Новости – Общество
Общество
«Ничего похожего на рисунки Шульган-Таша в мире нет»
Отличием пещеры Шульган-Таш от других является наличие композиции: отдельно взятых сюжетов и сцен, дополняющих друг друга. Фото: Екатерина Спиридонова/ Русская Планета
Ученые ищут финансирование, чтобы определить точный возраст уникальных наскальных изображений
3 мая, 2016 14:00
7 мин
Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» расположен в западных предгорьях Южного Урала, в красивейшем Бурзянском районе Башкирии. Самая большая его достопримечательность — огромная многоэтажная пещера с изображениями животных, относящимися к каменному веку.
На днях стало известно, что международная группа ученых вычислила возраст слоя кальцита, наросшего на уникальных изображениях. Этот анализ позволил по-новому взглянуть на древнейший памятник археологии и сделать смелые предположения о предназначении и возрасте самих рисунков. Подробности «Русской Планете» рассказал принимающий участие в раскопках археолог, кандидат исторических наук Вячеслав Котов.
— Когда мир узнал о древних рисунках пещеры Шульган-Таш (Каповой пещеры)?
— Древние рисунки пещеры Шульган-Таш в 1959 году открыл археолог-любитель, профессиональный биолог и специалист по истории охоты, кандидат биологических наук Александр Рюмин. Он приехал на Южный Урал из Москвы специально для обследования пещер на предмет рисунков. Ему повезло: он их нашел в глубине пещеры на втором этаже, для чего пришлось соорудить специальные лестницы и поднять наверх осветительную технику.
— Значит, все это время пещера была открыта для любого человека, не охранялась?
— Раньше для того, чтобы войти в пещеру, необходимо было разрешение приставленного к ней старика-хранителя. Как правило, люди приходили сюда за кальцитовыми натеками и водой подземного голубого озера Шульган (и то, и другое считалось целебным), а также за глиной. Дальнее озеро особенно ценилось — находится оно в километре от входа на втором этаже пещеры, и путь туда достаточно серьезный и даже опасный. Во всяком случае, сейчас туристов туда не водят.
— После того как в пещере были обнаружены рисунки, ее поставили под охрану?
— Находка Рюмина сразу вызвала ажиотаж с большой долей скепсиса. Как и первооткрывателю пещерного творчества в далеком Средневековье, биологу XX века также не поверили. И лишь после посещения пещеры в 1961 году известным московским археологом Отто Бадером, который подтвердил достоверность находки, к древним рисункам стали относиться всерьез, взяли пещеру под особый контроль. Правда, саблезубых тигров там не оказалось, а некоторые рисунки (например, изображение лисы) благодаря уже нашим исследованиям удалось совершенно точно датировать XIX веком. Остальные же по стилистике оказались похожими на наскальные изображения пещер во Франции, сделанные 15–20 тыс. лет назад. Более точную датировку установить пока сложно, для этого нужны немалые средства на радиоуглеродный анализ, которых у нас пока нет.
Зато существует доказательство единства всех этих изображений: в ходе многочисленных расчисток стен от копоти и грязи, еще в конце 70-х годов на втором (среднем) этаже пещеры в «зале хаоса» были обнаружены две нарисованные охрой лошади, соединенные трапециевидным знаком. Точно такой же знак был обнаружен позднее на третьем (верхнем) этаже. Что он означал, остается только догадываться, но уже очевидно, что датировка этих рисунков будет примерно одинаковой.
Археолог, кандидат исторических наук Вячеслав Котов, принимающий участие в раскопках
Археолог, кандидат исторических наук Вячеслав Котов, принимающий участие в раскопках. Фото: Екатерина Спиридонова/ Русская Планета
— Существуют ли предположения, каким целям служила пещера Шульган-Таш в древности?
— Мы предполагаем, что пещера долгое время выполняла функцию святилища. Как и во многих других пещерах эпохи палеолита, в ее глубине обустраивались культовые или обрядовые места, где совершались ритуалы, предполагающие оживление каких-то мифологических событий. Скорее всего, это были мистерии для молодых людей, в ходе которых они посвящались в мифологические тайны племени. Так называемый обряд перехода (посвящения), в результате которого они получали право охотиться на живых существ, убивать их. В противном случае убийство любого животного было равносильно убийству родственника, тотемного предка племени — существа, от которого зависела жизнь.
— Какие значимые изображения и другие находки в Каповой пещере удалось обнаружить исследователям в результате раскопок?
— В «зале хаоса» в результате пробной расчистки реставраторы обнаружили ровную поверхность стены цвета охры, покрытую прозрачным кальцитом. Ее очистили и открывшуюся взгляду композицию назвали «алтарной»: нанесенные на камень рисунки изображали сцены охоты на мамонта, погони человека за зверем и даже его перерождения после смерти в другое существо.
Радиоуглеродный анализ показал, что подстилающему слою кальцита (под рисунком) 35 тыс. лет, а перекрывающему — 14,5 тыс. лет. Значит, возраст самих рисунков — тот самый значительный промежуток между этими датами. Изображения могли быть нанесены в любое тысячелетие из выделенных нами 20 тысяч. Не самый хороший результат для археолога, но для более точной датировки необходимы дополнительные анализы. Тем не менее хорошие результаты все же есть. Под рисунками удалось обнаружить находки, датировать которые мы смогли более точно уже на первоначальном этапе исследования. Речь идет об орудиях труда человека, охре, следах приготовления краски и плитках с рисунками, приблизительный возраст которых 16 тыс. лет.
— В мире открыто около 300 пещер с рисунками, из них 20 пещер древнее Каповой. В чем же все-таки уникальность Шульган-Таша?
— Отличием пещеры Шульган-Таш от других является как раз наличие композиции: отдельно взятых сюжетов и сцен, дополняющих друг друга. На их примере мы видим идею троичности мироздания, образ Солнца в облике коня, который то скачет по небосводу, то через подземный океан возвращается обратно на небеса, символизируя смену дня и ночи. Почитание лошади как солнечного божества — традиция очень древняя. Такого вы не увидите ни в одной другой пещере.
В западноевропейских пещерах таких интересных находок почти нет. Там присутствуют отдельные изображения колдунов, животных, иногда даже нанесенные друг на друга, но ничего похожего на четкие, «стройные» композиции Шульган-Таша не наблюдается.
— Когда будут известны результаты новых анализов и вы сможете назвать более точную дату найденных изображений?
— Все зависит от финансирования. Мы в нем очень нуждаемся, ведь для того, чтобы Капова пещера попала под охрану ЮНЕСКО как уникальный древнейший памятник, нужны как минимум десять датировок, в то время как у нас пока всего одна предполагаемая дата. Это просто несерьезно и не позволяет нам публиковать статьи в научных журналах! Именно по этой причине зарубежные коллеги не верят в Шульган-Таш — у них на многие древние памятники существует по 150 датировок, у нас же только одна, не подтвержденная пока другими исследованиями и анализами. Это обидно, тем более только у меня одного накопилось полсотни статей о Шульган-Таше, но без дополнительных комплексных исследований, подтверждающих наши научные открытия, за рубежом их печатать не будут. Вот почему дополнительное системное финансирование так необходимо, и не только одной пещере Шульган-Таш! В Башкирии десятки древних объектов не меньшей археологической ценности, которые могут исчезнуть в самое ближайшее время, если только государство о них не позаботится, сохранив и защитив от вандалов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости