме крестили маленького мальчика. Сюда он ходил на богослужения.

— Наверняка с родителями?

— А также с братьями и сестрами. Семен родился в многодетной семье. Однако примером для него всегда служил отец. Однажды, когда Семен был совсем маленьким, он увидел, что у них воруют сено, и побежал рассказать обо всем отцу. Тот, услышав рассказ сына, лишь перекрестился и сказал: «Пусть воруют, значит им нужнее». Был еще один случай. Однажды во время жатвы мальчик, забыв, что пятница — постный день, наварил свинины для работающих в поле. Все съели ее, ни слова не сказав. Лишь через полгода отец напомнил сыну об этом случае, — рассказывает отец Николай.

— Когда же у Семена появилось стремление посвятить свою жизнь Богу?

Когда мальчику было четыре года, его отец пригласил в дом странника. Между ними завязался разговор, и странник заявил, что Бога нет. Семена это сильно поразило, так как отец всегда учил его обратному. Тогда он и решил, что когда вырастет, посвятит свою жизнь служению Богу. Лет до двенадцати не оставлял этой мысли, а потом узнал о жизни преподобного Иоанна Сезеновского. В девятнадцать лет он попросил отца отпустить его в монастырь, но тот наказал сначала отслужить срочную службу. А если желание не уйдет, тогда он даст свое отцовское благословление.

Желание не ушло…

— Да. Пройти срочную службу Семена направили в петербургский гвардейский полк. Но мысль об Афонском монастыре не покидала его все это время, и он часто посылал туда деньги. Отслужив, всего неделю пробыл дома и, получив благословление родных, отправился на Афон, где поступил в Пантелеимонов монастырь.

Возвращаясь к храму Рождества Христова, что стало с ним с приходом советской власти?

— Его не миновала участь, которая постигла в то время большинство церквей. Разрушать храм начали за год до смерти Силуана Афонского, в 1937 году. Иконы выбросили, а само помещение сначала превратили в зернохранилище, а потом — в склад химикатов. Какое-то время храм выполнял роль гаража, и в нем стояли тракторы. А в начале 90-х его забросили.

Духовная жизнь налаживалась долго. Со временем местные жители очистили храм от мусора, повесили иконы, начали зажигать лампадки. Первую пасхальную заутреню в 2000 году отслужил священник из соседнего села Ново-Ракитино.

Четыре года назад восстанавливать храм направили отца Николая, который до этого уже вернул к жизни десять церквей. С тех пор сделано много. Прогнившие полы в притворе и забитые ранее проходы на колокольню отделаны плиткой. Храм оштукатурен и зашпаклеван, установлены колокола. Недавно здесь появилось электричество и отопление. Храму пожертвовано много церковной утвари. Вернулась икона Святителя Николая, которая была написана на горе Афон и спасена в советские годы местной жительницей.

— Она сняла образ, когда храм только начали разрушать, и спрятала, — рассказывает отец Николай. — Сколько не уговаривали ее позднее отдать икону в другую церковь, не соглашалась. Верила, что рано или поздно возродится храм в родном селе, и оказалась права. На обратной стороне святыни хорошо сохранилась надпись, показывающая, что она была освящена в Пантелеимоновом монастыре. Но мы не тревожим ее, так как возраст все же дает о себе знать. Икона уже чуть ли не рассыпается.

«Не ваш я, дева, уходи!»

Родовой дом преподобного сохранился, но состояние его пока оставляет желать лучшего. Невысокий потолок осыпается, деревянные полы сгнили. Внутри холодно и сыро. Антоновы жили в правой половине дома, а слева был хлев, где они держали скотину. За ним и сейчас стоит полуразрушенный сарай, где хранилось сено и лежали инструменты.

— Дом лишь недавно выкупили у последней хозяйки. В липецкой областной администрации его хотят отреставрировать, воссоздав облик избы XIX века, а потом организовать внутри музей.

— Преподобный бывал здесь после ухода в монастырь?

— Да, в 1904 году он ожидал призыва на Русско-японскую войну. Правда, на фронт его так и не взяли, но святой пробыл в Шовском около года. В доме находиться не захотел, поэтому вырыл в родительском саду землянку. Сюда к нему приходило много людей, и всех он старался наставить на путь истинный. А детей выводил в поле и, показывая на солнышко, называл его лучи божьими «лучиками», внушая не грешить и почитать родителей.

Неужели у него не возникало никаких соблазнов?

Однажды, уже приняв постриг, он понравился местной девушке, и подружки посоветовали ей самой сходить к нему в гости, раз он не ходит на гуляния. Но сколько она не ходила, разговаривал с ней Силуан только о Боге. Тогда подружки посоветовали обнять его. Когда девушка пришла в очередной раз, то прижалась к нему сзади. Только почувствовав под руками железные обручи, она поняла бессмысленность своих визитов. Для укрепления духа монах носил вериги. Силуан отстранил девушку и сказал: «Не ваш я, дева, не ваш, уходи!» Она и перестала ходить.

Позднее на месте, где была землянка, поставили памятный крест, а недавно соорудили часовню. Сложили ее на средства меценатов всего за полгода. Окна сделали в форме креста. На стены повесили иконы, написанные местной жительницей.

— Сейчас ждем тепла и заливаем пол, делаем проводку и начинаем отделку. Все материалы уже закуплены. При хорошей погоде работы осталось недели на две, не больше. Правда, администрация района планирует еще разбить вокруг клумбы, установить фонтаны, проложить асфальт и построить рядом гостиничный комплекс. Планируется, что часовня будет постоянно открыта, чтобы каждый путник мог зайти, помолиться и поехать по своим делам дальше, — рассказывает отец Николай.

Времени остается немного. В июле впервые в Россию с горы Афон привезут мощи святого. В селе уже ожидают много паломников, в том числе из-за рубежа. Известно, что большая делегация из Лондона приедет уже в мае.

Помимо реконструкции храма и строительства часовни, отец Николай благоустраивает источник, который в народе называют «Зеленым колодцем». За целебной водой к нему ходил еще преподобный Иоанн Сезеновский. Однажды местная женщина пошла за блаженным и, увидев, что он помолился и выпил воды, тоже набрала немного водицы. Вернувшись домой, напоила ей сына, и тот через некоторое время выздоровел. Слух об этом чудесном исцелении разнесся по всей округе.

— Когда я пришел в храм настоятелем, облагородил территорию и около источника. Восстановил колодец, поставил раздевалку. Сейчас там стоит небольшая часовня, всегда лежит упаковка свечей, можно оставить записку и пожертвование на храм, которому требуется еще немало вложений для возвращения былого облика.

— Много бывает желающих окунуться?

— Очень, особенно на Крещение. Порой в этот день на источнике купаются до двух тысяч людей. Многие говорят, что после купания выздоравливают, особенно от костных заболеваний. А сейчас я покажу еще усадьбу Дурасовых! Как вы помните, на средства одного из представителей этого рода и был построен храм Рождества Христова.

Подъезжаем к усадьбе, и взору предстает полуразрушенный дом. Дверь нараспашку, окна выбиты.

— Была больница. Возможно, если бы не она, дом бы уже давно разрушился. Некоторые местные жители сами грабят его, выворачивают доски, даже подкапывают. Хотя все комнаты целы, крыша тоже в нормальном состоянии, свет рядом есть. Раньше вокруг бурелом был, сейчас хоть участок совместными усилиями расчистили. А то ведь паломники приедут, захотят посмотреть усадьбу, нам и показать нечего.

Каприз императриц и большевичек Далее в рубрике Каприз императриц и большевичекПочему кукарское кружево стало туристическим брендом Кировской области

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»