Николай Японский: новый апостол
Архиепископ Николай Японский. Фото: orel-eparhia.ru

Архиепископ Николай Японский. Фото: orel-eparhia.ru

Как уроженец Смоленска с благой вестью к японцам ходил

Он пришел в страну, где о православии не знали вообще, а к концу его жизни здесь было больше тридцати тысяч верующих. 16 февраля Православная церковь чтит память равноапостольного Николая (Касаткина) Японского.

Провидение

Он оставил японцам собор, около двухсот церквей и трехсот приходов, десятки священнослужителей и одного епископа, а общее число православных верующих перевалило за тридцать тысяч человек. Так подвел итоги миссионерских трудов Николая Японского (Касаткина) профессор Мицуо Наганава, исследователь православия в Японии.

Равноапостольный Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился в 1836 году в одном из сел Смоленской губернии. Отец его, дьякон местного храма, сделал все, чтобы сын поучил образование (мать святителя умерла, когда ему было всего пять лет). Так, несмотря на бедность в семье, будущий апостол Японии закончил сначала духовное училище в Бельске, затем семинарию в Смоленске, и, наконец — рекомендованный за отличные успехи в Петербург — начал учебу в духовной академии.

Принятие им пострига и последующий отъезд в Японию произошли неожиданно. Другие усмотрели бы в этом случайное стечение обстоятельств, но люди, знавшие святителя лично, трактовали это однозначно как Божие призвание к апостольству. В один из дней святитель увидел в академии объявление, где выпускникам предлагали отправиться в Японию — на роль настоятеля посольской церкви. Он не придал этому значения, но позже, во время богослужения, его вдруг пронзила мысль: он должен ехать! И не просто ехать — но перед поездкой принять монашеский постриг.

Так свершилась судьба одного из главных русских подвижников. 23 июня 1860 года он был пострижен в монашество с именем Николай (в честь святителя Николая Мирликийского), спустя несколько дней рукоположен в иеромонаха, а зиму встречал уже в пограничном Николаевске-на-Амуре. Здесь его увидел другой великий миссионер — святитель Иннокентий (Вениаминов) Аляскинский. Видя бедную рясу Николая, Иннокентий купил материал и сам выкроил молодому монаху новое одеяние – пожелав ему как можно скорее выучить японский язык.

После этого Николай приедет в Россию лишь дважды и оба раза ненадолго: в 1869 году — для ходатайства об учреждении Русской Духовной Миссии в Японии, и в 1879 году — для рукоположения в епископы.

Николай Японский

Архиепископ Николай Японский. Фото: wikipedia.org

Самурай

Первым японцем, принявшим крещение от святителя Николая, стал самурай Такума Савабэ. По легенде, он пришел к русскому подвижнику, чтобы его убить, но остался, увлеченный его проповедью.

До середины XIX века Япония вела политику изоляции по отношению к западным странам. Однако в 1853 году в японскую бухту Урага зашли корабли ВМС США — годом позже американцы принудили Японию заключить договор о дружбе. Это означало конец изоляционной политики в стране, но одновременно привело к росту национализма в среде самих японцев. Многие видели в прибывающих иностранцах враждебную силу, чьей настоящей целью было разорить страну — с особенным подозрением относились к священнослужителям. Плюс к этому, в стране все еще действовал указ от 1614 года о запрете христианского вероучения. Официально его отменят только в 1873 году.

Монахиня Анастасия (Платонова), современница святителя, так описывает момент крещения Николаем самурая, пришедшего забрать его жизнь. Савабэ был жрецом синтоистского культа. Несколько раз Савабэ встречался со святителем у консула, всегда смотрел на него с ненавистью и однажды сказал: «Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Своей проповедью ты вредишь Японии». «А ты разве знаком с моим учением?»  — спросил святитель Николай. «Нет», — смутился японец. «Тогда справедливо ли осуждать кого-то, даже не выслушав?»

Этот диалог изменил жизнь самурая. Уже спустя год после этого диалога святитель Николай писал: «Ходит ко мне один жрец древней религии изучать нашу веру…» А еще через несколько месяцев он сообщал следующее: «Жрец с нетерпением ждет от меня крещения... Единственная цель его жизни теперь — послужить отечеству распространением христианства, и мне приходится постоянно останавливать его просьбы из опасения, чтобы он не потерял голову, прежде чем успеет сделать что-либо для этой цели».

Писание и война

Вслед за Савабэ к крещению пришли и другие японцы. Причиной этого стала настойчивая проповедническая деятельность святителя Николая и его работа по переводу Писания на японский язык. Он говорил: «В настоящее время работа миссии не может ограничиваться одною устною проповедью. Времена Франциска Ксаверия (иезуит 16 века, первый католический миссионер в Японии. — РП.), бегавшего по улицам с колокольчиком и созывавшего таким путем слушателей, прошли. В Японии… при любви населения к чтению и при развитии уважения к печатному слову, верующим и оглашаемым прежде всего нужно давать книгу, написанную на их родном языке».

Вместе с работой по переводу святитель строит в Токио величественный Воскресенский собор. Местные жители так и называли его — «Николай», по имени основателя. Современники святителя пишут: популярность его в японской столице на исходе XIX века была так высока, что можно было, не зная адреса, сказать рикше только его имя — и тебя уже везли к собору или в здание духовной миссии.

Эту любовь несколько подорвала начавшаяся в 1904 году Русско-японская война. Святитель не пожелал покидать Японию, однако перестал принимать участие в общественных богослужениях. Сам он объяснял этот отказ так: «…я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством (как об этом молились японские христиане. — РП.)».

Позже святитель создаст и возглавит Общество духовного утешения военнопленных. Его основной работой станет окормление русских военнопленных, которые десятками тысяч прибывали в Японию в ходе войны.

Прославление

Святителя Николая причислили к лику святых в 1970 году — спустя 58 лет после его смерти. Основанная им в Японии православная церковь здравствует и ныне. Она на правах автономии входит в состав Московского патриархата и насчитывает около 50 000 прихожан. Основанный святителем собор Воскресения Христова японцы и сегодня называют его именем — Николай-до. С 1962 года он имеет статус памятника культуры Японского государства.

Обратная сторона толерантности Далее в рубрике Обратная сторона толерантностиИз Финляндии депортируют тяжелобольную 74-летнюю россиянку

Комментарии

16 февраля 2016, 09:45
Неблагодарное это дело - благую весть японцам носить. В Библии про них ни чего нет и кто они такие на самом деле - большой вопрос...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»